+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Понятие недвижимости: сравнительно-правовой анализ законодательства Беларуси и Германии

""

Понятие недвижимости: сравнительно-правовой анализ законодательства Беларуси и Германии

Ольга Сенько,
секретарь судебного заседания —
помощник судьи хозяйственного суда г. Минска


Недвижимость — понятие, появившееся в Древнем Риме. Оно прошло через столетия и, обогатившись под влиянием различных социально-экономических факторов и национальных особенностей, все чаще привлекает к себе пристальное внимание юристов.

Общие положения о недвижимости и вещах

В нашей стране наблюдается повышенный интерес к такой правовой категории, как недвижимость. Это обусловлено переходом к рыночной экономике и, следовательно, изменением законодательства после распада СССР. Более того, законодатель не просто ввел недвижимость в гражданский оборот, он сформировал и закрепил институт недвижимости, вобравший в себя нормы, определяющие понятие и виды недвижимости, специфику оборота недвижимости, и установил необходимость государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Особенностью белорусской правовой системы является то, что она формируется на основе не только собственного, но и многолетнего опыта западных стран и ориентируется на лучшие достижения континентальной системы права, ярким представителем которой выступает Германия. Гражданское право Германии наиболее близко по духу, конструктивному построению и содержанию правовых понятий и категорий белорусскому гражданскому праву. Кроме того, рецепция римского права на протяжении столетий осуществляется через германское право. Вышесказанное обусловливает необходимость обращения к сравнительному анализу основных положений института недвижимости в Беларуси и Германии.

Основополагающим понятием гражданского права во всех правопорядках является понятие недвижимости. Единой универсальной дефиниции недвижимости не существует. При всем разнообразии подходов к определению недвижимости аксиомой является то, что основным объектом недвижимости выступает земельный участок. Это доминирующий объект недвижимости. Все иные непосредственно связанные с ним объекты недвижимости находятся в состоянии фактической и (или) юридической связанности с ним. Характер этой связанности может быть различным, но он предопределяет специфику правового режима недвижимости.

Германское гражданское уложение (далее — ГГУ) вообще не упоминает термин «недвижимость». Все вещи делятся на движимые и земельные участки. Легальной дефиниции земельного участка в ГГУ не содержится. Итак, в ГГУ назван единственный объект недвижимости — земельный участок, и лишь он подлежит государственной регистрации.

Белорусское законодательство содержит определение земельного участка. Согласно ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — КоЗ) земельный участок — это часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматриваемая в неразрывной связи с расположенными на ней капитальными строениями (зданиями, сооружениями). Следует подчеркнуть, что Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК) не содержит определения земельного участка.

В отличие от ГК в ГГУ дано понятие вещи, составных частей вещи, существенных составных частей вещи, существенных составных частей земельного участка и строения. Не признаются составными частями земельного участка вещи, связанные с землей лишь для временных, преходящих целей, а также принадлежности. ГГУ предусматривает особую правовую фикцию, объявляя права, связанные с правом собственности на земельный участок, составными частями этого участка. Вещами в смысле ГГУ признаются лишь телесные вещи, физические, материальные предметы. Телесность вещи предполагает ее ограниченность в пространстве, ей не предшествует определенное агрегатное состояние. В этом смысле земельный участок — вещь телесная.

В белорусском законодательстве отсутствует подобная норма. Понятие вещи и его соотношение с понятием имущества относятся к доктринальным положениям, отсюда вытекают проблемы, связанные с понятием недвижимости. В ст. 130 ГК используются термины «недвижимая вещь», «недвижимое имущество», «недвижимость» в качестве синонимов. Тем самым закон не ограничивает возможность отнесения к недвижимому и иного имущества.

Права требования и нематериальные блага не регламентируются вещным правом Германии и не могут быть объектами права собственности, за некоторыми исключениями.

Помимо термина «вещь» в литературе используется другой термин. Это понятие вещи в формальном смысле, под которое подпадают физические вещи и бестелесные вещи, например права требования, нематериальные права, прочие имущественные права. Поэтому в германской литературе вопрос о том, являются ли права наряду с вещами объектом права собственности, не вызывает сомнения и возражения. Конструкция «право на право» рассматривается в любом германском учебнике по вещному праву.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023