+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Груз без документов: кто ответит?

""

Груз без документов: кто ответит?

 

Сергей Кулаковский, судья Высшего
Хозяйственного Суда Республики Беларусь

 

Законодательство устанавливает четкие и строгие правила оформления перевозки груза, товара. Однако нарушения в данной области происходят очень часто. Организациям, индивидуальным предпринимателям (далее — ИП) следует четко усвоить, что перевозка товаров, не предназначенных для личного пользования, должна сопровождаться определенными документами. Если такие документы отсутствуют, то нарушитель привлекается к ответственности. Приведем лишь несколько различных по своей сути примеров из судебной практики хозяйственных судов.

Заправщик до карьера не доехал…

В сентябре 2007 г. возле деревни Лососно контролеры ИМНС по Октябрьскому району г. Гродно и Гродненской области остановили МАЗ, принадлежащий ОАО «Гродненский комбинат строительных материалов» (далее — ОАО «Гродненский КСМ»), с 6 215 литрами дизельного топлива. Не обнаружив товарно-транспортной накладной, контролеры составили протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), и арестовали горючее.

В ходе судебного заседания представитель комбината стройматериалов пояснил, что перевозимое дизтопливо было приобретено в соответствии с договором у РУП «Беларуснефть-Гроднооблнефтепродукт» для собственного потребления. Эта цель была указана в товарно-транспортной накладной (далее — ТТН) от 07.09.2007, по которой горючее было отпущено продавцом. Поэтому топливо неправильно было квалифицировано налоговой инспекцией как «товар»: в соответствии с ч. 1 ст. 29 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь товаром признается имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством. Лицензии на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами ОАО «Гродненский КСМ» не имело.

Представитель комбината также сообщил суду, что задержанный грузовик осуществлял внутрихозяйственную перевозку топлива для заправки техники комбината в действующем карьере, принадлежащем предприятию. В качестве первичного документа его транспортировки на ОАО «Гродненский КСМ» являлась ведомость учета выдачи нефтепродуктов, которая служит основанием для списания горюче-смазочных материалов и отражения этой операции в бухгалтерском учете.

Рассмотрев представленные сторонами материалы, документы и заслушав пояснения сторон, суд прекратил производство по делу на основании ст. 9.6 и 11.10 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП). При вынесении подобного решения суд руководствовался следующим.

Как известно, согласно ч. 4 ст. 12.17 КоАП приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия соответствующих документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета госконтроля влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от 30 до 50 базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг. Однако в данном случае эти санкции неприменимы, поскольку законодательство Республики Беларусь, регулирующее порядок транспортировки товаров, не может распространяться на перевозки, не связанные с их реализацией. Такое положение содержится в ч. 10 п. 8 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 22.05.2003 № 3 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел об экономических правонарушениях, влекущих конфискацию имущества»1 (далее — Постановление ВХС № 3).

Кроме того, как указал суд, действие Закона Республики Беларусь от 20.07.2001 № 50-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»2 не распространяется на автомобильные технологические внутрихозяйственные перевозки, выполняемые юридическими лицами для собственных нужд. Аналогичная норма содержалась и в Правилах автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01.07.2002 № 203 (далее — старые Правила перевозки).

Такая перевозка выполняется субъектом хозяйствования для перемещения своих работников или собственных грузов для собственных целей автомобильными средствами, находящимися в их распоряжении. Автомобиль МАЗ, груз которого вызвал претензии со стороны контролеров, осуществлял заправку всей грузовой техники на территории комбината, а также заправку техники в карьерах. При этом технологические внутрихозяй­ственные перевозки для собственных нужд могут осуществляться как по территории юридических лиц, внутри лесных массивов, так и с выездом автомобиля на дороги общего пользования. Для подтверждения перевозки топлива в подобных случаях не требуется оформление товарно-транспортной накладной — транспортировка оформляется первичными документами (ч. 10, 14 п. 8 Постановления ВХС № 3).

Частью 2 ст. 9 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции Закона от 25.06.2001 № 42-З (далее — Закон о бухучете) установлено, что первичные документы принимаются к учету, если они составлены по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству и осуществляющими методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

Следует обратить внимание, что постановление Министерства архитектуры и строительства от 11.04.2005 № 13 «Об утверждении альбома унифицированных форм первичной учетной документации в строительстве и инструкции о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной документации в строительстве» не содержит типовых форм документов на отпуск нефтепродуктов (ведомостей учета, ведомостей на отпуск либо иных форм, обеспечивающих учет нефтепродуктов, заправляемых в собственный транспорт). А при отсутствии утвержденных форм согласно ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете организация принимает к учету самостоятельно разработанные первичные документы. Таким документом на ОАО «Гродненский КСМ» являлись ведомости учета-выдачи нефтепродуктов, на основе которых происходило списание горюче-смазочных материалов и отражение этой операции в бухгалтерском учете.

Остается добавить, что автомашина МАЗ осуществляла заправку техники на территории карьеров «Гожа» и «Пышки», выделенных комбинату для разработки залежей мела и добычи песка, что подтверждалось свидетельствами на право временного пользования землей.

Все приведенные аргументы и доказательства подтверждали вывод суда о том, что в деянии ОАО «Гродненский КСМ» состава административного правонарушения не было.

Постановление хозяйственного суда Гродненской области Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь оставил в силе.

Полностью материал читайте в печатной (или электронной) версии журнала

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023