+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Индексация стоимости строительных работ

""

Индексация стоимости строительных работ


Михаил Беляев,
юрист


Как правильно произвести индексацию неотработанного аванса в строительстве? Например, организация получила аванс в мае, при этом взяты индексы апреля — мая со ссылкой на постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2011 № 875. В то же время оплата за апрель получена только 29 мая вместо 15 мая. Заказчик объяснил это проволочками в казначействе. Полагается ли в этом случае производить индексацию?

Пунктом 43 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2011 № 875 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450» (далее — Правила в прежней редакции, постановление № 875 соответственно), предусматривалась индексация не использованных своевременно авансов с учетом изменения стоимости строительно-монтажных работ (далее — СМР) в связи с инфляцией.

Пунктом 2 постановления № 875 прямо определено, что оно распространяет свое действие на договоры, заключаемые после вступления его в силу, а в части установления гарантийных сроков — на объекты, принятые в эксплуатацию после вступления его в силу.

В Правилах заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, в редакции постановления № 875 (далее — Правила в действующей редакции) положение об индексации не использованных своевременно авансов исключено. Таким образом, следует учитывать, что по договорам, заключенным после вступления в силу постановления № 875, Правилами в действующей редакции не предусмотрено изменение стоимости строительных работ в связи с инфляцией на момент фактических расчетов при нарушении сроков их оплаты.

К договорам, заключенным до вступления в силу постановления № 875, применяются п. 43–46 Правил в прежней редакции, которыми предусмотрена возможность взыскания суммы индексации неотработанного аванса.

При этом следует отметить, что индексы изменения стоимости СМР утверждаются ежемесячно. Соответственно, если нарушение срока выполнения работ составило несколько дней в пределах одного и того же месяца, индексация неотработанного аванса невозможна по причине неизменности в течение текущего месяца индекса изменения стоимости СМР на момент фактического их выполнения.

Для начисления индексации необходимо доказать дату и сам факт реального получения аванса подрядчиком.

Согласно п. 30 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.01.2004 № 1 «О некоторых вопросах применения норм Гражданского кодекса Республики Беларусь об ответственности за пользование чужими денежными средствами» в редакции постановления от 06.04.2005 № 8 начисление индексации в случаях, установленных законодательством, не может рассматриваться в качестве иного размера процентов, исключающего взыскание процентов, предусмотренных ст. 366 ГК, поскольку установленная законодательством индексация не относится к мерам ответственности за неисполнение денежного обязательства, а представляет собой перерасчет стоимости обязательства. В связи с этим подлежат удовлетворению иски о взыскании стоимости товаров, работ, услуг, определенной с применением коэффициентов индексации и процентов, предусмотренных ст. 366 ГК, исчисленных на сумму долга без учета индексации.

Аналогичная норма была закреплена и в п. 15 действовавшего до 19.09.2012 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23.12.2005 № 33 «О некоторых вопросах рассмотрения споров, вытекающих из договора строительного подряда».

В настоящее время действует постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.09.2012 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда». Согласно п. 18 указанного постановления к договорам, заключенным до вступления в силу постановления № 875, применяется п. 46 Правил в прежней редакции, которым предусмотрено, что при нарушении сроков перечисления платежей их оплата производится с учетом изменения стоимости СМР в связи с инфляцией на момент фактических расчетов, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Увеличение стоимости СМР следует рассматривать как индексацию, в связи с чем подлежат удовлетворению иски о взыскании стоимости выполненных работ (или ее части), определенной с применением коэффициентов индексации (в том числе, в случае добровольной уплаты должником суммы основного долга с просрочкой, но без учета индексации), и процентов, исчисленных на сумму долга без учета индексации в порядке, предусмотренном ст. 366 ГК.

Как установлено в п. 82 Инструкции о порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120, авансы, полученные и не использованные своевременно, подлежат индексации с учетом инфляции. Аванс считается использованным, если объем работ, предусмотренный графиком производства работ, выполнен в полном объеме.

Контроль за соблюдением порядка индексации не использованных своевременно авансов осуществляет заказчик.

Также и в соответствии с п. 2.12 Положения о порядке расчетов за выполнение работы при строительстве и проектировании объектов, утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.04.1994 № 41, расчеты за законченные этапы (комплексы) работ производятся на основании подписанных должностными лицами справок (актов) по форме № 3 об объемах и стоимости выполненных работ. Стоимость работ, подлежащих оплате, определяется за вычетом ранее полученных авансов, скорректированных на величину изменения индексов стоимости работ, за время пользования авансами.

По договорам, заключенным после вступления в силу постановления № 875, следует учитывать, что Правилами в действующей редакции не предусмотрено изменение стоимости строительных работ в связи с инфляцией на момент фактических расчетов при нарушении сроков их оплаты.

Вместе с тем Правилами в действующей редакции предусмотрена возможность начисления процентов на неиспользованные авансы.

Механизм расчета процентов за пользование неосвоенным авансом представлен в п. 57 Правил в действующей редакции. Так, при невыполнении графика производства работ по вине подрядчика сумма отработанного аванса определяется как произведение стоимости фактически выполненных строительных работ на установленный договором процент авансирования. Сумма неотработанного аванса, определяемая как разница между суммой аванса, фактически полученного подрядчиком для выполнения строительных работ в периоде, принятом за расчетный, и суммой отработанного аванса, признается чужими денежными средствами, неправомерно удерживаемыми подрядчиком.

Подрядчик за пользование чужими денежными средствами уплачивает в бюджет, из которого осуществляется финансирование строительных работ, проценты, начисленные на сумму неотработанного аванса, в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ, выполненных в периоде, принятом за расчетный, на который выдавался аванс.

Период пользования чужими денежными средствами определяется с даты получения аванса до даты подписания заказчиком актов сдачи-приемки работ, на которые выдавался аванс. Зачет подлежащей уплате суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в счет оплаты выполненных строительных работ не допускается.

Текущий аванс считается полностью отработанным, если строительные работы, предусмотренные графиком производства работ, выполнены в полном объеме.

Из п. 57–59 Правил в действующей редакции следует, что порядок и механизм использования аванса, последствия их нарушения, установленные п. 57, 58 Правил, распространяются на объекты, финансируемые с привлечением бюджетных средств, а по объектам, финансируемым без привлечения бюджетных средств, размеры авансов, а также их направление и порядок использования могут быть определены соглашением сторон.

Принимая во внимание, что предпринимательская деятельность осуществляется ее участниками на основе принципа свободы договора (ст. 2, 391 ГК), субъекты хозяйствования вправе предпринимать меры, направленные на снижение рисков. К числу таких мер относится возможность согласования при заключении договоров, наряду с иными способами защиты, условий, механизма применения и расчета индексации суммы основного долга (стоимости выполненных и принятых строительных работ) в случае просрочки его уплаты, если иное не установлено законодательством.


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо подписаться на журнал.


info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023