+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Имущественные права потребителей при покупке товара ненадлежащего качества через интернет-магазины

""

Имущественные права потребителей при покупке товара ненадлежащего качества через интернет-магазины

Мария Короткевич,
кандидат юридических наук, юрист


Все чаще покупатели совершают покупку товаров посредством интернет-магазинов. Этому способствуют простота выбора товара через такие сервисы, обеспечение продавцами доставки товара по месту нахождения покупателя, постоянное расширение ассортимента товара, представленного на интернет-страничках продавцов.

Расчеты за покупки через Интернет:
больше вопросов, чем ответов

Часто цена на товары указывается продавцом в иностранной валюте или условных единицах, курс которых представлен, как правило, на интернет-сайте продавца или сумма, подлежащая уплате в белорусских рублях, приводится в скобках. На основании этого попытаемся разобраться в следующих вопросах:

— допускается ли в соответствии с действующим законодательством расчет покупателя с продавцом за товар в иностранной валюте;

— на получение какой суммы будет вправе рассчитывать покупатель при возврате некачественного товара, цена которого определялась в иностранной валюте;

— могла ли цена товара определяться в иностранной валюте?

Законодательство, защищающее права потребителей

Основополагающим законодательным актом в области защиты прав потребителей является Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» в редакции Закона от 08.07.2008 № 366-З (далее — Закон № 90-З). Кроме того, отношения, возникающие с участием потребителей, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК), а также другими законами Республики Беларусь.

Отношения по поводу использования при расчетах иностранной валюты регулируются Законом Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 226-З), Правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, и другими актами Национального банка Республики Беларусь.

В целях обеспечения защиты прав потребителей, приобретающих товары через интернет-магазины, Правительство Республики Беларусь постановлением от 29.04.2010 № 649 утвердило Положение о порядке регистрации интернет-магазинов, используемых для осуществления розничной торговли, в Торговом реестре Республики Беларусь и механизме контроля за их функционированием, которое вступило в силу с 1 июня 2010 г. Данным Положением определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2010 г. вправе осуществлять интернет-торговлю только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре.

Пример

Гражданином Г. в 2008 году у ЧТУП «А» был приобретен холодильник BOSH за 1 408 000 бел. руб. (что в эквиваленте составляло по курсу, который был указан на сайте продавца, 640 долларов США) по образцам, размещенным в сети Интернет на сайте продавца.

Изготовителем на данный товар был установлен гарантийный срок 3 года. До истечения гарантийного срока проявился существенный недостаток: в холодильной камере образовались трещины. Сервисный центр, указанный в гарантийном талоне, выдал заключение о наличии заводского брака, устранение которого было сопоставимо со стоимостью изделия.

Исходя из ст. 20 Закона № 90-З продавец отвечает за недостатки товара, если они были обнаружены в пределах гарантийного срока. Однако продавец на требование гражданина Г. вернуть деньги, уплаченные им за холодильник, ответил отказом. Гражданин Г. обратился с данным требованием в суд. Как следовало из искового заявления, на момент подачи иска цена на аналогичный холодильник BOSH составляла уже не 1 408 000, а 1 750 000 бел. руб. в связи с ростом курса белорусского рубля по отношению к доллару США.

В соответствии со ст. 1 Закона № 90-З существенным недостатком товара является неустранимый недостаток, либо недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере 30% и более от стоимости товара, определяемой на момент устранения недостатка) либо несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка), или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, либо другие подобные недостатки. Из заключения сервисного центра следовало, что недостаток проданного ЧТУП «А» холодильника являлся существенным.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023