+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Преимущественное право покупки акций закрытого акционерного общества

""

Преимущественное право покупки акций закрытого акционерного общества

 

Юрий Грушецкий,
судья хозяйственного суда г. Минска

 

Купля-продажа акций закрытого акционерного общества весьма распространенная в хозяйственной практике сделка. Однако в законодательстве Республики Беларусь существуют определенные требования к их продаже. Одно из таких требований — преимущественное право покупки акций закрытого акционерного общества. Традиционно оно обосновывается сущностью отношений, в которых применяется этот институт.

 

В качестве одного из аргументов в пользу указанной привилегии называют охрану интересов акционеров, которым далеко не безразлично, кто приобретет долю выбывающего акционера. Во многом существование преимущественного права на приобретение акций обеспечивает постоянный состав акционеров общества, соотношение долей их участия в уставном капитале и, тем самым, сохранение возможностей акционеров влиять на политику общества.

Предусмотренное ст. 73 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» в редакции Закона от 10.01.2006 №100-З (далее — Закон о хозяйственных обществах) право акционеров ЗАО на преимущественное приобретение акций, отчуждаемых другими акционерами этого общества, с одной стороны, направлено на сохранение его «закрытости», а с другой — исходит из необходимости защиты экономических интересов акционера — продавца акций.

При продаже или ином возмездном отчуждении акций третьим лицам (то есть не акционерам данного общества) остальные акционеры имеют преимущественное право приобретения этих акций. Существует и преимущественное право самого общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами (ч. 3 ст. 73 Закона о хозяйственных обществах).

В п. 18 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.05.2005 №19 «Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением условий учредительства юридических лиц и законодательства о хозяйственных обществах» (далее — постановление №19) разъясняется, что при разрешении споров, связанных с использованием участниками ЗАО преимущественного права на приобретение акций, отчуждаемых другими акционерами данного общества, хозяйственным судам необходимо иметь в виду, что нормы п. 5 ст. 97 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), закрепляющие такое право, являются императивными. В связи с этим такое право не может быть ограничено договором о создании общества или уставом. Общество может воспользоваться правом преимущественной покупки в случае, если такое право предусмотрено уставом данного общества, и при условии, что акционеры общества не используют принадлежащее им право на покупку акций.

Акционер, желающий произвести отчуждение принадлежащих ему акций третьему лицу, на основании проведенных переговоров с потенциальным покупателем определяет продажную цену, срок и порядок оплаты, а также иные условия предполагаемой продажи акций, на которых стороны согласны совершить данную сделку. После этого акционер в письменной форме извещает всех остальных акционеров о намерении продать акции постороннему лицу, а также предлагает каждому из акционеров приобрести акции на данных условиях.

Формально такое извещение является офертой (предложением заключить договор купли-продажи акций). Каждый из акционеров вправе акцептовать в установленный уставом общества срок полученную оферту посредством направления продавцу акций письменного ответа (акцепта), подтверждающего согласие акционера приобрести продаваемые акции на предлагаемых условиях. В момент получения продавцом акцепта на приобретение акций со стороны акционеров общества, договор купли-продажи считается заключенным. При этом потенциальный покупатель акций (не акционер) лишается возможности приобрести рассматриваемые ценные бумаги в связи с тем, что акционерами общества было реализовано имеющееся у них право преимущественного приобретения акций.

Однако в случае, если в течение установленного уставом общества срока никто из акционеров не изъявит желания приобрести акции, продавец вправе заключить договор купли-продажи с третьим лицом. При этом обязанность предоставления преимущественного права приобретения акций считается исполненной.

При продаже акций с нарушением преимущественного права приобретения любой акционер общества и (или) общество (если уставом общества предусмотрено преимущественное право приобретения обществом акций) вправе в течение 3 месяцев с момента, когда акционер или общество узнали либо должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя.

Следует иметь в виду, что акционер, чье преимущественное право нарушено, не является участником договора купли-продажи. Поэтому он обычно не знает и не может знать о содержании договора купли-продажи. Обнаружение факта отчуждения акций открывается акционеру лишь при внесении соответствующих данных в реестр владельцев ценных бумаг. Наличие данного юридического факта дает акционеру возможность прибегнуть к защите своих нарушенных прав.

Обратившись в хозяйственный суд с иском о переводе на себя прав и обязанностей покупателя, акционер представляет в качестве доказательства по делу соответствующую выписку из реестра владельцев ценных бумаг, свидетельствующую о факте совершения сделки отчуждения акций. В данной связи при оплате государственной пошлины необходимо иметь в виду, что споры, вытекающие из нарушения преимущественного права покупки, относятся к категории неимущественных (разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.07.2006 №03-29/1442 «О размере государственной пошлины при обращении в хозяйственный суд»).

При рассмотрении споров указанной категории хозяйственные суды исходят из того, что продажа участником общества доли (акций) с нарушением преимущественного права покупки не влечет за собой недействительности такой сделки.

Последствием данного нарушения в силу п. 3 ст. 253 ГК является право любого участника общества в течение трех месяцев с момента, когда он узнал либо должен был узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя по договору купли-продажи доли (п. 19 постановления №19).

В этой связи представляет интерес рассмотренное в 2008 году хозяйственным судом дело, дающее представление о возможных последствиях нарушения порядка купли-продажи акций закрытого акционерного общества.

 

Пример

Как следовало из материалов рассмотренного хозяйственным судом дела, в декабре 2007 г. в адрес акционеров ЗАО «А» поступили письменные обращения ОАО «Б» о желании приобрести акции ЗАО «А».

Между одним из акционеров и ОАО «Б» в феврале 2008 г. были оформлены договор купли-продажи 38 акций и договор залога 38 акций. Кроме этого, акционер выдал доверенность на осуществление его прав как акционера генеральному директору ОАО «Б» и получил денежные средства в размере 30 000 руб. за одну акцию.

В поданном в хозяйственный суд исковом заявлении истец (акционер ЗАО «А») указал, что договор залога акций и доверенность на осуществление прав акционера являются ничтожными в связи с прикрытием ими сделки по купле-продаже акций, совершенной в нарушение требований законодательства и устава о преимущественной покупке акций. Что касается купли-продажи акций, то она, по утверждению истца, была совершена с нарушением прав других акционеров по преимущественной покупке акций. В этой связи истец просил хозяйственный суд перевести с ОАО «Б» на себя права и обязанности покупателя у акционера 38 простых (обыкновенных) акций ЗАО «А».

Суд отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме исходя из следующих обстоятельств.

О том, чем закончился спор, можно узнать из полной версии статьи, опубликованной в печатном издании

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023