"Юридический мир" № 09/2009 |
Александр СТЕПАНОВСКИЙ
Для начала отметим положительную роль Указа № 396, так как многие проблемы, которые возникали в правоотношениях между инвесторами и застройщиками, нашли в нем свое разрешение. Кроме того, у наших соседей — России и Украины — нет нормативных актов подобного рода, что зачастую негативно сказывается на развитии рынка жилищного строительства. Что касается Указа № 367, то в первую очередь следует отметить, что он четко закрепляет все возможные формы привлечения застройщиками денежных средств граждан для строительства жилья на основании: - договоров создания объектов долевого строительства, заключенных с застройщиком; - договоров, предусматривающих строительство жилых помещений в составе организаций застройщиков; - заключаемых между застройщиком — эмитентом жилищных облигаций и физическим лицом договоров (соглашений), предусматривающих обязательства эмитента по строительству жилых помещений владельцам жилищных облигаций в установленном законодательством порядке. Таким образом, застройщики не имеют права привлекать деньги граждан для строительства жилья иными способами. Во-вторых, в Правила заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, утвержденные Указом № 396 (далее — Правила), также внесены интересные и важные дополнения. В частности, уточнен порядок привлечения граждан, заинтересованных в строительстве, застройщиками, являющимися государственными организациями или организациями с долей государства в уставном фонде, превышающей 50%. Данные организации вправе привлекать к участию в строительстве граждан как самостоятельно, так и с помощью государственных риэлтерских организаций. Считаем, что с точки зрения использования возможностей для привлечения граждан к участию в строительстве эта позиция является здравой и разумной. Однако не совсем понимаем, в чем состоит преимущество государственных риэлтерских организаций перед частными. Представляется, что выбор риэлтерских организаций для целей привлечения граждан к участию в строительстве жилья должен производиться на конкурсной основе. Пусть победит тот, кто предложит наилучшие условия работы с гражданами. Ранее закрепленное в Правилах положение о том, что местные и распорядительные органы при принятии решения о разрешении проектно-изыскательских работ вправе определять категории лиц, которым будет отдаваться предпочтение при заключении договоров создания объектов долевого строительства, дополнено нормой о том, что указанные категории граждан будут направляться к застройщику для участия в строительстве местными исполнительными и распорядительными органами путем выдачи им направлений для заключения договора создания объекта долевого строительства с данным застройщиком. Однако в любом случае застройщики обязаны отдавать предпочтение в заключении договоров создания объектов долевого строительства гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указом № 367 уточнен и порядок информирования граждан о создаваемых объектах жилья. Так, застройщик теперь обязан не позднее чем за 7 календарных дней до начала заключения договоров создания объектов долевого строительства разместить проектную декларацию с информацией о себе и проекте строительства не менее чем в одном государственном печатном издании, распространяемом в пределах административно-территориальной единицы, на территории которой будет находиться объект долевого строительства, а также в местах, доступных для ознакомления лиц, заинтересованных в строительстве жилых и (или) нежилых помещений. Застройщик в эти же сроки должен направить указанную выше проектную декларацию и в местный исполнительный и распорядительный орган, выдавший ему разрешительную документацию на долевое строительство многоквартирного жилого дома и иных объектов недвижимости. В свою очередь, местный исполнительный и распорядительный орган в трехдневный срок после получения декларации от застройщика должен разместить ее на своем сайте в сети Интернет и информационных стендах. Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что внесенные изменения носят в целом позитивный характер и должны положительным образом сказаться на развитии жилищного рынка Республики Беларусь. Указ № 367 вступил в силу 1 августа 2009 г.
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023