"" |
Сергей Белявский,
Как установлено ст. 739 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. При этом согласно ст. 745 ГК перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный договором перевозки, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Как правило, за несвоевременную подачу транспортных средств под загрузку стороны договора предусматривают ответственность в виде штрафа. Указанная норма соответствует ст. 748 ГК, согласно которой перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с договором несет ответственность, установленную законодательством, а также соглашением сторон. В то же время современные условия хозяйствования предполагают повсеместное использование логистики в организации производства: MRP, KANBAN, ОРТ, «Точно вовремя» и т.п. Например, KANBAN представляет собой разработанную в Японии фирмой «Тоyota» систему управления производством и снабжением с использованием методов логистики. Данная система предполагает специфический подход к выбору и оцениванию поставщиков, основанный на работе с узким кругом поставщиков, отбираемых по их способности гарантировать поставку «точно вовремя» комплектующих изделий высокого качества. При этом количество поставщиков сокращается в два и более раза, а с оставшимися поставщиками устанавливаются длительные хозяйственные связи. Многие отечественные и западные специалисты считают, что высокая конкурентоспособность японской промышленной продукции в первую очередь обусловлена применением идей и методов системы KANBAN. Система KANBAN дает возможность уменьшить производственные запасы на 50 %, товарные запасы — на 8 % при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества продукции.
Однако, как показал опыт, внедрение KANBAN за пределами Японии наталкивается на серьезные трудности, главная из которых — низкая дисциплина поставок и территориальная разобщенность поставщиков и потребителей. Такая четкая организация производственного цикла требует безусловного и четкого выполнения всеми участниками договорных отношений своих обязательств. При этом время производства каждого действия строго регламентируется. В случае задержки на одной из стадий возникает сбой на последующих. Например, как поступать в ситуации, когда в договоре перевозки запланировано конкретное время суток, в которое транспортное средство должно быть подано на загрузку, а перевозчик опоздал? Вполне вероятно, что грузоотправитель откажется произвести отгрузку, поскольку это нарушит всю систему запланированных на этот день отгрузок. Возможно, что график отгрузок не позволит загрузить транспортное средство и в несколько ближайших дней. Однако обоснованно ли будет это с точки зрения норм права?
Полностью материал читайте в печатной (или электронной) версии журнала
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023