+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Некоторые вопросы административной ответственности: ответственность железной дороги и минимальный размер штрафа

""

••• Некоторые вопросы административной ответственности: ответственность железной дороги и минимальный размер штрафа

Сергей Кулаковский,
заместитель председателя хозяйственного суда г. Минска

Алина Драбудько,
помощник заместителя председателя хозяйственного суда г. Минска


Будут ли нести административную ответственность организации Белорусской железной дороги за транспортировку товаров при наличии не соответствующих действительности товаросопроводительных документов?

Частью 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административной ответственности (далее — КоАП) установлена ответственность, в частности, за транспортировку товаров в нарушение установленного законодательством порядка при наличии не соответствующих действительности документов.

Согласно п. 8 постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 13.03.2008 № 13 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами части 4 статьи 12.17 Кодекса республики Беларусь об административных правонарушениях» под транспортировкой товара в нарушение установленного законодательством порядка понимается транспортировка товара без:

— наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров;

— сопроводительных документов;

— документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, а также в случае несоответствия действительности таких документов.

Субъектом указанного административного правонарушения является перевозчик либо собственник (иной законный владелец) товара, фактически осуществляющий его транспортировку или сопровождение при транспортировке.

Однако согласно действующему законодательству о перевозках грузов железнодорожным транспортом обязанность по заполнению транспортной железнодорожной накладной возложена на грузоотправителя.

Пунктом 30 Устава железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1196 в редакции постановления от 03.09.2007 № 1134, установлено, что при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить железнодорожной станции отправления на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов, транспортную железнодорожную накладную.

Грузоотправитель обязан также приложить к транспортной железнодорожной накладной предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами сопроводительные документы (сертификат, спецификацию и другие документы, к которым такжеотносятся товарно-транспортные накладные), необходимые для выполнения таможенных и других процедур на всем пути следования груза.

Организации Белорусской железной дороги не обязаны проверять правильность и достаточность сопроводительных документов, прилагаемых грузоотправителем к транспортной железнодорожной накладной, они имеют право проверять правильность сведений, указанных грузоотправителем в накладной, в том числе производить выборочную проверку массы груза.

Согласно п. 12 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26.01.2009 № 12 «Об утверждении правил перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования» (далее — Правила), железнодорожная станция по просьбе грузоотправителя может составлять за него накладную в соответствии с договором. В этом случае правильность внесенных в накладную сведений удостоверяется подписью грузоотправителя.

Согласно п. 37 Правил в графе «За правильность внесенных в накладную сведений отвечаю» грузоотправитель разборчиво расписывается, удостоверяя правильность внесенных им в накладную сведений, а также указывает свою должность (за исключением, когда грузоотправителем является физическое лицо либо доверенность выдана лицу, не являющемуся работником данного юридического лица), фамилию и инициалы.

В связи с изложенным следует отметить, что административная ответственность основывается в том числе и на принципе виновной ответственности, то есть привлечению к административной ответственности подлежит каждое юридическое лицо, вина которого по отношению к совершаемому административному правонарушению установлена (ч. 5 ст. 4.2 КоАП).

В соответствии со ст. 3.5 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.

В связи с тем, что действующим законодательством на железнодорожного перевозчика не возложена обязанность по проверке соответствия сведений, изложенных в транспортных документах, фактическому состоянию груза, следовательно, отсутствует его вина в транспортировке товаров в нарушение установленного законодательством порядка при наличии не соответствующих действительности документов, а следовательно, и состав административного правонарушения.

Таким образом, Белорусская железная дорога не будет нести ответственность за транспортировку товаров при наличии не соответствующих действительности товаросопроводительных документов.

Какой минимальный штраф по административному делу может быть наложен на физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без государственной регистрации?

Согласно общим правилам наложения административного взыскания, закрепленным в ст. 7.1 КоАП, административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части КоАП в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение.

При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

В силу положений ч. 2 ст. 6.5 КоАП минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее 0,1 базовой величины.

Согласно ч. 6 ст. 6.5 КоАП, если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания, при наложении штрафа на физическое лицо применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части — не более 0,5 базовой величины.

В соответствии с предписанием ч. 7 ст. 6.5 КоАП положение ч. 6 ст. 6.5 КоАП не применяется к физическому лицу, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрена, в частности, конфискация.

В случае совершения физическим лицом административного правонарушения, например, предусмотренного ч. 11 ст. 12.7 КоАП и признания им себя виновным в совершении данного правонарушения и наличия его согласия на применение к нему административного взыскания в судебной практике возникают трудности при определении минимального размера штрафа, который может быть наложен на физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс (то ли 0,1 базовой величины, то ли более 0,5 базовой величины), ввиду несогласованности между данными частями ст. 6.5 КоАП.

Моделируя вышеуказанные нормы на практическую ситуацию (например, осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, и признание им себя виновным в совершении данного правонарушения и наличие его согласия на применение к нему административного взыскания), можно констатировать следующее.

Санкция ч. 11 ст. 12.7 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Наличие указанных в ч. 7 ст. 6.5 КоАП случаев (в частности, конфискации) исключает возможность применения положений ч. 6 ст. 6.5 КоАП.

В приведенной ситуации размер штрафа может быть от 0,1 ба-зовой величины до 100 базовых величин. Наложение административного штрафа в размере более 0,5 базовой величины со ссылкой на взаимосвязанные ч. 6 и 7 ст. 6.5 КоАП представляется ошибочным ввиду отсутствия правовых оснований для ее применения.

Необходимо отметить несогласованность анализируемых частей ст. 6.5 КоАП, которая проявляется в подходе законодателя.

В ч. 7 ст. 6.5 КоАП законодателем закреплено, что если санкция статьи предусматривает лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью или конфискацию; если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельностью; если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность, то нельзя применять нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, в том числе и 0,5 базовой величины, вслучае если в санкции статьи он не установлен. Этим подчеркивается общественная опасность совершенного правонарушения.

В то же время, если согласно обстоятельствам дела физическое лицо не признает себя виновным в совершении административного правонарушения, не выражает согласия на применение к нему административного взыскания и возмещение вреда, а санкция статьи не предусматривает минимального размера штрафа и присутствуют случаи, описанные в ч. 7 ст. 6.5 КоАП, при наложении штрафа на физическое лицо может быть применен минимальный размер штрафа, установленный ч. 2 ст. 6.5 КоАП, поскольку данная норма исходя из ее буквального толкования не взаимосвязана с ч. 6 и 7 ст. 6.5 КоАП.

Таким образом, в равное положение ставится лицо, которое признает себя виновным, с тем лицом, которое не признает себя таковым и не желает возмещать причиненный ущерб. Подобный подход видится не совсем справедливым.

Меру ответственности с учетом обстоятельств дела и личности правонарушителя определяет суд, который может наложить на физическое лицо, совершившее вышеуказанное административное правонарушение, штраф в размере 0,1 базовой величины.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023