+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Методы оценки и вопросы распоряжения деловой репутацией

"Юридический мир" № 04/2009

••• Методы оценки и вопросы распоряжения деловой репутацией

 

Алексей ВОРОНЧУК

Каждое юридическое лицо обладает определенной деловой репутацией. При этом на практике все чаще встречаются случаи, когда субъекты предпринимательства сталкиваются с проблемой оценки указанного нематериального блага. Такая проблема возникает при желании распорядиться как­либо своей деловой репутацией или в случае появления необходимости защищать ее. Рассмотрим методы, лежащие в основе оценки такого объекта гражданских прав, как деловая репутация, а также вопросы распоряжения деловой репутацией.

Статья 151 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) в качестве объектов нематериальных благ выделяет, в частности, деловую репутацию, принадлежащую гражданину. Буквально трактуя норму ст. 151 ГК, можно сделать вывод о том, что деловая репутация юридических лиц не признается нематериальным благом. Однако указанная точка зрения является непоследовательной.

В соответствии с нормой, закрепленной в п. 7 ст. 153 ГК, правила о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются и к защите деловой репутации юридического лица, кроме возмещения морального вреда. Таким образом, большинство правоведов, а также правоприменительная практика признают тот факт, что деловая репутация юридического лица является нематериальным благом.

В юридической литературе традиционно указывается, что нематериальные блага характеризуются своей внеэкономической природой, непосредственной связью с личностью, подчеркивая уникальность и неповторимость человека.1 Говоря о деловой репутации юри­ дического лица, следует отметить такую важную специфику данного объекта гражданских прав, как возможность ее приблизительной оценки. Вопрос о том, возможна ли оценка деловой репутации юридического лица в Республике Беларусь, на сегодняшний день остается открытым.

Анализируя опыт таких стран, как США, Англия, Япония, Австралия, Канада, Швеция и ряд других, можно отметить, что оценка деловой репутации как объекта гражданских прав в указанных странах не является редкостью. Возможность оценки деловой репутации также закреплена в законодательстве Россий­ской Федерации и Республики Беларусь. Однако способы и подходы, которые лежат в основе оценки деловой репутации, различны.

Качественные методы оценки деловой репутации

Заранее следует оговориться, что каче­ст­венные методы не предполагают точной оценки деловой репутации. Суть данного подхода состоит в том, что деловая репутация конкретной организации представляет лишь соответствующий образ в сознании людей и, следовательно, не поддается количественному определению. С точки зрения рассматриваемого подхода можно определить лишь изменение деловой репутации в лучшую или в худшую сторону. В соответствии с качественным подходом взгляд на деловую репутацию компании представляет собой среднее арифметическое от множества субъективных мнений.

К качественным методам оценки деловой репутации относятся, прежде всего, метод социального опроса и экспертный метод.

Метод социологического опроса предполагает изучение мнения различных людей о компании. Как правило, изучается мнение людей, которые относятся к целевой аудитории компании. Например, возможно провести опрос аналитиков рынка, акционеров и инвесторов и т.д. Негативной чертой данного метода является его субъективность, а также затруднительность перевода данных социологиче­ского опроса в денежные единицы.

Экспертный метод предполагает проведение оценки деловой репутации компании специализированными независимыми организациями. Исследованию могут подвергаться взаимоотношения между акционерами, советом директоров и другими лицами, у которых имеется соответствующая финансовая заинтересованность.

Количественные методы оценки

Количественные методы оценки деловой репутации более рациональны, нежели каче­ственные. К ним относятся:

- метод избыточных прибылей;
- методы учета результатов конкретных сделок.

Из методов учета результатов конкретных сделок, в свою очередь, выделяют международный бухгалтерский метод и официальный метод.

В соответствии с методом избыточных прибылей деловая репутация оценивается с точки зрения дополнительных поступлений прибыли, экономического эффекта, который достигается благодаря обладанию определенной деловой репутацией. Данный метод обычно ассоциирует деловую репутацию с брендом, который делает возможным компании извлекать больше прибыли и добиваться большего экономического эффекта по сравнению с той ситуацией, при которой указанная деловая репутация, бренд отсут­ствовали бы.

В процессе оценки деловой репутации при помощи метода избыточных прибылей различают 2 этапа. На первом этапе определяются те дополнительные доходы, которые появились благодаря наличию у компании определенной деловой репутации. На втором же этапе полученный результат умножается на специальный коэффициент, который, в свою очередь, рассчитывается экспертами по таким критериям, как стабильность, лидерство, интернациональность.

Поскольку описанная выше разновидность метода обладает определенными недостатками, связанными с достоверностью высчитываемого экспертами специального коэффициента, выделяется также и другая разновидность метода избыточных прибылей. Данная разновидность состоит из 3 этапов. На первом этапе на основе реального покупательского поведения потребителей определяются дополнительные доходы, создаваемые компанией за счет обладания деловой репутацией. На втором этапе из указанных доходов выделяется та их часть, которая возникает в результате именно внутренней приверженности покупателей данному бренду, а не те доходы, получение которых стимулируется рекламой и различного рода акциями. На третьем этапе происходит конечное вычисление стоимости деловой репутации.

Суть международного бухгалтерского метода закреплена в Международном стандарте финансовой отчетности № 22 «Объединение компаний» (далее — МСФО № 22), в соответствии с которым деловой репутацией называется превышение покупной стоимости активов над их справедливой (иными словами — рыночной) стоимостью в день проведения сделки. Таким образом, в МФСО № 22 деловая репутация признается активом лишь в случае осуществления сделки по­глощения. Указанный вывод подтверждается Международным стандартом финансовой отчетности № 38 «Нематериальные активы», в котором указано, что внутренне созданная деловая репутация, то есть деловая репутация самой компании, не может быть признана активом. Именно в силу этого значительное количество зарубежных компаний считает проведение оценки деловой репутации нецелесообразным.

Притом рыночная стоимость компании в международном бухгалтерском методе определяется с использованием метода опционов по специальной формуле Блэка­Шольца, разработанной в 1973 году. Исходными данными в указанной формуле выступает стоимость бизнеса (капитализация компании), зная которую, можно вычислить рыночную стоимость активов.

Официальный метод получил свое название благодаря тому, что он находит свое закрепление, прежде всего, в законодательстве. Этот метод закреплен в законодательстве Республики Беларусь и, например, Российской Федерации.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2000 № 91н, в составе нематериальных активов учитывается деловая репутация организации. При этом для целей бухгалтерского учета величина приобретенной деловой репутации организации определяется расчетным путем как разница между суммой, уплачиваемой продавцу за организацию, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу организации на дату ее покупки (приобретения).

При приобретении же объектов приватизации на аукционе или по конкурсу деловая репутация организации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной (начальной) стоимостью проданной организации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации приобретенная деловая репутация организации амортизируется в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации. Для сравнения, в Канаде максимальный период амортизации деловой репутации составляет 40 лет, в Нидерландах и Швеции — 10 лет, в Японии — 5 лет.

Сравнивая международный бухгалтерский метод оценки деловой репутации с официальным, важно отметить, что на балансе предприятия в соответствии с официальным методом не может быть отображена собственная деловая репутация. Стоит признать международный бухгалтерский метод оценки деловой репутации более адекватным, поскольку он учитывает именно рыночную стоимость активов фирмы. Проблемный же аспект применения официального метода, в том числе на территории Республики Беларусь, сводится к тому, что зачастую в отчетности национальных компаний указывается завышенная (чаще) или заниженная стоимость активов по сравнению с их рыночной стоимостью. Отсюда возникают ошибки и при проведении оценки деловой репутации.

Оценка деловой репутации и распоряжение деловой репутацией в Республике Беларусь

В Республике Беларусь суть метода, закрепленного в российском законодательстве, можно, в частности, проследить в Национальном стандарте финансовой отчетности 3­F «Объединение юридических лиц» (НСФО 3­F), утвержденном постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 21.03.2008 № 76.

Следует признать соответствующими меж­ дународным стандартам финансовой отчетно­ сти положения, содержащиеся в Инструкции о порядке начисления амортизации основ­ ных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерст­ва экономики Республики Беларусь, Министер­ ства финансов Республики Беларусь, Мини­ стерства статистики и анализа Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.11.2001 № 187/110/96/18 (далее — Инструкция). Инструкция в п. 18.5 указывает на то, что деловая репутация организации (имеется в виду собственная деловая репутация) не относится к нематериальным активам и не является объектом начисления амортизации.

Однако важно указать на противоречие, которое существует в п. 3.4 Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20.12.2001 № 126, где указано, что документально оформленная стоимость деловой репутации фирмы относится для целей бухгалтерского учета к нематериальным акти­ вам. В этой связи важно привести данную формулировку в соответствие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности и Инструкции.

Рассматривая вопрос о возможности распоряжения деловой репутацией, следует отметить, что прямое упоминание об этом содержится в ст. 912 ГК, в соответствии с которой вкладом товарища в полном товариществе признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. При этом важным является то обстоятельство, что оценка стоимости неденежного вклада товарища, в том числе деловой репутации, производится по соглашению между товарищами. Поскольку простое товарищество не является юридическим лицом, соответственно, исключается применение Положения о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 12.02.1996 № 92.

Бухгалтерский учет предпринимательской деятельности, осуществляемой 2 или более лицами на основании заключенного между ними договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), регламентируется Инструкцией по бухгалтерскому учету совместной деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.12.2006 № 161. В соответствии с этим документом нематериальные вклады, а именно профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи в бухгалтерском учете не признаются нематериальными активами.

Таким образом, закрепленная законодателем возможность внесения деловой репутации в качестве вклада товарища в простом товариществе имеет правовое значение лишь в целях определения ответственности товарищей. Так, исходя из п. 1 ст. 917 ГК, если договор простого товарищества не связан с осуществ­лением его участниками предпринимательской деятельности, каждый товарищ отвечает по общим договорным обязательствам всем своим имуществом пропорционально стоимости его вклада в общее дело. Иное распоряжение деловой репутацией в рамках простого товарищества законодательством не преду­смотрено.

Следует также согласиться с мнением о том, что деловая репутация не может быть внесена в качестве вклада в уставный фонд в силу неотчуждаемости рассматриваемого объекта гражданских прав, а также в силу того, что в законодательстве Республики Беларусь отсутствует прямое указание на возможность внесения деловой репутации в виде вклада в уставный фонд.2

 

В заключение стоит отметить, что, несмотря на существующие в Республике Беларусь проблемы оценки и распоряжения деловой репутацией, большинство компаний высоко ценит и бережно относится к ней, что, в свою очередь, предполагает и предопределяет дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего рассмотренные правоотношения. 


1 Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, частям первой, второй, третьей/под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского, А. Ю. Кабалкина, А. Г. Лисицына­Светланова; Ин­т государства и права РАН. — М.: Юрайт­Издат, 2007. — с. 174. — Здесь и далее примеч. авт.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Свидетельство о государственной регистрации выдано Минским горисполкомом от 24.06.2015 с регистрационным номером 192032301

Регистрация в Торговом реестре № 581358 от 24.05.2024

Политика конфиденциальности

Способы оплаты

О доставке товаров

ООО «РегистрМедиа» 2005-2024