"" |
Н. А. Гаврилкович,
15 марта 1961 г. президент США Дж. Кеннеди в своем выступлении в Конгрессе впервые сформулировал четыре основных права потребителя: право на безопасность; право на информацию; право быть услышанным; право на здоровую окружающую среду. С тех пор 15 марта отмечается Всемирный день защиты потребителей. Начиная с 70-х годов ХХ века во многих западных странах появились законы об охране прав потребителей (например, закон США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления»; закон Франции 1983 г. «О безопасности потребителей»). Монополизация производства и торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования охраны прав потребителя, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них — потребителя. В СССР первой серьезной попыткой решения вопросов правового регулирования в этой области стала разработка проекта Закона «О качестве продукции и защите прав потребителей». Начало реализации прав потребителя было положено с принятием Закона СССР «О защите прав потребителей», который в связи с распадом СССР так и не вступил в силу, однако он оставался моделью для законодательных актов стран-участников СНГ в этой области. В Республике Беларусь специальным законодательным актом, регулирующим потребительские отношения, является Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее — Закон). Помимо него существует еще ряд нормативных документов, к которым приходится обращаться при возникновении вопросов, связанных с реализацией и защитой прав потребителей. Это Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК), а также подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления потребителям тех или иных услуг. Каковы эти акты в действии, позволяют ли они потребителю реализовать и защитить свои права в условиях неослабевающего, может быть даже усиливающегося противостояния с некачественным, а нередко просто опасным для него продуктом? В этой ситуации правовая осведомленность потребителя будет весьма и весьма полезной.
Потребительские правоотношения Существуют определенные критерии, по которым возникшие правоотношения можно отнести к потребительским. Так, законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем — гражданином, приобретающим, заказывающим, использующим или имеющим намерение приобрести, заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией, индивидуальным предпринимателем, производящими и реализующими товары, выполняющими работы или оказывающими услуги потребителям, с другой. Следует обратить внимание на то, что исходя из определения понятия «потребитель», данного в Законе, таковым будет являться не только лицо, которое непосредственно приобрело товар или заказало услуги, но и гражданин, который пользуется товаром, услугой. К примеру, если кому-либо был подарен мобильный телефон, то потребителем в этом случае будет как даритель, непосредственно произведший покупку, так и одаряемый, который пользуется указанным телефоном. Законодательство о защите прав потребителей не применяется при разрешении споров, вытекающих из договорных отношений между гражданами, из отношений с участием граждан-предпринимателей в случае приобретения ими товаров, использования работ, услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, а также в связи с приобретением товаров, использованием работ, услуг для нужд организаций. Полный текст статьи читайте в печатной версии журнала
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023