+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

""

Ответы на вопросы

 

Когда проводится экспертиза качества товара в потребительских спорах? Какие организации имеют право проводить подобные экспертизы? 

Данный вопрос регламентирован п. 6 ст. 19 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей», устанавливающим, что:

- экспертиза проводится при возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара;
- продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация (индивидуальный предприниматель) обязаны провести экспертизу товара за свой счет;
- о месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме;
- потребитель вправе участвовать в проверке качества (проведении экспертизы) товара лично или через своего представителя;
- потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке;
- если в результате экспертизы товара установлено, что недостатки возникли после продажи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки товара, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

Проводить экспертизы имеют право общественные объединения потребителей, лаборатории и центры, аккредитованные в Национальной системе сертификации, а также Торгово-промышленная палата.

 

При покупке товара потребителю не был выдан чек. Можно ли при отсутствии данного документа защитить свои права? 

При продаже товара (выполнении работы, оказании услуги) потребителю продавец (изготовитель, исполнитель) обязан выдать ему кассовый (товарный) чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара (выполнения работы, оказания услуги) (п. 5 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей» (далее — Закон)).

Положением о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара (выполнения работы, оказания услуги), утвержденным постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 06.05.2002 № 23 (далее — Положение), установлен перечень документов, помимо кассового чека, являющихся подтверждением факта покупки:

- товарный чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру;
- квитанция к отрывному талону;
- надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о наименовании товара (работы, услуги), стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе).

Пункт 3 Положения предусматривает перечень сведений, которые должны содержаться в названных выше документах:

1. о продавце (исполнителе) — наименование и место нахож-
дения (юридический адрес). Индивидуальный предприниматель должен также предоставить информацию о своей фамилии, имени, отчестве, данные свидетельства о государственной регистрации (номер, дата выдачи, кем выдано);

2. о товаре (работе, услуге):

- наименование товара (работы, услуги);
- марка либо модель, либо артикул, либо сорт товара (при их наличии);
- цена товара (работы, услуги). При продаже развесных и мерных товаров — цена за единицу веса, меры, объема и стоимость покупки;
- при продаже изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней — также проба, вес, цена за грамм, вид и характеристика драгоценного камня;
- при выполнении работы, оказании услуги — наименование материала, запасных частей, комплектующих и т.д., их количество, цена за единицу веса, меры, объема и стоимость;
- установленный гарантийный срок, если он не указан в другой документации, прилагаемой к товару (выполненной работе, оказанной услуге);
- наличие недостатка (недостатков);
- дата продажи товара или оформления заказа на работу, услугу, срок исполнения работы, услуги;
- иные сведения, исходя из существа договора.

При продаже мебели, технически сложных товаров (в случае отсутствия технического паспорта, инструкции по эксплуатации, руководства пользователя), текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров и обуви, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с товаром и кассовым чеком покупателю передается также товарный чек, выписываемый в произвольной форме (п. 1 Положения).

В подпункте 2.2 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 09.01.2002 № 18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» установлен закрытый перечень случаев, когда юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать наличные денежные средства при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, среди которых можно выделить:

- розничную торговлю товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью до трех продавцов на таких объектах;
- розничную торговлю на рынках на торговых местах, ярмарках и выставках товаров, а также розничную торговлю с использованием торговых автоматов, электронной торговли;
- разносную и развозную торговлю товарами;
- продажу газет, журналов и иной печатной продукции (за исключением художественной литературы), проездных билетов, талонов, жетонов для проезда в городском общественном транспорте и метро, лотерейных билетов, пластиковых телефонных карт и интернет-карт, карт-экспресс оплаты и других электронных карт, а также сопутствующих товаров в торговых объектах (киосках, павильонах) при условии, что доля сопутствующих товаров в товарообороте одного торгового объекта составляет не более 50 %;
- продажу проездных билетов, талонов, жетонов в городском общественном транспорте, метро, пригородных и пассажирских поездах международного и внутриреспубликанского железнодорожного сообщения;
- продажу билетов (абонементов) на посещение выставок, ярмарок, аттракционов в парках, концертно-зрелищных и спортивных мероприятий (музеи, кинотеатры, театры, цирки, стадионы, бассейны, дома культуры в сельской местности, концертные и другие открытые и закрытые площадки);
- организацию общественного питания в торговых объектах, расположенных в общеобразовательных учреждениях;
- оказание услуг связи в отделениях (пунктах) связи, имеющих в операционных залах одно рабочее место;
- осуществление адвокатской и частной нотариальной деятельности;
- осуществление обучения несовершеннолетних;
- осуществление страховой деятельности с выдачей страховых свидетельств и иные.

Для защиты прав потребителя в случаях, когда документ, подтверждающий факт покупки, не был выдан продавцом, утерян потребителем и в иных подобных случаях, законодатель в п. 5 ст. 19 Закона установил, что отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Для подтверждения факта покупки товара могут использоваться свидетельские показания, элементы упаковочного материала (тары), на которых имеются отметки, подтверждающие, что покупка товара осуществлялась у данного продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на осуществление покупки товара у данного продавца.

 

В течение какого времени можно предъявить требования по качеству товара, выполнения работ (оказания услуг)? 

Применяются ли нормы к покупке товаров через Интернет-магазины? 

Можно ли в течение 14 дней с момента покупки обменять или возвратить продавцу товар, в котором нет недостатков, но он не подошел по каким-либо параметрам? 

Есть ли какие-либо особенности защиты прав потребителей при приобретении товаров, бывших в употреблении? 

Можно ли вернуть в кассу билеты на театральное представление? 

Из камеры хранения в магазине была похищена сумка покупателя с находящимися в ней вещами. Собственник магазина отказывается возместить убытки, поскольку в магазине висит объявление о том, что администрация не несет ответственность за сохранность вещей, оставленных в камере хранения. Можно ли предъявить требование о возмещении убытков, причиненных в подобной ситуации? 

Для проведения химической чистки был сдан женский пиджак. В установленный договором срок потребитель пришел забрать свою вещь, однако обнаружил, что пиджак стал на размер меньше, изменил цвет и на нем имеются механические повреждения (порвана подкладка). Какие требования в данном случае можно предъявить, если о возможности наступивших последствий потребитель не был предупрежден исполнителем?

Ответы на вопросы Вы найдете в бумажной версии журнала

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023