+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Ответственность международного перевозчика за подачу транспортного средства под загрузку с опозданием

""

Ответственность международного перевозчика за подачу транспортного средства под загрузку с опозданием

 

Сергей Белявский,
судья хозяйственного суда Гродненской области

 

Несвоевременная подача транспортных средств под загрузку, как показывает практика, является одним из наиболее распространенных нарушений со стороны перевозчика, ответственность за которое чаще всего стороны устанавливают в виде штрафа.

 

Как установлено ст. 739 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

При этом согласно ст. 745 ГК перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный договором перевозки, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Как правило, за несвоевременную подачу транспортных средств под загрузку стороны договора предусматривают ответственность в виде штрафа. Указанная норма соответствует ст. 748 ГК, согласно которой перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с договором несет ответственность, установленную законодательством, а также соглашением сторон.

В то же время современные условия хозяйствования предполагают повсеместное использование логистики в организации производства: MRP, KANBAN, ОРТ, «Точно вовремя» и т.п. Например, KANBAN представляет собой разработанную в Японии фирмой «Тоyota» систему управления производством и снабжением с использованием методов логистики. Данная система предполагает специфический подход к выбору и оцениванию поставщиков, основанный на работе с узким кругом поставщиков, отбираемых по их способности гарантировать поставку «точно вовремя» комплектующих изделий высокого качества. При этом количество поставщиков сокращается в два и более раза, а с оставшимися поставщиками устанавливаются длительные хозяйственные связи. Многие отечественные и западные специалисты считают, что высокая конкурентоспособность японской промышленной продукции в первую очередь обусловлена применением идей и методов системы KANBAN. Система KANBAN дает возможность уменьшить производственные запасы на 50 %, товарные запасы — на 8 % при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества продукции.

 

Однако, как показал опыт, внедрение KANBAN за пределами Японии наталкивается на серьезные трудности, главная из которых — низкая дисциплина поставок и территориальная разобщенность поставщиков и потребителей. Такая четкая организация производственного цикла требует безусловного и четкого выполнения всеми участниками договорных отношений своих обязательств. При этом время производства каждого действия строго регламентируется. В случае задержки на одной из стадий возникает сбой на последующих. Например, как поступать в ситуации, когда в договоре перевозки запланировано конкретное время суток, в которое транспортное средство должно быть подано на загрузку, а перевозчик опоздал? Вполне вероятно, что грузоотправитель откажется произвести отгрузку, поскольку это нарушит всю систему запланированных на этот день отгрузок. Возможно, что график отгрузок не позволит загрузить транспортное средство и в несколько ближайших дней. Однако обоснованно ли будет это с точки зрения норм права?

Полностью материал читайте в печатной (или электронной) версии журнала

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023