Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
Яндекс.Погода

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 24/2007

Аренда общественных и административных зданий, сооружений и помещений: новые подходы и решения
ВАУЛИН Владимир,
юрист
  

 

В правовом регулировании отношений по аренде общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений (далее — здания и сооружения), находящихся в государственной собственности, произошли существенные изменения. Эти изменения вызваны изданием Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2007 № 533 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495 и от 4 августа 2006 г. № 498» (далее — Указ № 533), который вступает в силу через 6 месяцев после его подписания.

С учетом такого продолжительного периода между днем подписания и днем вступления в силу данного законодательного акта у арендодателей и арендаторов имеется достаточно времени для изучения его норм и для соответствующей корректировки своих договорных отношений.

Принципиальным новшеством Указа № 533 является распространение норм Указа Президента Республики Беларусь от 30.09.2002 № 495 «О совершенствовании порядка определения размеров арендной платы и передачи в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в республиканской собственности» (далее — Указ № 495) на общественные, административные и переоборудованные производственные здания, сооружения и помещения, находящиеся в собственности хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фонда), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами. С этой целью Указом № 533 вносятся соответствующие изменения в Указ № 495 и Указ Президента Республики Беларусь от 04.08.2006 № 498 «О некоторых вопросах аренды государственного имущества» (далее — Указ № 498).

 Кого коснутся нововведения 

Как представляется, главным вопросом, который может вызвать затруднения на практике реализации, является определение круга хозяйственных обществ, подпадающих под действие норм Указов № 495 и № 498 после вступления в силу изменений, внесенных Указом № 533.

Как уже отмечалось выше, в Указе № 533 говорится о хозяйственных обществах, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фонда), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами. Способ создания таких хозяйственных обществ при этом не конкретизируется. Поэтому независимо от способа создания хозяйственного общества юридическое лицо, являющееся по своей организационно-правовой форме одним из возможных вариантов хозяйственного общества, при соответствующих условиях подпадает под действие норм комментируемого законодательного акта.

В Указе № 533 не содержится указания на процентное значение количества акций (долей в уставном фонде), обладание которыми позволяет определять решения, принимаемые хозяйственным обществом. По нашему мнению, под данное определение подпадают следующие хозяйственные общества:

в которых введено особое право («золотая акция») государства на участие в управлении в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2004 № 125 «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами» (по состоянию на 01.03.2007);

в которых Республике Беларусь или ее административно-территориальной единице принадлежит контрольный пакет акций. Правда, в отечественном законодательстве не содержится определения понятия «контрольный пакет акций». Нам представляется, что «контрольный пакет акций» означает преобладающее участие акционера (в рассматриваемом случае — государства) в уставном фонде хозяйственного общества. При этом такое преобладание должно быть не по отношению к другим акционерам, а в отношении общего количества акций данного общества, составляющего 100%.

Другими словами, контрольным пакетом акций следует считать такое количество акций, которое обеспечивает акционеру — владельцу этих акций возможность принятия на общем собрании акционеров решения, за которое проголосовал данный акционер. На практике контрольным пакетом акций по тем вопросам, для принятия решения по которым требуется простое большинство голосов, принято считать 50% + 1 акция.

Наряду с этим в зависимости от числа акционеров в том или ином акционерном обществе, степени «распыленности» среди них акций, явки акционеров на общее собрание акционеров, количества голосов, необходимых для принятия конкретного решения, и других обстоятельств, складывающихся на общем собрании акционеров, контрольным пакетом акций может стать и на практике становится и гораздо меньшее количество акций.

В определении состава юридических лиц, на которых распространяется действие норм Указа № 533, по нашему мнению, необходимо учитывать и следующее обстоятельство. Принадлежность акций (долей в уставных фондах) Республике Беларусь или ее административно-территориальной единице не означает их наличия непосредственно в республиканской или коммунальной собственности. Представляется, что государство может реализовать свою возможность по управлению хозяйственными обществами через государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится достаточное количество акций (долей в уставных фондах), позволяющее определять решения, принимаемые соответствующими хозяйственными обществами. 

Уточнения в понятиях и другие изменения 

Указом № 533 уточнены отдельные понятия, используемые в Указе № 495 для целей определения размеров арендной платы за общественные и административные здания и сооружения.

Так, понятие «нормируемая площадь» определяется как сумма площадей, имеющихся в здании, сооружении, за исключением тамбуров, переходов, лестничных клеток, лифтовых шахт, внутренних открытых лестниц, помещений, предназначенных для размещения инженерного оборудования и инженерных сетей, а также вестибюлей, холлов, санузлов и коридоров, являющихся местами общего пользования.

Базовые ставки арендной платы, определенные Указом № 495, дифференцированы в зависимости от категории населенного пункта и целей использования помещений: непроизводственное, производственное, смешанное. Указ № 533 уточняет также понятие «непроизводственное использование» и устанавливает, что это использование помещений для размещения руководителей, специалистов высшего уровня квалификации по предпринимательской деятельности и кадрам, в области права, в области общественных и родственных наук (в соответствии с общегосударственным классификатором «Профессии рабочих и должности служащих»), а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном порядке деятельность с привлечением физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

Изменен порядок применения коэффициентов к базовым ставкам арендной платы. Во-первых, сокращен перечень коэффициентов комфортности: оставлены только два коэффициента по 0,75 — для помещений без естественного освещения и для подвальных помещений. Во-вторых, установлено, что при наличии оснований для применения нескольких коэффициентов к базовым ставкам арендной платы для отдельных видов деятельности, осуществляемой на арендуемых площадях, и отдельных категорий арендаторов в соответствии с приложением № 3 к Положению об определении размеров арендной платы за общественные, административные и переоборудованные производственные здания, сооружения и помещения, находящиеся в государственной собственности, и условиях освобождения от арендной платы и предоставления их в безвозмездное пользование, утвержденным Указом № 495, будет применяться один более низкий коэффициент.

Указом № 533 определено, что размер арендной платы при применении коэффициентов не должен быть ниже суммы амортизационных отчислений, налогов, сборов, других обязательных платежей, уплачиваемых в бюджет арендодателем общественных и административных зданий и сооружений в соответствии с законодательством. Если же при определении арендной платы с учетом всех коэффициентов согласно договору размер ее оказался ниже суммы амортизационных отчислений, налогов, сборов, других обязательных платежей, уплачиваемых в бюджет арендодателем в соответствии с законодательством, арендная плата рассчитывается исходя из такой суммы и прибыли с учетом из рентабельности до 20%. Для этих случаев дается соответствующая формула, по которой должна будет определяться арендная плата.

В новой редакции изложены коэффициенты к базовым ставкам арендной платы, которые применяются для отдельных видов деятельности, осуществляемой на арендуемых площадях, и отдельных категорий арендаторов (приложение 3 к Указу № 495). Так, ряд понижающих коэффициентов будет применяться в зависимости от места осуществления определенного вида деятельности. Скажем, коэффициент 0,4 будет применяться только к тем организациям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют розничную торговлю в сельской местности. Вдвое (с 0,4 до 0,8) увеличится коэффициент, применяемый при расчете арендной платы за площади, арендуемые государственными и негосударственными образовательными и воспитательными учреждениями национальной системы образования для учебных целей. При аренде площадей для осуществления игорного бизнеса будет применяться единый повышающий коэффициент 10,0 без применения коэффициентов комфортности.

В Указ № 495 вносятся также определенные редакционные изменения. 

В завершение отметим, что всем арендодателям общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности, хозяйственным обществам, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, предстоит привести в соответствие с Указом № 533 договоры аренды в части размеров взимаемой арендной платы.

Указ № 533 вступит в силу с 24 апреля 2008 г.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
 
искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР