+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Если работник злоупотребил доверием…

""

Если работник злоупотребил доверием…

Александр Жук,
юрист


Наниматели зачастую сталкиваются с недобросовестными работниками, которые, используя свое должностное положение, стараются извлечь для себя определенную материальную выгоду. Пожалуй, каждый наниматель от таких работников рад был бы избавиться, но как это лучше сделать?

Расторгнуть контракт по п. 8 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) за совершение по месту работы хищения имущества нанимателя не так просто. Ведь основанием для увольнения в данном случае служит факт хищения, который должен быть установлен вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания. А что, если данный факт установлен нанимателем, у которого нет желания тратить лишнее время на судебные тяжбы? Остается п. 2 ст. 47 ТК — совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные и материальные ценности, если эти действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны нанимателя. Наниматель составляет акт о причинении ущерба за подписью директора, главного бухгалтера и юрисконсульта. На основании акта издается приказ об увольнении работника по п. 2 ст. 47 ТК. Казалось бы, вопрос исчерпан. Но здесь-то и может начаться самое интересное.

Фабула дела

Коммерческая организация решила попробовать свои силы в новом виде деятельности, а именно в грузоперевозках. Поскольку опыта у руководства организации во внутриреспубликанских и международных перевозках грузов не было, то пришлось послушаться рекомендаций знакомых. Вскоре был нанят и водитель с опытом работы более 20 лет.

Не прошло и года, как все более отчетливо стала прослеживаться тенденция к убыточности нового вида деятельности. Странное дело: объем перевозок растет, а рентабельность падает. Начали разбираться, и оказалось, что пробег тягача по спидометру не совпадает с пробегом по тахографическим дискам, и разница эта составляет 7 744 км. Дальше — больше. Замерили количество топлива в баке и выявили недостачу. Дело шло к увольнению работника. Водитель оправдывался, что наниматель, видите ли, все неправильно посчитал. Наниматель, конечно же, такого работника тоже держать у себя не хотел. До истечения срока контракта еще оставалось немало времени, и наниматель принял решение уволить работника по п. 2 ст. 47 ТК.

В скором времени в суд от уволенного водителя поступило исковое заявление о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и возмещении морального вреда, причиненного незаконным увольнением.

Позиция истца

В исковом заявлении водитель считал свое увольнение незаконным и необоснованным по следующим причинам.

Акт о причинении ущерба был составлен на основании акта проверки и акта замера топлива. В действительности, по мнению истца, указанные документы никоим образом не подтверждали наличие недостачи. Кроме того, как указал истец, акты были составлены с грубейшим нарушением законодательства.

Истец ссылался на п. 1.3 Инструкции по изготовлению, учету, заполнению и обработке путевых листов грузового автомобиля, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.03.2000 № 31 «Об утверждении бланков путевых листов и инструкций по их заполнению» (далее — Инструкция). Согласно данной норме путевой лист грузового автомобиля является основным первичным учетным документом, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов или актом замера (взвешивания) при перевозке нетоварных грузов показатели для учета работы грузовых автотранспортных средств и водителя, а также данные для начисления заработной платы водителю, осуществления расчетов за перевозки грузов и формирования статистической отчетности.

Согласно п. 4.1.4 Инструкции до выдачи путевого листа водителю диспетчером (или другим уполномоченным на то лицом) в разделе «Работа водителя и автомобиля» в графу 9 записываются показания спидометра при выезде автомобиля, которые переписываются в данный путевой лист из предыдущего. При возвращении автомобиля после окончания работы в разделе «Работа водителя и автомобиля» в строке «Возвращение с линии» механик в графе 11 «Время фактическое» записывает фактическое время возвращения автомобиля и заполняет графу 9 «Показания спидометра» (п. 4.4.1 Инструкции).

В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке использования тахографов на транспортных средствах, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.02.2008 № 8, тахограф представляет собой контрольное устройство, устанавливаемое на механических транспортных средствах в целях непрерывного измерения и (или) регистрации в автоматическом режиме информации о пройденном пути и скорости движения транспортного средства, периодах работы и отдыха водителей, иной дополнительной информации, касающейся эксплуатации транспортного средства.

На основании изложенного истец сделал вывод о том, что учет использованного топлива должен был проводиться не на основании показаний тахографа, а на основании путевых листов, которые являются первичными учетными документами.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023