+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Деятельность без лицензии (с нарушением условий лицензии)

""

Деятельность без лицензии (с нарушением условий лицензии)

 

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности моментом обнаружения правонарушения суд определил день составления итогового акта проверки.

 

Хозяйственный суд рассмотрел дело об административном правонарушении в отношении иностранного общества с ограниченной ответственностью, предусмотренном ч. 1 ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Иностранное общество с ограниченной ответственностью в нарушение п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 9 и 30.1 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 № 17, абз. 10 п. 4.3 Положения о лицензировании деятельности в области связи, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1387, п. 1.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 09.03.2005 № 3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми», п. 2 Положения о лицензировании деятельности, связанной со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах с целью их знакомства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.05.2005 № 449 в период с 14.04.2006 по 31.10.2006 предоставляло услуги связи, включающие услуги по обмену информацией и извлечению информации из базы данных без специального разрешения (лицензии) Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, а также в период с 14.04.2006 по 22.10.2006 собирало и распространяло информацию о физических лицах с целью их знакомства без специального разрешения (лицензии) Министерства внутренних дел Республики Беларусь, получив доход от незаконной предпринимательской деятельности в размере 27 205 719 руб.

Представитель общества в судебном заседании просил прекратить производство по делу. В обоснование указал на отсутствие оснований для применения к правоотношениям норм КоАП 2003 г. По его мнению, следовало применять ст. 9 Закона Республики Беларусь от 20.12.1991 № 1323-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (далее — Закон № 1323-XII), п. 6 которой предусматривает внесение в бюджет доходов, полученных плательщиком от деятельности, на занятие которой требуется получение специального разрешения (лицензии), осуществляемой без такого разрешения (лицензии), и штраф в размере полученного дохода от этой деятельности. Согласно нормам КоАП 1984 г. юридическое лицо не могло привлекаться к административной ответственности. В то же время истек трехмесячный срок привлечения к ответственности (с момента обнаружения правонарушения), установленный п. 27 Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 № 673.

Днем обнаружения правонарушения считается день составления акта должностным лицом, проводившим проверку. В данном случае акт составлен работниками Комитета государственного контроля Республики Беларусь 18.12.2006.

Согласно п. 2.3 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2007 № 116 «О некоторых вопросах правового регулирования административной ответственности» нормы указов, измененные, исключенные, утратившие силу (п. 23-35 вышеназванного Порядка исключены с 01.03.2007 Указом № 116), сохраняют свое действие в отношении экономических правонарушений, обнаруженных в результате проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, начатой до 01.03.2007, поэтому решение о применении экономических санкций должно быть вынесено не позднее 18.03.2007.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, суд установил следующее.

18.12.2006 сотрудниками Комитета государственного контроля Республики Беларусь составлен акт проверки финансово-хозяйственной деятельности иностранного общества с ограниченной ответственностью за период деятельности с 26.05.2005 по 30.11.2006.

Акт проверки поступил в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 14.02.2007.

05.03.2007 сотрудниками инспекции составлен акт комплексной выездной налоговой проверки, по результатам которой, в частности, определен доход от безлицензионной деятельности в сумме 27 205 719 руб.

Выводы общества об истечении срока привлечения к ответственности суд признал ошибочными, поскольку окончательная проверка финансово-хозяйственной деятельности завершилась составлением акта проверки налоговым органом с определением размера дохода, полученного от незаконной (безлицензионной) предпринимательской деятельности, поэтому днем обнаружения правонарушения следовало считать 05.03.2007. Следовательно, трехмесячный срок истекал не 18.03.2007, а 05.09.2007 (п. 4 ч. 1 ст. 7.6 КоАП).

Суд не согласился и с выводом правонарушителя о невозможности применения к возникшим правоотношениям нормы КоАП 2003 г., а именно ч. 1 ст. 12.7.

На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП 2003 г. противоправность деяния и административная ответственность определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

Правонарушение было совершено в 2006 г. Вместе с тем, поскольку ч. 1 ст. 12.7 КоАП, в отличие от п. 6 ст. 9 Закона № 1323-XII, предусматривающего взыскание дохода, полученного от безлицензионной деятельности, и штрафа в размере полученного дохода в бюджет, смягчает ответственность в части основного взыскания в виде штрафа, суд, налагая основное взыскание, учитывал положения ч. 2 ст. 1.5 КоАП и применил правило обратной силы закона, наложив на правонарушителя штраф в размере 10 базовых величин с конфискацией 27 205 719 руб. дохода, полученного от незаконной предпринимательской деятельности.

 

Истечение сроков наложения административного взыскания является обстоятельством, исключающим административный процесс.

 

Хозяйственный суд рассмотрел дело об административном правонарушении, совершенном индивидуальным предпринимателем П.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 29.10.2007 предпринимателю вменялось совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии.

Из протокола и приложенных к нему документов следовало, что предприниматель по товарно-транспортной накладной (ТТН) от 14.06.2005 реализовал А для собственного потребления трубы общей стоимостью 849 998 руб. без наличия лицензии на право осуществления розничной торговли.

Предприниматель П в судебном заседании согласился с указанным в протоколе правонарушением, признал свою вину, а также подтвердил факт получения в указанный выше период дохода (выручки) в размере 849 998 руб.

Заслушав пояснения предпринимателя, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения его к административной ответственности. Факт совершения предпринимателем административного правонарушения подтверждался административным протоколом и приложенными к нему документами, пояснениями П в судебном заседании.

Учитывая, что предприниматель П признал свою вину, к административной ответственности за аналогичное правонарушение ранее не привлекался (доказательств иного суду не представлено), суд признал возможным наложить на него штраф в размере 10 базовых величин с конфискацией полученного дохода.

На данное постановление в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь был принесен прокурорский протест в связи с наличием оснований для прекращения дела.

При пересмотре дела вышестоящей судебной инстанцией были сделаны следующие выводы.

Как свидетельствовали фактические обстоятельства дела, предпринимателем П были реализованы трубы производства Республики Беларусь согласно ТТН от 14.06.2005 в адрес А на сумму 849 998 руб. без специального разрешения (лицензии) на право осуществления розничной торговли. Предприниматель в суде первой инстанции свою вину признал.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП противоправность деяния и административная ответственность определяются законом, действовавшим во время совершения деяния. При этом закон, смягчающий ответственность физического или юридического лица, имеет обратную силу, а закон, каким-либо образом ухудшающий его положение, обратной силы не имеет.

Из содержания ч. 1 ст. 67 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон № 361-З) следует, что нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта.

Согласно ст. 37 КоАП 1984 г., действовавшего во время совершения предпринимателем правонарушения, административное взыскание могло быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.

В соответствии с п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2007 № 116 «О некоторых вопросах правового регулирования административной ответственности» противоправность деяния и ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц определяется актами законодательства, действовавшими во время совершения этого деяния.

Поскольку деяние предпринимателем П было совершено в июне 2005 г., то в данном случае в силу ст. 67 Закона № 361-З применим КоАП 1984 г.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 9.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях истечение сроков наложения административного взыскания является обстоятельством, исключающим административный процесс.

Таким образом, дело об административном правонарушении в отношении предпринимателя П следует прекратить.

О других судебных спорах читайте в печатной версии журнала

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023