+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Система и основы защиты прав землепользователей

""

Система и основы защиты прав землепользователей

Елена Шаршун,
юрист



Одним из основных принципов земельных отношений, закрепленных ст. 5 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — КоЗ), является принцип защиты прав землепользователей.

Гарантии прав на землю

В юридической литературе под защитой прав обычно понимают комплексную систему мер, направленных на обеспечение надлежащей реализации субъективных прав физических и юридических лиц, включая законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также судебную защиту и самозащиту. В теории земельного права защита права землепользования определяется как система содержащихся в правовых нормах определенных мер, направленных на обеспечение рационального использования земли и охрану субъективных прав землепользователей. При этом следует отметить, что защите подлежат не только права землепользователей, но и всех субъектов земельных отношений в целом.

Природа мер защиты как правовых средств, выполняющих восстанавливающие, то есть обеспечительные, функции в процессе правового регулирования, обусловливает актуальность вопроса об их соотношении с правовыми гарантиями. Правовые гарантии обеспечивают юридическую возможность соответствующих субъектов иметь субъективное право, реализовать его в процессе практической деятельности, а при нарушении этого права обеспечить ему надлежащую защиту.

Гарантии прав на землю можно рассматривать в широком понимании. Они охватывают всю сферу действия предоставленных прав и возложенных обязанностей относительно использования земли как природного объекта, обладания конкретным земельным участком. В отличие от общих юридических гарантий прав на землю, конкретные гарантии прав на земельные участки охватывают лишь сферу защиты субъективных прав на землю, поэтому в таких случаях можно говорить о гарантиях прав на землю в узком понимании. К таким гарантиям, в частности, относятся:

— гарантии в сфере защиты прав на землю;

— гарантии в сфере возмещения убытков, причиненных землепользователям;

— гарантии при разрешении земельных споров;

— иные гарантии прав на землю.

Система правовых гарантий прав на землю включает конституционно-правовые и земельно-правовые гарантии.

К конституционно-правовым гарантиям можно отнести следующие положения Конституции Республики Беларусь:

— государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности (ст. 13);

— государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда. При этом осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (ст. 44);

— каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды (ст. 46);

— каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки (ст. 60).

Указанные конституционные положения конкретизируются в законодательстве об охране и использовании земель, которое создает необходимые процедуры для реализации и защиты прав на земельные участки.

Земельно-правовые гарантии реализации и защиты прав на земельные участки, по нашему мнению, включают следующие нормы:

1. Нормы, устанавливающие основания и порядок предоставления земельных участков. Так, в качестве общих законодательных гарантий следует рассматривать закрепление в КоЗ, а также в Указе Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ № 667) правовых форм использования земельных участков, порядка предоставления и изъятия земельных участков.

2. Нормы, направленные на устранение бюрократических барьеров при реализации прав землепользователей. Так, п. 14 Указа № 667 гласит, что председатели местных исполнительных комитетов несут дисциплинарную, административную ответственность за нарушение требований законодательных актов об изъятии и предоставлении земельных участков, а также требований по соблюдению установленного в соответствии с законодательством режима ведения хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесов с особым режимом лесопользования и особо охраняемых природных территорий при принятии решений о размещении объектов в границах таких земель, а при наличии в их действиях состава преступления — уголовную ответственность. Кроме того, законодательными актами установлена обязанность органов местной исполнительной власти по информированию граждан о наличии свободных (незанятых) земельных участков, которые могут быть предоставлены для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, коллективного садоводства, дачного строительства, а также заинтересованных лиц о проведении аукционов.

3. Нормы, предусматривающие право граждан участвовать в рассмотрении затрагивающих их права и защищаемые законом интересы вопросов, связанных с принятием государственными органами решений об изъятии и предоставлении, изменении целевого назначения земельных участков, установлением и прекращением ограничений (обременений) прав на земельные участки. Так, согласно ст. 22 КоЗ такое участие может осуществляться посредством обращения в местные Советы депутатов, исполнительные комитеты, органы территориального общественного самоуправления, участия в местных референдумах, проведения общественной экологической экспертизы, собраний и иных форм прямого участия в государственных и общественных делах, а также через общественные объединения в соответствии с законодательством.

4. Нормы, устанавливающие возможность обжалования решений компетентных государственных органов, связанных с изъятием либо предоставлением земельных участков. В частности, согласно ч. 3 ст. 71 КоЗ решения государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, в том числе решения об отказе в предоставлении земельных участков, а также иные действия (бездействие) этих органов, должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы, вышестоящему должностному лицу и (или) в суд.

5. Нормы, гарантирующие права землепользователей при изъятии земельных участков, в том числе для государственных нужд. Всем землепользователям гарантируется устойчивость их прав, которая обеспечивается тем, что лишение права пользования земельным участком возможно лишь в случаях и по основаниям, которые прямо предусмотрены законом.

Основания прекращения прав на земельные участки установлены гл. 6 КоЗ. Вопросы изъятия земельных участков для государственных нужд у землепользователей помимо КоЗ урегулированы:

— Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом № 667;

— Указом Президента Республики Беларусь от 02.02.2009 № 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд»;

— Положением о порядке выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд и Положением о порядке определения размера убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667».

Согласно ст. 73 КоЗ при изъятии земельных участков для государственных нужд землепользователям возмещаются убытки, а также осуществляется выкуп земельных участков, находящихся в частной собственности. Кроме возмещения убытков землепользователям государственными органами, осуществляющими государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, в зависимости от местных условий и особенностей (в том числе обу-
словленных градостроительными проектами, генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством) и волеизъявления землепользователей могут быть предоставлены равноценные земельные участки.

6. Нормы, предусматривающие сохранение прав на земельные участки при разрушении капитального строения (здания, сооружения) в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, а также при изменении границ административно-территориальных и территориальных единиц. В соответствии со ст. 57 КоЗ при разрушении капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия право на земельный участок, на котором находятся принадлежащие гражданину, индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу разрушенные капитальное строение (здание, сооружение), незавершенное законсервированное капитальное строение, сохраняется, если гражданин в течение 1 года, а индивидуальный предприниматель, юридическое лицо в течение 6 месяцев после такого разрушения в установленном порядке приступят к восстановлению разрушенного капитального строения (здания, сооружения), незавершенного законсервированного капитального строения либо возведению нового. Изменение границ административно-территориальных и территориальных единиц не влечет за собой прекращения прав, изменения вида вещных прав на земельные участки, ранее предоставленные землепользователям, и не является основанием для изменения размеров земельных участков, на которые выданы документы, удостоверяющие право на земельные участки (ст. 74 КоЗ).

Таким образом, гарантии прав на землю представляют собой правовые средства, выраженные в нормативных предписаниях, реализация которых обеспечивает юридическую возможность для субъектов земельных отношений иметь субъективное право, реализовать его, а при нарушении этого права — получить надлежащую защиту. В отличие от правовых гарантий меры защиты гарантируют реализацию субъективного права в случаях, когда оно нарушено либо существует угроза его нарушения.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023