+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Применение экономических санкций

""

Применение экономических санкций

 

Начисление оффшорного сбора лизингополучателю признано судом необоснованным.

 

Хозяйственный суд рассмотрел дело по заявлению совместного предприятия общества с ограниченной ответственностью к налоговой инспекции о признании недействительным в части взыскания оффшорного сбора в сумме 133 621,28 долларов США.

Инспекцией при проведении выездной комплексной проверки заявителя было установлено, что в нарушение п. 2.3 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2000 № 17 «О введении оффшорного сбора» (далее — Указ № 17)1, в нарушение п. 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2003 № 104 «Об оффшорном сборе» (далее — Указ № 104) заявитель не исчислил и не уплатил оффшорный сбор при перечислении денежных средств в оффшорные зоны за выполненные работы, оказанные услуги в 2001–2003 годах, а также при перечислении лизинговых платежей по возмещению процентов за кредит в 2003 году. Всего по результатам проверки доначислен оффшорный сбор в размере 153 720,08 долларов США, санкции в размере 10 %.

По результатам проверки было вынесено решение о взыскании оффшорного сбора в сумме 133 621,28 долларов США.

Как следовало из материалов дела, предприятие (лизингополучатель) заключило договоры международного финансового лизинга. В соответствии с ними лизингополучателю было предоставлено во временное пользование оборудование мобильной цифровой связи для предпринимательских целей за плату с правом выкупа по остаточной стоимости.

В состав лизинговых платежей включались инвестиционные расходы лизингодателя, связанные с исполнением договора, и сумма его вознаграждения.

В состав инвестиционных расходов лизингодателя включались:

первоначальная стоимость объекта лизинга;

проценты, которые лизингодатель будет выплачивать по договору кредита;

платежи по страхованию объекта лизинга;

затраты лизингодателя, связанные с осуществлением капитального ремонта объекта лизинга, если такой ремонт будет осуществляться.

В соответствии с п. 2.3 Указа № 17 объектом оффшорного сбора являются денежные средства, перечисляемые за выполняемые работы и (или) оказываемые услуги, определенные Советом Министров Республики Беларусь, на счета нерезидентов Республики Беларусь, зарегистрированных в оффшорных зонах. Перечень работ и услуг, с оплаты которых взимается оффшорный сбор, был утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.02.2000 № 1962, который предусматривает консультативные услуги (работы).

В соответствии с п. 1.4 Указа № 104 объектом взимания оффшорного сбора является перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне, на счет, открытый в этой зоне.

В соответствии с п. 1.5 Указа № 104 оффшорный сбор не взимается при перечислении денежных средств за товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь до вступления в силу данного указа.

В соответствии со ст. 636 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору финансовой аренды арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Положения договоров, заключенных заявителем с иностранной компанией в этой части, полностью соответствовали требованиям законодательства.

Кроме того, договоры предусматривали, что лизингодатель производит услуги по договору лизинга, установку и монтаж оборудования, консультации, обучение и услуги, необходимые для установки и эксплуатации объекта лизинга на протяжении всего срока действия договоров. За оказанные услуги лизингодателю выплачивается вознаграждение.

В ходе проверки заявителя налоговым органом было установлено, что по указанным видам работ оформлены акты приемки, подтверждающие выполнение определенного объема работ, и был доначислен оффшорный сбор на суммы, перечисленные за консультативные услуги и услуги по обучению.

Из представленных материалов и актов проверки усматривалось, что оборудование, переданное в лизинг, ввезено на территорию Республики Беларусь до вступления в силу Указа № 104.

В соответствии с Положением о лизинге на территории Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.1997 № 1769, цена договора лизинга устанавливается лизингодателем по согласованию с лизингополучателем при заключении договора лизинга исходя из суммы инвестиционных расходов лизингодателя, связанных с исполнением данного договора, и суммы его вознаграждения (дохода) либо совокупности лизинговых платежей и выкупной стоимости, если по условиям договора предусмотрен выкуп объекта лизинга.

В состав инвестиционных расходов, возмещаемых лизингодателю, входят:

первоначальная или восстановительная стоимость объекта лизинга;

проценты, выплачиваемые лизингодателем по его договору займа, заключенного с заимодавцем (кредитодателем) для приобретения объекта лизинга;

затраты на привлечение гарантии по договору с гарантом, если такой договор заключен;

налоги и другие обязательные платежи, начисляемые на объект лизинга, если лизингодатель выплачивает такие налоги и платежи;

затраты лизингодателя, связанные с осуществлением капитального ремонта объекта лизинга, если этот ремонт осуществляет лизингодатель;

платежи по всем видам страхования объекта лизинга и рисков, если страхование осуществляет лизингодатель и если в договоре лизинга не оговорено иное.

С точки зрения бухгалтерского учета стоимость объекта лизинга как стоимость товара отражается на соответствующих счетах в соответствии со стоимостью, указанной в договоре и приложениях к нему, т.е. в соответствии с инвестиционной частью расходов, предусмотренных законодательством и договором.

Следовательно, стоимостью товара является совокупность всех платежей, составляющих инвестиционную часть. Законодательством условное разделение лизингового платежа при обложении оффшорным сбором не предусмотрено.

Таким образом, взыскание оффшорного сбора в сумме 133 621,28 долларов США признано судом необоснованным, требование заявителя удовлетворено.

1 Утратил силу с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2003 № 104.

2 Утратило силу в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.03.2003 № 439.

О других судебных спорах читайте в печатной версии журнала

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023