Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера журнала
Новости для бухгалтера, экономиста
Архив
Все журналы агентства
 
Яндекс.Погода

"НАЛОГОВЫЙ ВЕСТНИК" № 23/2007

Обязательное подтверждение соответствия: изучаем новые правила

 

ЕРОХОВА Вера,
юрист

 

Согласно Таможенному кодексу Республики Беларусь (далее — ТК) при помещении товаров под таможенный режим декларант (таможенный агент) обязан соблюдать требования и условия обязательного их подтверждения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, установленные Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — Закон). Оценка соответствия проводится и для отечественных товаров, услуг и иных объектов в целях обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, повышения конкурентоспособности продукции (услуг) и т.п. Для некоторых видов продукции и услуг в случае их потенциальной опасности создается перечень, в который включаются как виды продукции, услуг, персонал, иные объекты оценки, подлежащие обязательному соответствию, так и технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (далее — ТНПА), регламентирующие обязательное подтверждение соответствия, а также формы обязательного подтверждения соответствия.

Исходя из ТК особенности помещения под таможенный режим товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия требованиям ТНПА, устанавливаются Правительством и Президентом Республики Беларусь, в связи с чем постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2007 № 861 (далее — Постановление № 861) определен перечень документов, представляемых при помещении под таможенные режимы товаров, подлежащих обязательному подтверждению, а также перечень товаров, которые такому подтверждению подвергаться не должны.

Постановление № 861 в определенной степени изменило условия помещения под таможенный режим товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, поскольку им установлены ограничения обязательного подтверждения соответствия в отношении отдельных групп товаров.

До принятия Постановления № 861 условия помещения под таможенные режимы товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, были установлены совместным постановлением Государственного таможенного комитета, Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 08.07.2005 № 38/25 (далее — Постановление № 38/25), в соответствии с которым также не требуется представления сертификата соответствия, сертификата одобрения и декларации о соответствии при таможенном оформлении названных товаров. В то же время условия освобождения от подтверждения некоторых товаров из этого списка несколько изменены. Например, не предусмотрено представление таможенному органу при ввозе в качестве составных частей технологического оборудования и устройств документов, подтверждающие их соответствие, выдаваемым по результатам испытаний, предъявление конструкторской документации, подтверждающей, что ввозимые составные части действительно являются составными частями устройства, ввозимого в разобранном виде. Не представляется в данном случае и заключение (рванее считавшимся обязательным) аккредитованного органа по сертификации, подтверждающего, что продукция будет сертифицирована после сборки в составе технологического оборудования или устройства по результатам испытаний.

Некоторые товары, на которые ранее распространялось освобождение, Постановлением № 861 из этого списка исключены. Это касается ввозимых тихоходных автотранспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 25 км/ч. Товары, ввозимые в целях переработки, хранения либо подлежащие уничтожению, таможенное оформление которых осуществляется в порядке, предусмотренном ТК, наоборот, этот список дополнили.

Приложением к Постановлению № 38/25 является Перечень товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь (далее — Перечень 2005 г.), который (несмотря на принятие Постановления № 861) продолжает действовать и в настоящее время. Перечень 2005 г. построен таким образом, что входящие в него группы товаров требуют обязательного подтверждения соответствия в зависимости от их наименования, дальнейшего предназначения и соответствия кодам позиций Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (далее — ТН ВЭД), к которым они относятся. Для некоторых наименований или их описаний товаров предусмотрены ограничительные примечания (признаки), в которых указывается, какие именно товары из входящих в позиции ТН ВЭД подлежат (или не подлежат) обязательной сертификации. В любом случае при определении необходимости обязательного подтверждения соответствия товаров применяются правила интерпретации ТН ВЭД.

Постановление № 861 установлены единые требования к представленным декларантом документам, которые подтверждают прохождение товаром процедуры обязательного подтверждения соответствия требованиям ТНПА, фактически являющиеся разрешительными документами для помещения товара под таможенные режимы. К таким документам отнесены две копии сертификата соответствия, выданного аккредитованным органом по сертификации, и две копии декларации о соответствии, оформленной получателем товара и зарегистрированной в соответствующем органе по сертификации, на товары, подлежащие декларированию их соответствия, или двух копий сертификата соответствия на эти товары, выданного органом по сертификации. На одной из копий таких документов получатель товара должен указать номер и дату товаротранспортной накладной (товарной накладной) на ввозимый товар или его партию. Государственный комитет по стандартизации либо аккредитованный орган по сертификации по обращению заинтересованного лица имеет право выдавать письменное заключение о необходимости представления получателем товара таможенному органу указанных документов.

Второе «направление» правового регулирования процесса подтверждения соответствия представляет постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 08.10.2007 № 51 (далее — Постановление № 51), утвердившее Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь (далее — Перечень 2007 г.), который издан взамен одноименного Перечня, утвержденного постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 30.07.2004 № 35 (далее — Перечень 2004 г. и Постановление № 35 соответственно) и действующего с 2004 года. Постановлением № 51 введено обязательное подтверждение соответствия для некоторых новых групп товаров и услуг и установлены сроки, с которых это подтверждение начинает применяться.

Так, впервые с 1 февраля 2008 г. обязательное подтверждение соответствия предусмотрено в отношении электрических устройств для стирки белья (в том числе ультразвуковых), светотехнических изделий, реализуемых индивидуальными предпринимателями — плательщиками единого налога, и выключателей сенсорных. С 1 марта 2008 г. с обязательным подтверждением соответствия будет осуществляться реализация чайных напитков, изготовленных из растительного сырья с применением черного (зеленого) чая, драже, чипсов, снэков, кукурузных, рисовых палочек, соусов кулинарных порошкообразных. Обязательное подтверждение соответствия для обуви производственной и специальной для защиты от общих производственных загрязнений, костюмов и плащей женских для защиты от воды, обуви для активного отдыха для детей, аппаратов бытовых отопительных, работающих на твердом топливе, и т.д. введено с 1 мая 2008 г.

Перечень продукции, услуг, персонала, иных объектов оценки, обязательное подтверждение соответствия по которой было введено Постановлением № 35, но сроки исполнения которого еще не наступили к моменту признания этого нормативного акта утратившим силу, включены в текст Постановления № 51 с сохранением сроков введения обязательного подтверждения соответствия. В частности, с 1 ноября 2007 г. услуги прачечных для населения, услуги по изготовлению мебели по индивидуальным заказам населения (по эскизам и чертежам заказчика), некоторых строительных изделий для жилых и общественных зданий стали сертификационными. С 1 декабря текущего года сертификация обязательна для выполнения услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры для населения, услуги населению по ремонту оконечных абонентских устройств (аппаратов телефонных общего применения и сотовых телефонов. К более далекой перспективе отнесена сертификация строительных изделий для жилых и общественных зданий в форме плит балконов и лоджий железобетонных, изделий входов железобетонных (с 1 января 2009 г.) и плит перекрытий сплошных из тяжелого бетона, панелей стеновых внутренних, панелей стеновых наружных (с 1 июля 2009 г.).

Постановлением № 51 также определен перечень товаров, услуг и персонала, на которые оно не распространяется, в основном соответствующий перечню ввозимых на территорию Республики Беларусь товаров, помещаемых под таможенные режимы, установленному Постановлением № 861, в отношении которых обязательное подтверждение их соответствия техническим нормативным правовым актам не применяется.

В то же время данный перечень значительно шире названного, поскольку учитывает проблемы индивидуальных предпринимателей, перерегистрировавшихся в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.06.2007 № 302 в частные унитарные предприятия. До 1 января 2009 г. им разрешено производить реализацию непродовольственных товаров, за исключением некоторых групп без подтверждения их соответствия ТНПА. Такое же право в отношении реализации непродовольственных товаров, но без указания срока его применения, предоставлено индивидуальным предпринимателям — плательщикам единого налога.

Не подлежат подтверждению соответствия исходя из требований Постановления № 51 также товары, реализуемые в комиссионной торговле в единичных количествах; продукция, поступившая в качестве иностранной безвозмездной помощи (за некоторым исключением); продукция, поступившая в розничную торговлю до наступления срока, с которого вводится ее обязательное подтверждение соответствия.

Перечень автотранспортных средств, которые не подпадают под процедуру обязательного подтверждения соответствия, также изменен. В него помимо автотранспортных средств, поставляемых исключительно для нужд Министерства обороны, включены автотранспортные средства, с момента выпуска которых прошло 3 года или более, независимо от величины пробега; изготовленные в единичных экземплярах в порядке индивидуального творчества или переоборудованные их владельцами; тихоходные, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 25 км/ч.

Перечень 2007 г. составлен по тому же принципу, что и Перечень 2004 г., но состоит из четырех граф. Помимо графы «№ п/п», графы «Наименование продукции, услуг» и графы «Обозначение технических нормативных правовых актов, на соответствие которым осуществляется сертификация», появилась дополнительная графа «Код ТН ВЭД РБ», обозначения которой должны использоваться исключительно в целях идентификации ввозимых товаров при их таможенном оформлении.

При более детальном изучении Перечня 2007 г. обращает на себя внимание изменение базы ТНПА, на соответствие которым осуществляется сертификация некоторых товаров, связанное с принятием новых стандартов и модернизацией прежних, упразднением многих ГОСТов. Например, существенно обновилась нормативная база по бытовым электрическим приборам, техническим средствам обеспечения пожарной безопасности, средствам индивидуальной защиты, спортивного оружия, обуви, специальной одежды. В перечне появились новые наименования товаров, которых ранее не было в производстве и реализации. В то же время отдельные устаревшие наименования товаров из него исключены, как не выпускаемые белорусской промышленностью и не ввозимые из других государств.

Постановление № 51 вступило в силу с 21 ноября 2007 г. и с этой же даты прекращает действовать Постановление № 35 со всеми внесенными в него изменениями.


искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
Бухгалтерский баланс
  Бухгалтерский баланс 2016 год (с формулами)
2016 год
Размер: 0.00 Байт
 
Бухгалтерская отчетность
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по акцизам
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на недвижимость организаций
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу при упрощенной системе налогообложения
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на доходы от осуществления лотерейной деятельности и проведения интерактивных игр
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу на игорный бизнес
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за добычу (изъятие) природных ресурсов
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по единому налогу для производителей сельскохозяйственной продукции
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
2017 год
Размер: 0.00 Байт
  Налоговая декларация (расчет) по налогу за сброс сточных вод
2017 год
Размер: 0.00 Байт
 

Мы на ФБ
ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР