"" |
Сергей Кулаковский, судья Высшего
Заправщик до карьера не доехал… В сентябре 2007 г. возле деревни Лососно контролеры ИМНС по Октябрьскому району г. Гродно и Гродненской области остановили МАЗ, принадлежащий ОАО «Гродненский комбинат строительных материалов» (далее — ОАО «Гродненский КСМ»), с 6 215 литрами дизельного топлива. Не обнаружив товарно-транспортной накладной, контролеры составили протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), и арестовали горючее. В ходе судебного заседания представитель комбината стройматериалов пояснил, что перевозимое дизтопливо было приобретено в соответствии с договором у РУП «Беларуснефть-Гроднооблнефтепродукт» для собственного потребления. Эта цель была указана в товарно-транспортной накладной (далее — ТТН) от 07.09.2007, по которой горючее было отпущено продавцом. Поэтому топливо неправильно было квалифицировано налоговой инспекцией как «товар»: в соответствии с ч. 1 ст. 29 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь товаром признается имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством. Лицензии на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами ОАО «Гродненский КСМ» не имело. Представитель комбината также сообщил суду, что задержанный грузовик осуществлял внутрихозяйственную перевозку топлива для заправки техники комбината в действующем карьере, принадлежащем предприятию. В качестве первичного документа его транспортировки на ОАО «Гродненский КСМ» являлась ведомость учета выдачи нефтепродуктов, которая служит основанием для списания горюче-смазочных материалов и отражения этой операции в бухгалтерском учете. Рассмотрев представленные сторонами материалы, документы и заслушав пояснения сторон, суд прекратил производство по делу на основании ст. 9.6 и 11.10 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП). При вынесении подобного решения суд руководствовался следующим. Как известно, согласно ч. 4 ст. 12.17 КоАП приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия соответствующих документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета госконтроля влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от 30 до 50 базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг. Однако в данном случае эти санкции неприменимы, поскольку законодательство Республики Беларусь, регулирующее порядок транспортировки товаров, не может распространяться на перевозки, не связанные с их реализацией. Такое положение содержится в ч. 10 п. 8 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 22.05.2003 № 3 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества»1 (далее — Постановление ВХС № 3). Кроме того, как указал суд, действие Закона Республики Беларусь от 20.07.2001 № 50-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»2 не распространяется на автомобильные технологические внутрихозяйственные перевозки, выполняемые юридическими лицами для собственных нужд. Аналогичная норма содержалась и в Правилах автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01.07.2002 № 203 (далее — старые Правила перевозки). Такая перевозка выполняется субъектом хозяйствования для перемещения своих работников или собственных грузов для собственных целей автомобильными средствами, находящимися в их распоряжении. Автомобиль МАЗ, груз которого вызвал претензии со стороны контролеров, осуществлял заправку всей грузовой техники на территории комбината, а также заправку техники в карьерах. При этом технологические внутрихозяйственные перевозки для собственных нужд могут осуществляться как по территории юридических лиц, внутри лесных массивов, так и с выездом автомобиля на дороги общего пользования. Для подтверждения перевозки топлива в подобных случаях не требуется оформление товарно-транспортной накладной — транспортировка оформляется первичными документами (ч. 10, 14 п. 8 Постановления ВХС № 3). Частью 2 ст. 9 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции Закона от 25.06.2001 № 42-З (далее — Закон о бухучете) установлено, что первичные документы принимаются к учету, если они составлены по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству и осуществляющими методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. Следует обратить внимание, что постановление Министерства архитектуры и строительства от 11.04.2005 № 13 «Об утверждении альбома унифицированных форм первичной учетной документации в строительстве и инструкции о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной документации в строительстве» не содержит типовых форм документов на отпуск нефтепродуктов (ведомостей учета, ведомостей на отпуск либо иных форм, обеспечивающих учет нефтепродуктов, заправляемых в собственный транспорт). А при отсутствии утвержденных форм согласно ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете организация принимает к учету самостоятельно разработанные первичные документы. Таким документом на ОАО «Гродненский КСМ» являлись ведомости учета-выдачи нефтепродуктов, на основе которых происходило списание горюче-смазочных материалов и отражение этой операции в бухгалтерском учете. Остается добавить, что автомашина МАЗ осуществляла заправку техники на территории карьеров «Гожа» и «Пышки», выделенных комбинату для разработки залежей мела и добычи песка, что подтверждалось свидетельствами на право временного пользования землей. Все приведенные аргументы и доказательства подтверждали вывод суда о том, что в деянии ОАО «Гродненский КСМ» состава административного правонарушения не было. Постановление хозяйственного суда Гродненской области Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь оставил в силе.
Полностью материал читайте в печатной (или электронной) версии журнала
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023