"" |
А.В. Карамышев, судья Хозяйственного суда г. Минска
Участие в коммерческих, предпринимательских отношениях возможно только после прохождения в установленном законодательством порядке процедуры государственной регистрации. В Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее — ГК) этому вопросу посвящены ст. 22 и 47. Первая предусматривает регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя для занятия такой деятельностью без образования юридического лица. Вторая устанавливает требование государственной регистрации для юридического лица. Оно считается созданным с момента такой регистрации. Таким образом, именно с регистрацией связывается возникновение праводееспособности участников хозяйственного оборота, т.е. их реальной, легитимной (исключающей ответственность) возможности вести коммерческую деятельность. В обычном понимании термин «Регистрация» может ассоциироваться с достаточно простой и быстрой операцией по внесению каких-либо данных в документы учета, т.е. в тот или иной регистр. На самом деле все гораздо сложнее, тем более для регистрации субъектов предпринимательства, поскольку она является весьма значимым инструментом регулирования бизнес-среды, направленность и диапазон использования которого вызывает споры. Не исключено, что в свете последних инициатив государства в направлении усиления либерального вектора регулирования экономики интерес к этой проблеме возрастет и в концептуальном, и в конкретно-практическом аспектах. Если брать во внимание теоретическую основу, нельзя не остановиться на представленной в правовой науке достаточно обстоятельной классификации способов создания юридических лиц. На ранних стадиях развития рыночных отношений получила распространение концессионная (или разрешительная) система. С развитием капитализма она перестала соответствовать духу времени. В странах Западной Европы возобладала регистрационная (явочно-нормативная, заявительная, уведомительная) система, когда возникновение нового субъекта права обусловлено представлением учредительных документов компетентному государственному органу или учреждению для внесения в торговый регистр. Выделяются также явочный, распорядительный, признаковый, договорно-правовой, нормативный и уставный способы. Для явочного порядка, который можно еще частично наблюдать в практике стран англо-саксонской системы права, характерно вообще отсутствие какой-либо регистрации для так называемых фактических корпораций. Применительно к современной практике данный способ лишен какой-либо перспективы. Законодательством Республики Беларусь по подобию многих других стран взят на вооружение регистрационный способ создания юридических лиц. От явочного он отличается и технически, поскольку предполагает проведение определенной учетно-регистрационной процедуры, и конститутивно, т.к. предусматривает, что юридическое лицо считается созданным с момента его регистрации уполномоченным государственным органом. Радикальное отличие от разрешительно-распорядительных способов заключается в том, что организация создается по свободному усмотрению лиц-участников. В функции государственного органа может входить проверка соблюдения порядка ее создания (нормативно-явочная модель), а если используется упрощенный порядок регистрации (заявительный), то и эта функция исключена. Полный текст статьи читайте в печатной версии журнала
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023