+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Вопросы о подрядных торгах: нарушения и ответственность

""

Вопросы о подрядных торгах: нарушения и ответственность


Максим Бенсман,
ведущий юрисконсульт 
ООО «Юридическо-консалтинговое бюро Кунцевич и партнеры»



Порядок проведения подрядных торгов в строительстве определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов» (далее — постановление № 235).

Вопрос 1

Какая ответственность (административная, уголовная и т.д.) предусмотрена законодательством за такие правонарушения, как:

— непроведение подрядных торгов в случаях, когда они обязательны в соответствии с законодательством;

— несоблюдение порядка проведения подрядных торгов;

— финансирование строительства объектов (работ) за счет бюджетных средств без проведения подрядных торгов?

Какие нормативные правовые акты регламентируют привлечение к ответственности за нарушения в ходе проведения подрядных торгов?

Ответ

В настоящее время нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие вопросы проведения подрядных торгов, содержат, как правило, общие нормы, определяющие ответственность лиц за нарушения в этой сфере.

Так, например, согласно п. 74 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением № 235, в редакции постановления от 20.02.2007 № 224 (далее — Положение) лица, виновные в совершении правонарушений при организации и проведении подрядных торгов, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Также исходя из ч. 2 и 3 п. 9 Указа Президента Республики Беларусь от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее — Указ № 618) председатель и члены комиссии, созданной для проведения государственных закупок, либо другие лица, виновные в несоблюдении правил в сфере государственных закупок, к которым относятся и подрядные торги, проводимые за счет бюджетных и приравненных к ним средств, причинившем ущерб государству, организациям или гражданам, несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством. При этом руководители государственных органов и государственных организаций, их заместители несут персональную ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности за необеспечение выполнения требований законодательства о государственных закупках.

Нормы, непосредственно предусматривающие ответственность за нарушения в сфере проведения подрядных торгов, содержатся в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Так, ч. 1 ст. 21.17 КоАП установлены санкции за непроведение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем подрядных торгов в соответствии с законодательными актами при заключении договоров на строительство объектов, в том числе на их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство, или несоблюдение порядка их проведения при стоимости строительства объектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь от 3 000 до 50 000 базовых величин.

За указанные правонарушения налагается штраф в размере до 20 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 20 базовых величин, а на юридическое лицо — от 100 до 500 базовых величин.

Следует обратить внимание, что диспозиция ч. 1 ст. 21.17 КоАП в качестве противоправного деяния (действия или бездействия) определяет как непроведение подрядных торгов, так и несоблюдение порядка их проведения. При этом для применения ответственности за указанное нарушение по вышеприведенной норме КоАП необходимо наличие еще двух критериев, а именно:

1) строительство объекта производится за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь;

2) стоимость строительства объекта составляет от 3 000 до 50 000 базовых величин.

Частью 2 ст. 21.17 КоАП установлена ответственность за те же деяния, но при стоимости строительства объектов от 50 000 базовых величин и более, в том числе при осуществлении строительства за счет иных источников, кроме указанных в ч. 1 ст. 21.17 КоАП.

Указанные нарушения влекут наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — до 30 базовых величин, а на юридическое лицо — от 500 до 1 000 базовых величин. Следует отметить, что правонарушения, указанные в ч. 2 ст. 21.17 КоАП, влекут ответственность вне зависимости от источника финансирования строительства.

Еще на одну особенность ст. 21.17 КоАП следует обратить внимание. Она устанавливает санкции за непроведение подрядных торгов или несоблюдение порядка их проведения при заключении договоров именно на строительство объектов, в том числе на их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство. Однако в соответствии с Положением такие торги в ряде случаев являются обязательными и при заключении договоров на закупку иных работ, услуг и товаров для строящихся объектов. Так, согласно п. 4 Положения, если строительство объекта ведется за средства республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь при стоимости строительства объекта 3 000 базовых величин и более, торги проводятся при размещении необходимых для этих объектов заказов на:

— выполнение проектных и изыскательских работ;

— оказание инженерных услуг стоимостью 3 000 базовых величин и более;

— поставку строительных материалов, изделий, конструкций, инвентаря и оборудования стоимостью 3 000 базовых величин и более, за исключением товаров, производимых организациями Республики Беларусь по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь;

— выполнение отдельных видов (комплексов, этапов) строительных, монтажных, специальных и иных работ.

Следует сказать, что указание в диспозиции ст. 21.17 КоАП в качестве состава правонарушения только непроведение или несоблюдение порядка проведения подрядных торгов при заключении договоров на строительство объектов не означает, что совершение аналогичных правонарушений при размещении заказов в случаях, перечисленных в п. 4 Положения, не влечет ответственности виновных лиц.

Статья 21.17 КоАП является специальной нормой, устанавливающей ответственность за нарушения при заключении договоров строительного подряда. Однако КоАП содержит и общую норму ст. 23.83 КоАП, которая устанавливает ответственность за нарушение должностным лицом либо государственным служащим, не являющимся должностным лицом, установленного законодательством порядка проведения конкурсов и аукционов, если в этих действиях нет состава преступления, за исключением нарушений порядка проведения конкурсов и аукционов, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части КоАП. Санкция данной статьи предусматривает ответственность в виде наложения штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.

В связи с вышесказанным следует напомнить, что Положение в ряде случаев, если строительство ведется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, предусматривает обязанность размещения заказов для такого строительства не путем проведения подрядных торгов, а путем проведения процедуры переговоров.

Однако в соответствии с п. 1 Указа № 618 закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов, в том числе для государственных нужд, являются государственными закупками. Таким образом, проведение вышеуказанных процедур переговоров также относится к проведению процедур государственных закупок.

В связи с этим следует упомянуть еще об одной норме КоАП, устанавливающей ответственность за нарушения в сфере порядка осуществления государственных закупок. Пунктом 4 ст. 11.16 КоАП установлена ответственность за следующие правонарушения в сфере осуществления государственных закупок:

— не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках;

— иное нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь;

— изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено актами законодательства, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества;

— уклонение руководителями государственных заказчиков от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд в случае, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным.

Ответственность за указанные правонарушения установлена в виде наложения штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин.

И еще об одной специальной норме КоАП, устанавливающей ответственность за правонарушения, совершаемые при проведении подрядных торгов, следует упомянуть. В соответствии 
с ч. 3 ст. 21.17 КоАП финансирование должностным лицом строительства объектов, в том числе их ремонта, реконструкции, реставрации и благоустройства, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь без проведения подрядных торгов в случаях, установленных законодательными актами, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.

Таким образом, если заказчиком не только не будут проведены подрядные торги в случаях, когда их проведение будет являться обязательным, но и будет начато финансирование такого строительства за счет бюджетных средств, то кроме ответственности по ч. 1 или 2 ст. 21.17 КоАП, должностные лица будут нести ответственность и по ч. 3 ст. 21.17 КоАП. 


Ответы на остальные вопросы доступны только подписчикам журнала

оформить подписку на журнал


info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023