+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Договор поставки и монополисты…

""

••• Договор поставки и монополисты…

Евгения Трофимова,
юрист


В настоящий момент в республике широко развернулась программа поддержки производителя. Но, оказывается, проблема состоит не только в том, чтобы продать продукцию, но и в том, чтобы произвести. Ведь если у организации нет необходимого сырья, то и продукция произведена быть не может.

На практике порой встречаются ситуации, когда необходима защита интересов не поставщика, а покупателя. В качестве примера рассмотрим одну из таких ситуаций.

Организации «Б» (заготовителю сырья) необходимо заключить договор поставки сырья с сельскохозяйственной организацией «А» на последующий календарный год при следующих условиях:

— наличие заведомого несогласия сельскохозяйственной организации-монополиста в доведенных объемах поставок;

— постановление Совета Министров Республики Беларусь (далее — Совмин), утверждающее объем таковых поставок на год, выходит не ранее чем в начале февраля очередного календарного года.

Для начала выясним, имеет ли право сельскохозяйственная организация-монополист отказаться от заключения договора поставки сырья.

Очевидно, что в данном случае организация «Б» хочет заключить договор контрактации, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (заготовителю). Обращаем внимание на то, что в условиях задачи упоминается постановление Совмина, утверждающее объем поставок на год. Как известно, Совмин утверждает постановлением объем поставок для государственных нужд. Следовательно, мы имеем дело с договором контрактации, к которому также применяются положения о договоре поставки для государственных нужд.

В соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь от 24.11.1993 № 2588-XII «О поставках товаров для государственных нужд» (далее — Закон) поставщики, являющиеся монополистами по продаже или производству определенных видов товаров, не вправе необоснованно отказаться от заключения государственных контрактов на поставку товаров для государственных нужд.

Таким образом, в теории все понятно: организация «А» не может необоснованно отказаться от заключения договора поставки сырья, поскольку в таком случае она привлекается к ответственности. Во-первых, в соответствии с той же ст. 11 Закона при необоснованном уклонении поставщика-монополиста от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд поставщик платит государственному заказчику штраф в размере стоимости товаров, определенной в проекте контракта. А во-вторых, согласно п. 1 ст. 12.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях отказ (уклонение) поставщика (исполнителя), государственного заказчика от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки товаров для государственных нужд в случаях, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — от 50 до 100% от стоимости товаров, определенных в проекте государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки товаров для государственных нужд.

Тянем время?

Как известно, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В соответствии со ст. 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Значит, сторонам необходимо прийти к соглашению в определении предмета договора. Причем не столько предмета, сколько объема поставляемой продукции (количества сельскохозяйственной продукции). Ведь основной обязанностью производителя сельскохозяйственной продукции в соответствии со ст. 506 ГК является обязанность произвести и передать в обусловленные сроки контрактанту определенное договором контрактации количество сельскохозяйственной продукции, соответствующей требованиям договора по ассортименту и качеству.

Организация «Б» направляет оферту (проект договора поставки сырья) организации «А», которая в соответствии со ст. 415 ГК в течение 30 дней со дня получения оферты направляет организации «Б» извещение об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора). Фактически процесс согласования всех условий договора может длиться до февраля следующего года, когда будет утверждено постановление Совмина, определяющее объем таковых поставок на год. И если организация «А» не будет согласна заключить договор поставки сырья и после выхода нормативного правового акта, то организация «Б» может обратиться в суд за защитой своих прав, а точнее, с иском о понуждении организации «А» к заключению договора. Согласно п. 5 ст. 499 ГК, если поставщик уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Таким образом, организация-монополист «А» может оттянуть момент заключения договора (и, естественно, момент выполнения своих обязательств) на длительный период.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023