+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Административная ответственность как форма контроля за деятельностью временного (антикризисного) управляющего в деле о банкротстве

""

Административная ответственность как форма контроля за деятельностью временного (антикризисного) управляющего в деле о банкротстве


Татьяна Батракова,
начальник отдела судебной практики
хозяйственного суда Гомельской области



Общие дефиниции ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон) наделяют временного (антикризисного) управляющего (далее — управляющий) обширными полномочиями в части проведения проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника, проведения некоторых процедур банкротства и другими полномочиями, предусмотренными Законом.

Правовые основы

В компетенции антикризисного управляющего и временного управляющего в действительности есть много общего. Так, определенные права временного управляющего трансформируются в конкурсном производстве в обязанности антикризисного управляющего с учетом того, что в процедуре конкурсного производства управляющий выполняет и функции руководителя должника. Такое же преобразование прав в обязанности происходит и в защитном периоде при условии отстранения руководителя должника и возложения обязанностей по управлению на временного управляющего.

Фактически с момента возбуждения в отношении должника производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее — банкротство) и введения защитного периода к управляющему переходит широкий, а с момента открытия конкурсного производства — неограниченный перечень полномочий руководителя должника.

Следовательно, управляющий является не только значимым лицом, участвующим в деле о банкротстве, но и организатором всей хозяйственной деятельности должника. И от того, как управляющий сможет организовать эту деятельность, будет зависеть судьба как самого должника, так и его кредиторов.

Ранее основной формой подтверждения соответствия деятельности управляющего в производстве по делу о банкротстве требованиям законодательства являлось получение таким лицом специального разрешения (лицензии), предусмотренного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Порядок получения указанной лицензии определялся Положением о лицензировании деятельности временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1364, в редакции постановления от 29.12.2007 № 1911.

Необходимость получения лицензий, дающих право на осуществление деятельности управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), отпала со вступлением в силу 1 января 2011 г. Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В свою очередь, наличие широкого спектра полномочий управляющего обусловило существование и немалого числа обязанностей, за неисполнение которых к нему могут быть применены меры административной, а в отдельных случаях — и уголовной ответственности.

Так, за неисполнение или ненадлежащее исполнение управляющим своих обязанностей, если в этих действиях нет состава преступления, ч. 8 ст. 12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) преду­сматривает применение административной ответственности в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин.

В соответствии с п. 63 ч. 1 ст. 3.30 Процессуально-испол­ни­тельного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) правом составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. 8 ст. 12.13 КоАП наделены уполномоченные на то должностные лица органов Министерства экономики Республики Беларусь, а согласно п. 4 ч. 2 ст. 3.30 ПИКоАП в отдельных случаях и секретарь судебного заседания (секретарь судебного заседания — помощник судьи).

К таким органам, в функции которых входит осуществление контроля за соблюдением управляющими требований законодательства о банкротстве, относится Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь и его структурные подразделения (далее — Департамент) (п. 5.18 Положения о Департаменте по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 967).

В соответствии с п. 1.2 постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 31.12.2009 № 204 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» основным методом осуществления Департаментом контроля за соблюдением управляющими требований законодательства о банкротстве является проведение проверки деятельности управляющего по соблюдению им требований законодательства о банкротстве и выполнению уполномоченными должностными лицами управляющего возложенных на них обязанностей по данным вопросам. 


Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала 

оформить подписку на журнал


info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023