+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Экспертиза товаров и услуг: о чем должен знать потребитель?

""

Экспертиза товаров и услуг: о чем должен знать потребитель?

Константин Дадьков,
заместитель директора
ООО «Судебно-экспертная коллегия»,
аттестованный судебный эксперт,

Алексей Казак,
эксперт ООО «Судебно-экспертная коллегия»,
аттестованный судебный эксперт


В начале 2009 г. в Беларуси произошел переход на новый качественный уровень защиты прав потребителей. Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 14.01.2009 № 26 «О некоторых вопросах защиты прав потребителей» (далее — постановление № 26) утвердил Положение о порядке производства экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах), что, с одной стороны, значительно повысило социальную защищенность потребителей, а с другой стороны, создало определенные барьеры на пути такого явления, как «потребительский экстремизм».

Для чего нужна экспертиза?

Целью экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах) является:

— установление (подтверждение) факта наличия недостатков в товаре (выполненной работе, оказанной услуге) и определение причин возникновения этих недостатков;

— оценка достоверности предоставленной потребителям информации о товаре (работе, услуге).

Кто имеет право проводить экспертизу?

Экспертизу товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах) вправе проводить:

— аккредитованные органы сертификации;

— аккредитованные испытательные лаборатории (центры);

— государственные судебно-экспертные учреждения и лица, имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг с указанием составляющей лицензируемый вид деятельности услуги — су­деб­но­-экспертная деятельность;

— торгово-промышленные палаты — по вопросам качества товаров;

— общественные объединения потребителей.

При отказе вышеуказанных экспертных организаций от проведения экспертизы ее вправе провести:

— ремонтные организации, за исключением ремонтных организаций, уполномоченных на устранение недостатков и (или) техническое обслуживание товаров изготовителями (продавцами, поставщиками, представителями), изготовившими (реализовавшими) товары, подлежащие экспертизе;

— изготовители (исполнители), за исключением изготовителей (исполнителей), изготовивших товары (выполнивших работы, оказавших услуги), подлежащие экспертизе.

Постановление № 26 — правовая основа экспертизы

Учитывая довольно развитую в Республике Беларусь систему как аккредитованных испытательных лабораторий, так и судебно-экспертных учреждений можно утверждать, что постановление № 26 обеспечило условия для проведения экспертиз всех видов товаров и услуг при помощи аттестованного испытательного оборудования и средств измерений, зарегистрированных в надлежащем порядке Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (далее — Госстандарт), внесенных в Государственный реестр средств измерений и прошедших первичную и периодическую поверку (калибровку). Лицензиаты и аккредитованные в Госстандарте организации при соблюдении всех норм законодательства и при использовании собственного измерительного и испытательного оборудования получили на законодательном уровне нормативно-методический инструмент для производства экспертиз качества товаров и услуг в кратчайшие сроки. Кроме того, использование поверенных средств измерений и аттестованного испытательного оборудования позволяет получить достоверные и воспроизводимые результаты контроля, признаваемые всеми аккредитованными испытательными лабораториями Госстандарта, а также всеми уровнями судебных и следственных органов.

Постановлением № 26 гарантированы права всех заинтересованных сторон на участие в производстве экспертизы. Производство экспертиз качества товаров и услуг в присутствии всех заинтересованных сторон позволяет обеспечить прозрачность проведения самой экспертизы и обоснованность выводов заключения экспертизы. Таким образом, производство экспертиз качества товаров и услуг аттестованными судебными экспертами, дефектоскопистами и квалифицированными инженерами-метрологами позволяет получить компетентные выводы независимой экспертизы качества, признаваемые всеми заинтересованными сторонами в досудебном и судебном порядке.

Основания для проведения экспертизы

ООО «Судебно-экспертная коллегия» проводит экспертизу на основании одного из следующих документов:

— заявления на проведение экспертизы;

— письма государственного органа по защите прав потребителей о проведении комиссионной или комплексной экспертизы либо экспертизы в целях защиты прав неопределенного круга потребителей.

В качестве государственного органа по защите прав потребителей при назначении экспертизы товаров и услуг, как правило, выступает местный районный исполнительный комитет.

В случае заключения договора на проведение экспертизы в письменной форме заявление может не оформляться.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023