"" |
Глеб Крипан,
Фабула дела Между ООО «Ш» (экспедитором) и ООО «Ф» (клиентом) 6 декабря 2007 г. был заключен договор транспортной экспедиции (далее — договор). В соответствии с договором экспедитор обязался за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза автомобильным транспортом (транспортно-экспедиционных услуг). В день заключения договора в адрес экспедитора было направлено поручение на осуществление перевозки груза (промышленного оборудования) по маршруту г. Москва — г. Минск. Груз должен был прибыть в пункт назначения до 8 декабря 2007 г. Экспедитор принял поручение к исполнению, что подтверждалось отметкой на поручении, отправленном клиенту по факсимильной связи. В целях исполнения обязательств по договору экспедитор привлек третье лицо — ЧУТП «Т» (перевозчика), с которым 6 декабря 2007 г. заключил договор на перевозку груза автомобильным транспортом в международном сообщении (далее — договор перевозки). В тот же день перевозчику был направлен транспортный заказ на перевозку промышленного оборудования по маршруту г. Москва — г. Минск (далее — заказ). Принятие заказа к исполнению также подтверждалось отметкой перевозчика. В заказе был согласован срок доставки груза в пункт назначения — 8 декабря 2007 г. Следует отметить, что согласно указанным в заказе условиям перевозчик, приняв его к исполнению, подтвердил наличие у него действующего полиса страхования гражданской ответственности перевозчика в рамках Конвенции о договоре дорожной перевозки груза от 19.05.1956 (далее — КДПГ). с которым 6 декабря 2007 г. заключил договор на перевозку груза автомобильным транспортом в международном сообщении (далее — договор перевозки). В тот же день перевозчику был направлен транспортный заказ на перевозку промышленного оборудования по маршруту г. Москва — г. Минск (далее — заказ). Принятие заказа к исполнению также подтверждалось отметкой перевозчика. В заказе был согласован срок доставки груза в пункт назначения — 8 декабря 2007 г. Следует отметить, что согласно указанным в заказе условиям в рамках Конвенции о договоре дорожной перевозки груза от 19.05.1956 (далее — КДПГ). Таким образом, была сформирована договорная цепочка: клиент — экспедитор — перевозчик. В Москве 6 декабря 2007 г. со склада грузоотправителя (ООО «М») был загружен товар — производственное оборудование массой 1 350 кг в количестве 12 грузовых мест. В состав оборудования входили следующие комплектующие: 1 основной агрегат, 6 воздухоохладителей и другие комплектующие согласно прилагаемой спецификации. В соответствии с обычной практикой организации выполнения услуг, связанных с перевозкой груза автомобильным транспортом, а также согласно условиям договора экспедиции и договора перевозки экспедитор обязан был информировать клиента о нарушении срока доставки груза в пункт назначения. Также экспедитор обязан был требовать от перевозчика предоставления информации о вынужденных задержках транспортных средств в пути, авариях, неисправностях, дорожно-транспортных происшествиях и других непредвиденных обстоятельствах, препятствующих своевременной доставке груза. В оговоренный договором срок груз получателю доставлен не был, о чем клиент письменно проинформировал экспедитора. На соответствующий запрос экспедитора, направленный в адрес перевозчика, последовало устное объяснение задержки. По словам перевозчика, в пути якобы произошла поломка тягача автопоезда, осуществляющего перевозку. На вопрос, когда же груз будет доставлен в пункт назначения, внятного ответа не последовало. В итоге транспортное средство прибыло на разгрузку лишь 15 декабря 2007 г. При вскрытии грузового пространства грузополучатель обнаружил, что перевозимое промышленное оборудование сильно повреждено и находится в непригодном состоянии. Отказавшись от приемки, грузополучатель немедленно поставил об этом в известность клиента. Последний, в свою очередь, незамедлительно проинформировал об этом экспедитора. В тот же день, 15 декабря 2007 г., представители клиента, экспедитора и перевозчика выехали на место разгрузки, где был установлен факт повреждения груза. Полностью разбитыми оказались 5 из 6 воздухоохладителей, которые даже по результатам внешнего осмотра восстановлению не подлежали. Основной агрегат был поврежден частично (ремонтопригодность на месте определить было затруднительно). В результате был составлен акт о несохранности груза при перевозке (далее — Акт), который подписали перечисленные представители. Специалисты-сюрвейеры и представители торгово-промышленной палаты не вызывались. Возражений к содержанию Акта ни от одной из сторон не поступило. Кроме того, при составлении Акта выяснилось, что у перевозчика отсутствует действующий полис страхования гражданской ответственности перевозчика в рамках конвенции КДПГ. Следует отметить, что на момент происшествия экспедитор также не имел действующего полиса страхования гражданской ответственности. Между тем внешнее состояние транспортных средств (тягача и полуприцепа) вызывало у представителей клиента и экспедитора подозрение, что автопоезд участвовал в небольшом ДТП: на кабине тягача имелись свежие царапины, а также следы наспех сделанного ремонта. Кроме того, в некоторых местах был разорван тент полуприцепа, фара и задний фонарь с левой стороны были разбиты. Впоследствии экспедитор сделал запросы в управления ГИБДД Московской и Смоленской областей Российской Федерации, а также УГАИ МВД Республики Беларусь на предмет участия данного транспортного средства в дорожных происшествиях. В итоге предположения об участии транспортного средства перевозчика в ДТП документально не подтвердились. В свою очередь, перевозчик также категорически отрицал участие транспорта в ДТП, а опоздание в доставке груза объяснял механической поломкой двигателя, которую водитель своими силами несколько дней устранял в транзитном по пути следования населенном пункте. Претензия клиента о возмещении убытков, причиненных повреждением груза при перевозке, поступила в адрес экспедитора 31 января 2007 г. Данная претензия практически в неизменном виде с приложенным расчетом была направлена от лица экспедитора в адрес перевозчика. Следует отметить, что клиент, несмотря на понесенный ущерб, никаких зачетов и удержаний не производил, а полностью перечислил экспедитору причитающуюся провозную плату и вознаграждение. Экспедитор также не стал смешивать разнородные обязательства и добросовестно перечислил в полном объеме на счет перевозчика согласованную в заказе ставку провозной платы. После описанных событий, по результатам трехсторонних переговоров, вовлеченные в эту историю стороны пришли к устному соглашению о решении всех претензионных вопросов путем их мирного урегулирования. Было принято решение о возмещении клиенту возникшего вследствие повреждения груза ущерба в добровольном порядке. Частично упомянутые договоренности были даже исполнены. В частности, экспедитор добровольно перечислил клиенту сумму, равную по величине трети всего заявленного в претензии ущерба. Что касается перевозчика, то в его адрес был направлен проект соглашения о возмещении ущерба с соответствующим графиком платежей. Перевозчик документы принял, но от подписания стал всячески уклоняться. Вплоть до июня 2007 г. представитель перевозчика (директор ЧТУП «Т») в устной форме подтверждал согласие возместить ущерб, однако никаких реальных действий по возмещению не последовало. В связи с этим экспедитор принял решение обратиться в хозяйственный суд. В качестве третьего лица на стороне истца был привлечен клиент.
Полностью материал читайте в печатной (или электронной) версии журнала
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023