+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

О праве требования возврата исполненного в обязательствах купли-продажи

""

О праве требования возврата исполненного в обязательствах купли-продажи

Светлана Дубай,
судья хозяйственного суда Гродненской области


В силу общего правила, изложенного в ст. 423 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), стороны не вправе требовать возврата исполненного до момента расторжения договора, если иное не установлено законодательством или соглашением сторон. Если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

Наиболее часто в практике возникают вопросы о возможности предъявления требования о возврате исполненного в том случае, если одна из сторон предоставила исполнение, а другая исполнение не произвела. Например, уплачен аванс, который не отработан; произведена предварительная оплата товара, а поставка не осуществлена и т.д. В этом случае кредитор вправе требовать возмещения убытков без расторжения договора либо расторгнуть или отказаться от исполнения договора и потребовать их возмещения. При этом размер убытков равняется, как правило, сумме уплаченного. Наиболее часто такая ситуация встречается в обязательствах купли-продажи.

Так, в силу п. 3 ст. 457 ГК в случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок, покупатель вправе потребовать возврата суммы предварительной оплаты, не переданный продавцом.

Принято полагать, что в этом случае возврат исполненного представляет собой особый вид ответственности, не имеющий ничего общего ни с правовой природой убытков, ни с гражданско-правовой ответственностью вообще. Как правило, указанное право относится к самостоятельному последствию неисполнения стороной обязательства, схожему с применением двусторонней реституции (ст. 168 ГК). При этом наряду с требованием о возврате уплаченного покупатель вправе требовать возмещения убытков, возникших у него в связи с неисполнением обязательства продавцом.

С момента реализации своего права на возврат суммы предоплаты поставщик не обязан поставлять товар, а покупатель не имеет права требовать его поставки. Требование о возмещении убытков в обязательствах купли-продажи в этом случае нельзя отождествлять с требованием о возврате уплаченного, имеющего иную правовую природу.

Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года на случай непоставки товара предоставляет покупателю право заявить о расторжении договора, а впоследствии потребовать от продавца возврата уплаченной цены. Отечественное законодательство не содержит таких норм, в силу чего требование о возврате суммы предоплаты может быть заявлено и вне зависимости от требования о расторжении договора купли-продажи, как это вытекает из п. 3 ст. 457 ГК.

Тем не менее такое требование может быть заявлено и при изменении или расторжении договора купли-продажи. В этом случае требование о возврате исполненного носит компенсационный или реституционный характер и его правовой целью является восстановление нарушенного положения одной из сторон договора.

Однако в случае взаимного исполнения договора обеими сторонами, когда они к моменту расторжения договора уже успели произвести взаимоэквивалентный обмен, должен действовать законодательный запрет на возврат исполненного исходя из ст. 423 ГК.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023