+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Договор лизинга: понятие и содержание

""

Договор лизинга: понятие и содержание

 

Р.Р. Томкович,
начальник юридического управления
ОАО «Белинвестбанк»

 

Понятие лизинга и договора лизинга

Крупные капиталовложения (инвестиции) всегда вызывали определенные сложности, что и явилось одной из предпосылок появления лизинга. В Англии лизинг (кредит-аренда) начал активно развиваться еще в начале ХIХ века в железнодорожном транспорте и каменоугольной промышленности (некоторые компании покупали вагоны для угля и сдавали их в аренду железнодорожным компаниям, при этом зачастую в договор включали право на покупку этих вагонов). В США он нашел широкое применение в середине ХХ века, и лишь спустя десятилетия, в 60–70 годы, лизинг вновь начал развиваться в Европе (государства стимулировали там его развитие посредством предоставления налоговых льгот). К этим же годам относится появление специализированных лизинговых компаний.

В Республике Беларусь данные отношения регламентированы Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК) и Положением о лизинге на территории Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.1997 № 1769 (с изменениями и дополнениями) (далее — Положение о лизинге). Во многих государствах отношения лизинга регламентируются отдельными законодательными актами. Так, в Российской Федерации действует Закон от 11.09.1998 «О лизинге», в Украине — Закон от 16.12.1997 «О лизинге», во Франции — Закон от 02.07.1965 № 66–455 «О предприятиях, практикующих кредит-аренду», в Бельгии — Королевское постановление от 10.11.1967 № 55, определяющее юридический статус предприятий, практикующих финансовую аренду.

Однако адаптация лизинга, зародившегося в англосаксонской системе права, к континентальному праву вызвала определенные затруднения. Указанные проблемы и экономический интерес к развитию данных отношений явились предпосылкой разработки Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г. (далее — Конвенция УНИДРУА о лизинге). При ее подготовке был обобщен опыт национального законодательства многих государств в области лизинга и выработаны единые правила совершения таких операций.

В самом общем виде лизинг представляет собой имущественные отношения, при которых одна организация по просьбе другой приобретет необходимое оборудование и передает его в пользование.

Осуществление лизинговой операции имеет следующие стадии:

1) пользователь сообщает лизинговой компании, какое оборудование ему необходимо;

2) лизинговая компания покупает указанное оборудование;

3) лизинговая компания, став собственником оборудования, передает его пользователю;

4) пользователь выкупает объект лизинга (данная стадия является факультативной — пользователь не всегда осуществляет приобретение объекта лизинга).

Таким образом, лизинг включает в себя отношения по купле-продаже и пользованию имуществом.

Законодательство Республики Беларусь и некоторые акты международного права лизинг классифицируют как сложное правоотношение, включающее в себя как приобретение, так и передачу имущества в пользование, а также договор лизинга — отношения, касающиеся только непосредственно пользования имуществом. Такой подход закреплен, в частности, в Конвенции о межгосударственном лизинге (далее — Конвенция о межгосударственном лизинге), подписанной в г. Москве 25.11.1998, согласно которой лизинг (финансовая аренда) определяется как вид инвестиционно-предпринимательской деятельности, связанной с приобретением имущества и передачей его в пользование по договору государству в лице его уполномоченных органов, физическому или юридическому лицу на определенный срок в целях получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта с учетом амортизации предмета лизинга при участии лизингодателя, поставщика, лизингополучателя и других участников лизингового проекта. В то же время договор лизинга (лизинговый контракт) определяется этой конвенцией как заключенное в письменной форме соглашение между лизингодателем и лизингополучателем, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в связи с предметом лизинга.

Приведенное определение лизинга закрепляет не столько правовое, сколько экономическое содержание данного правоотношения (регламентации лизинга вообще свойственно главенство экономических, а не правовых категорий). На наш взгляд, это неверно как с точки зрения теории права, так и законодательной техники, поскольку норма права должна устанавливать правовую сущность явления, а не описывать ее экономическое содержание.

Договор финансовой аренды (лизинга) определен ст. 636 ГК как сделка, по которой арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Таким образом, договор лизинга определен законодательством Республики Беларусь как двусторонняя сделка, хотя здесь и упоминается третий участник отношений — продавец.

Близкое по смыслу определение дано и в Конвенции УНИДРУА о лизинге. В соответствии с положениями ст. 1 данного документа под ее действие подпадают сделки финансового лизинга, в которых одна сторона (лизингодатель) в соответствии со спецификацией и условиями, одобренными другой стороной (пользователем):

1) вступает в соглашение (соглашение о поставке) с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым лизингодатель приобретает промышленную установку, средства производства или иное оборудование;

2) вступает в соглашение (соглашение о лизинге), предоставляющее пользователю право использовать оборудование в обмен на периодические платежи.

Можно выделить два основных подхода к определению правовой природы лизинга. Сторонники одной точки зрения рассматривают лизинг сквозь призму традиционных институтов гражданского права (аренду, куплю-продажу, поручение). Другие указывают, что лизинг является самостоятельным видом договора.

Большинство исследователей рассматривают лизинг как разновидность аренды. При этом обычно указывают, что финансовая аренда осложнена дополнительным элементом — фигурой продавца арендуемого имущества, с которым арендатор, не состоя в договорных отношениях, в ряде случаев вступает в непосредственные отношения в связи с приобретенным у этого продавца для сдачи в аренду имуществом1.

Е.А. Павлодский указывает, что классический договор финансовой аренды связывает трех лиц: продавца (изготовителя) имущества, его приобретателя — арендодателя и арендатора. Однако участники финансовой аренды связаны между собой не одним, а, как правило, двумя договорами2. На это обращают внимание и другие авторы3. При этом практически все исследователи признают тесную взаимосвязь отношений по приобретению и использованию имущества.

Попытки определить правовую природу лизинга с помощью уже известных институтов приводят к тому, что какая-то часть отношений остается за пределами рассмотрения соответствующей концепции. Сумма традиционных договорных конструкций не в состоянии охватить всей сложной конструкции лизинга как целостного экономического и правового явления. Кроме того, при совершении лизинговых операций одновременное наличие договора купли-продажи и лизинга является обязательным, т.е. тот договор, который сегодня законодательство называет договором лизинга, не будет являться таковым без наличия договора купли-продажи. Ни одна из известных праву самостоятельных договорных конструкций (видов договоров) настолько не осложняется взаимосвязью и взаимозависимостью с другим договором. Столь устойчивая и тесная взаимосвязь элементов двух видов договоров неминуемо ведет к тому, что на их базе выкристаллизовывается новая договорная конструкция.

Тем не менее, законодательство Республики Беларусь в настоящее время рассматривает данный договор как разновидность аренды. В силу того, что эта позиция является сегодня доминирующей, и практика идет именно по такому пути, далее мы будем исходить именно из такой точки зрения.

Однако отграничение лизинга от обычной аренды имеет существенное практическое значение, поскольку в зависимости от того, относятся ли те или иные отношения к лизингу, будет решаться вопрос о правомерности использования предоставленных законодательством льгот.

 

Полный текст статьи читайте в печатной версии журнала

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023