Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Содержание свежего номера
Новости для секретаря
Архив
Все журналы агентства
 
FreeCurrencyRates.com

"СЕКРЕТАРСКОЕ ДЕЛО" № 12/2008

••• Прямая линия «Порядок хранения документов в организации и их подготовка к сдаче в архив»

 

 

Сегодня мы публикуем ответы на вопросы, поступившие к нам на прямую линию по теме «Порядок хранения документов в организации и их подготовка к сдаче в архив», которая проходила 30 октября 2008 г.

Беседу вела Галина Андреевна КУДРЯКОВА, главный специалист общего отдела ГУ «Главное
хозяйственное управление» Управления делами Президента Республики Беларусь.

 

При составлении номенклатуры дел на следующий год могу ли я изменять индексы документов, ведь тогда они будут отличаться от индексов документов, которые были присвоены им в номенклатуре на 2008 год?

Номенклатура дел организации ежегодно уточняется. Следовательно, в номенклатуру при необходимости вносятся какие­то новые заголовки дел, изменения редакционного характера, заголовки дел из одного структурного подразделения переносятся в другое и т.д. Из этого следует, что располагая заголовки дел в определенной последовательности, не исключено, что дела будут получать индексы, отличные от тех, которые были присвоены им в номенклатуре дел в предыдущем году. Это не запрещено нормативными документами.
В данном случае важно, чтобы все изменения были обоснованными.

 

Подскажите, пожалуйста, какой срок хранения у договоров подряда (гражданско­правовые договоры) и номер статьи по перечню, так как я не могу найти этого ни в одном перечне документов?

Действительно, в перечнях типовых документов указаны только трудовые договоры.
В Перечне типовых документов — 20011 срок хранения договоров, соглашений, контрактов (хозяйственные, операционные, трудовые) определен ст. 513 и составляет 3 года после истечения срока договора, проведения налоговой проверки и при условии завершения ревизии. В Перечне типовых документов — 20062 также указаны трудовые договоры и контракты. Пункт 219 этого перечня определяет срок хранения трудовых договоров — 3 года после истечения срока действия договоров.

Так как ни в одном из перечней типовых документов не указаны договоры подряда, мы должны определить срок их хранения логическим путем по аналогии. Не углубляясь в юридическую сторону вопроса, отметим лишь, что договоры подряда относятся к гражданско­правовым договорам, которые имеют свои отличия от трудовых. В частности, подрядчик сохраняет статус самостоятельного субъекта: он не включается в штат работников нанимателя, не подчиняется установленному у нанимателя режиму труда. Оплата за выполненную работу по договору подряда производится в виде вознаграждения, размер которого определяется договором на основании смет, расчетов. Кроме того, для полного расчета необходимо оформить акт приема­сдачи выполненных работ.

Из всего вышесказанного следует, что договор подряда и акт приема­передачи выполненных работ являются основанием для бухгалтерских записей (банковские, кассовые документы). Следовательно, будет логичным срок хранения договора подряда определить в соответствии со ст. 513 Перечня — 2001, а именно 3 года после окончания срока действия договора, проведения налоговой проверки и при условии завершения ревизии.

Не могу не отметить, что сроки хранения договоров подряда, равно как и трудовых договоров, на мой взгляд, требуют пересмотра. Ведь известно, что на физических лиц, работающих по гражданско­правовым договорам, так же как и на тех, кто работает по трудовым договорам, распространяется государственное социальное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве. На таких лиц распространяется и требование ведения индивидуального персонифицированного учета в органах Фонда социальной защиты населения.

Следовательно, в том случае, если гражданин работал какое­то время только по договорам подряда, а в трудовой книжке у него не было никаких записей, он может обратиться к договорам подряда при оформлении пенсии. Однако, учитывая тот факт, что срок хранения договоров подряда сравнительно небольшой, подтвердить факт работы гражданину будет весьма проблематично. Но это уже повод для размышлений разработчикам перечней типовых документов.

 

В описи дел по личному составу вместо повторения однотипных заголовков я пишу слова «то же». Однако наши юристы утверждают, что это неправильно и нужно заголовок каждого дела указывать заново. Правильно ли мне сделано замечание?

В любом случае, когда вам делают замечание по вопросам делопроизводства или архивного дела проверяющие, работники юридической службы или кто­либо другой, вы вправе потребовать, чтобы то или иное требование было подтверждено нормативными документами.
Для юристов особенно понятен термин «презумпция невиновности», т.е. не вы оправдываетесь, а вам доказывают вашу неправоту. В данном конкретном случае вам следует обратиться к ныне действующим Основным правилам работы архивов центральных и местных органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь,утвержденным решением Коллегии Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 30.04.1997 № 5. В п. 5.2.7 недвусмысленно сказано, что при внесении в годовой раздел описи подряд нескольких дел с одинаковыми заголовками пишется полностью заголовок первого дела, а все остальные однородные дела обозначаются словами «то же».
При этом другие сведения о делах вносятся в опись полностью (на каждом новом листе описи заголовок воспроизводится полностью). Следовательно, если вы внесли в опись дел по личному составу, например, несколько томов с лицевыми счетами за один год, то первая запись в годовом разделе будет полностью повторять заголовок тома «Лицевые счета по зарплате работников за 2006 г., т. 1». Следующий том в описи можно записать так: «То же, т. 2».

 

Наша организация существует уже 10 лет. Штат у нас небольшой. Документы мы начали приводить в соответствие с архивными требованиями только в этом году. За это время в наименование нашей организации дважды вносились изменения. Каким образом оформить такой реквизит обложки, как наименование организации? Правильно ли писать последнее наименование, учитывая, что дело сформировано, переплетено и оформляется в этом году, или все же прежнее, существовавшее на момент создания документов?

На обложке сформированного дела указывается то наименование организации, которое существовало на момент создания документов. Это значит, что если вы в 2008 году упорядочиваете документы за 1997 год, то на обложке дела следует писать полностью в именительном падеже наименование, которое организация имела в 1997 году. При этом если в период формирования дела название организации изменялось, на обложке указывается последнее название, а старое заключается в скобки. Например, несколько месяцев в 1997 году у организации было одно наименование, а потом оно изменилось. Следовательно, вы указываете сначала на обложке последнее (на конец года) название, а старое пишете в скобках ниже.

 

Наша организация является общественным объединением. Зональный государственный архив прислал нам письмо, в котором указал, что мы должны сдать документы в архив на хранение, перед этим проведя их научно­техническую обработку. Если мы не сможем упорядочить документы сами, то архив готов на платной основе привести наши документы в порядок. Правомочны ли их требования?

Документы общественных объединений с момента введения их регистрации в установленном законом порядке составляют негосударственную часть Национального архивного фонда Республики Беларусь. Общественные объединения так же, как и другие организации независимо от форм собственности обязаны обеспечивать накопление, учет, хранение и использование архивных документов в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Беларусь в области делопроизводства и архивного дела.

В то же время архивы негосударственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь могут быть включены в состав источников формирования по представлению учреждений Государственной архивной службы только с согласия их собственников. Следовательно, если Зональный государственный архив включил ваше общественное объединение в список источников формирования Национального архивного фонда, он мог это сделать только с согласия самого объединения. Списки источников формирования Национального архивного фонда по объектам областного, городского и районного подчинения утверждаются один раз в пять лет и ежегодно уточняются местными исполнительными и распорядительными органами.

Следует иметь в виду, что ваше общественное объединение с целью обеспечения сохранности имеющих научно­историческую ценность документов может обратиться в государственный архив с просьбой принять документы на государственное хранение. В таком случае при согласии государственного архива заключается договор между архивом и общественным объединением, в котором определяется размер компенсации собственником государству расходов по хранению и использованию документов.

В обязательном порядке документы постоянного хранения и по личному составу передаются в городской или районный архив при ликвидации общественного объединения.

Все аспекты взаимоотношений организаций и государственных архивов рассмотрены в Законе Республики Беларусь от 06.10.1994 № 3277­XII «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь» (в редакции от 20.06.2008 № 349­З).

 

1 Имеется в виду Перечень типовых документов органов государственной власти и управления, учреждений, организаций и предприятий Республики Беларусь по организации системы управления, ценообразованию, финансам, страхованию, управлению государственным имуществом, приватизации, внешнеэкономическим связям с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 06.08.2001 № 38.

 2 Имеется в виду Перечень типовых документов органов государственной власти и управления, организаций Республики Беларусь по оперативному и статистическому учету и отчетности, электронным информационным ресурсам, трудовым отношениям, социальной защите, работе с кадрами, образованию, таможенному контролю, материально­техническому обеспечению, административно­хозяйственной деятельности, делопроизводству, работе архивов организаций с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 14.12.2006 № 82.

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

Пример журнала «Секретарское дело»

СД_12_Q275370.jpg

Номенклатура дел
  Номенклатура дел организации
Размер: 0.00 Байт
Скачано: 737 раз
 
Описи дел
  Форма описи дел по личному составу
Размер: 0.00 Байт
Скачано: 438 раз
 
Докладные и объяснительные записки
  Объяснительные записки о нарушении трудовой дисциплины
Размер: 0.00 Байт
Скачано: 1329 раз
 
Заявления
  Образец заявления о согласии на отзыв из отпуска
Размер: 0.00 Байт
Скачано: 1561 раз
 
Приказы
  Пример приказа об оказании материальной помощи
Размер: 0.00 Байт
Скачано: 2054 раз
 

Скачать больше документов для секретарей


ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР