+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Минприроды о совершенствовании законодательства, экономических стимулах улучшения ситуации по обращению с отходами

Новости для секретаря

Минприроды о совершенствовании законодательства, экономических стимулах улучшения ситуации по обращению с отходами

21.10.2022 15:00:00
По итогам прошлого года у нас в стране образовалось свыше 62 млн т только отходов производства. Из них более 40 млн т приходится на категорию крупнотоннажных — это галитовые отходы, шламы галитовые глинисто-солевые и отходы фосфогипса. И цифры вместе с расширением производств из года в год растут. Впрочем, увеличивается и количество объемов того полезного мусора, который снова идет в переработку. Сегодня это около трети от общих объемов. О совершенствовании законодательства, экономических стимулах улучшения ситуации по обращению с отходами, успехах в раздельном сборе мусора, перспективе увеличения выработки RDF-топлива корреспондент «Р» узнавала у первого заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александра Корбута.  

Корректировки и льготы


  — Александр Николаевич, готовится новая редакция Закона «Об обращении с отходами». Какие подходы планируется изменить кардинально?

— Действительно, сегодня Минприроды совместно со всеми заинтересованными ведется работа по подготовке проекта закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами». Отмечу, что изменения составляют более половины текста законопроекта, поэтому он излагается в новой редакции. Помимо понятий и терминов, корректируется целый ряд позиций. В их числе, например, сфера регулирования закона в части платежей при обращении с отходами товаров и упаковки, а также отходами животного происхождения, медицинскими, радиоактивными и отходами, загрязненными радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС ниже уровня, установленного в нормативно-правовых актах, отходами взрывчатых веществ и материалов, ломом и отходами черных и цветных металлов. 

Корректировке подвергается переход права собственности на отходы потребления при размещении их физическими лицами, которые являются потребителями услуг по обращению с такими отходами, в санкционированных местах хранения. Из принципиальных изменений — то, что вводится запрет на захоронение отходов потребления, не прошедших сортировку, еще запрет на захоронение отходов, подлежащих обезвреживанию. Уточняются требования к использованию и обезвреживанию отходов, к размещению, строительству, эксплуатации и сносу объектов использования, обезвреживания, захоронения и хранения отходов, к нормированию, ведению учета отходов.

— Рассматривает ли новое законодательство введение экономических стимулов для граждан, раздельно собирающих отходы? 

— Для снижения образования отходов, а также максимального вовлечения их в хозяйственный оборот новый законопроект дополняется мерами экономического стимулирования. Так, производителям планируется предоставить льготы для обеспечения внедрения наилучших доступных технических методов производства товаров, гарантирующих продление их долговечности. Льготы предусмотрены и для тех, кто осуществляет сбор отходов и их разделение по видам. 

В разных государствах стимулирование сортировки отходов начинают преимущественно с методов поощрения. Одним из таких примеров может выступать депозитно-залоговая система (ДЗС), которая успешно реализуется во многих государствах. ДЗС позволяет потребителю вернуть часть затраченных на товар денег. В Беларуси депозитно-залоговая система сбора стеклянной тары, алюминиевой и ПЭТ-бутылки планируется к внедрению после 2030 года.

Разделение неизбежно


  — Как вы в целом оцениваете работу в стране по раздельному сбору отходов?

— С каждым годом растет количество контейнеров для раздельного сбора отходов: стекла, полимеров, бумаги и картона. Если еще в начале 2021 года, согласно схемам обращения с коммунальными отходами, насчитывалось чуть более 290 тыс. таких контейнеров, включая размещенные в секторе индивидуальной жилой застройки, то сейчас эта цифра приближается к 300 тыс. 

Работа в направлении развития раздельного сбора отходов ведется, об этом говорит официальная статистика. Так, в 2021-м сбор основных видов вторичных материальных ресурсов составил 790,56 тыс. т, что вдвое больше объемов в 2012 года (381,6 тыс. т). Уровень использования твердых коммунальных отходов за 2021-й по сравнению с 2020-м увеличился на 4 процентных пункта и составил 29% от объема образования таких отходов при задании 27%.

— Законодательством предусматривается строительство новых объектов по переработке твердых коммунальных отходов. На какой стадии их реализация? 

— Очевидно, что повышение эффективности и обеспечение запланированного уровня использования отходов возможно только за счет развития промышленной переработки и широкого применения новых технологий. Целевые показатели эффективности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами определены в Государственной программе «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021 — 2025 годы. 

По информации Министерства ЖКХ, по состоянию на 1 января 2022 г. общие мощности семи мусоросортировочных заводов и 84 линий сортировки в стране составляют около миллиона тонн. Это позволяет сортировать около 33% от объема сбора ТКО в смешанном виде. 

До 2025 года в соответствии с государственной программой запланировано строительство и ввод в эксплуатацию 16 региональных объектов по сортировке и использованию ТКО мощностью приблизительно 1,25 млн т в год. Это Барановичский, Брестский, Пинский, Березовский, Оршанский, Полоцкий, Гомельский, Волковысский, Лидский, Борисовский, Минский, Солигорский, Пуховичский, Могилевский, Бобруйский региональные комплексы и объект для Минска.
Сегодня Минприроды совместно со всеми заинтересованными ведет работу по подготовке законопроекта «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами».

В 2021 году введен в эксплуатацию мусоросортировочный завод в Витебске. В стадии строительства находятся еще три объекта по сортировке и использованию ТКО для Барановичского, Оршанского, Бобруйского регионов. Подготовлена проектная документация по полигону для захоронения отходов для Брестской зоны обслуживания, на завершающем этапе находится разработка проектно-сметной документации по Гомельскому региональному объекту. Разработана предпроектная документация для Полоцкого, Пуховичского, Волковысского и Лидского регионов.

— Насколько государству необходимо увеличение производства RDF-топлива, сырьем для которого являются отходы?

— Мировая практика показывает, что RDF-топливо используется в основном в цементной промышленности в качестве альтернативы, заменяющей каменный уголь и природный газ. Высокие температуры, используемые в этих производствах, дают возможность сжигать такой вид топлива, не причиняя вреда окружающей среде. Европейский опыт свидетельствует, что RDF-топливом может быть замещено до 70% основного технологического топлива, расходуемого на обжиг клинкера цементными заводами. Также при совместном сжигании с каменным углем и другими видами топлива RDF-топливо используется на теплоэлектростанциях, на специализированном котельном оборудовании. Таким образом, мы решаем две задачи: экологическую и экономическую, экономя на других видах топлива. Кроме того, снижается число отходов, которые попадают на полигоны. Для производства RDF-топлива используются следующие отходы: резина, бумага, дерево, картон, кожа и кожзаменители, синтетические волокна, текстиль, полимеры и другие. 

— Тем не менее в стране есть категория отходов, которая пока не перерабатывается. Предусматривает ли новый документ строительство современных объектов долговременного хранения?

— На конец 2021 года на территории страны хранилось свыше 1,3 млрд т отходов, из которых 1,1 млрд т представляют собой твердые галитовые отходы в четырех солеотвалах и около 132 млн т глинисто-солевых шламов в шламохранилищах. За прошлый год объем использования таких отходов составил около 820 тыс. т, или 2% от объема образования. К крупнотоннажным отходам с низким уровнем использования, помимо галитовых отходов и глинисто-солевых шламов, относится фосфогипс. Его уровень использования равен 0,59%. В отвалах хранится 23,9 млн т этого вещества. И эту проблему нужно решать. 

Минприроды планирует внести в новое законодательство норму детального планирования вопросов обращения с отходами еще на стадии проектирования, а также создание объектов хранения для тех отходов, для которых в Беларуси на момент проектирования отсутствует возможность их использования, обезвреживания и (или) захоронения.

Больше ВМР в дело


  — Сегодня в стране делается ставка на максимальное вовлечение отходов в переработку. В связи с этим, а также из-за выработки мощностей ряд полигонов для захоронения отходов в стране сокращен. Как оценивается экологическая ситуация на этих объектах?

— С 2017 по 2021 год на многих территориях проведена значительная работа по рекультивации объектов захоронения. Число мини-полигонов за этот период сократилось в 14 раз: с 1616 до 116. Работа продолжается и в этом году. В планах на 2022-й рекультивировать не менее 53 объектов. До конца 2023-го все объекты будут рекультивированы. 

— Новое законодательство разделит сферы влияния между сборщиками отходов и переработчиками. В чем причина такого нововведения?

— Проектом Закона «Об обращении с отходами» определено, что сбор и удаление коммунальных отходов с территории населенного пункта с численностью более 100 тысяч человек осуществляется субъектами хозяйствования, оказывающими такие услуги. Исключение составят субъекты, осуществляющие эксплуатацию объектов захоронения отходов. Суть этой меры — в необходимости более тщательного исполнения законодательства об обращении с отходами. Мы полагаем, что благодаря этому количество поступающих на объекты захоронения отходов и впоследствии захораниваемых там вторичных материальных ресурсов, а также отходов, захоронение которых запрещено законодательством, уменьшится. А значит, вырастет количество отходов, направляемых на вторичную переработку. Все это позволит сократить негативное влияние захораниваемых отходов на окружающую среду и здоровье человека.

Когда сбором и удалением коммунальных отходов, а также эксплуатацией объектов их захоронения занимается одна структура (а сегодня это в большинстве своем организации жилищно-коммунального хозяйства), стимул не допустить захоронения вторичных материальных ресурсов не слишком велик. Это подтверждают многочисленные нарушения правил эксплуатации и содержания объектов захоронения отходов, которые фиксирует Минприроды. Только за девять месяцев нынешнего года проведено около двух тысяч обследований данных объектов, в результате которых было выявлено свыше 2,5 тыс. нарушений правил их эксплуатации. Кроме того, при обследовании объектов захоронения ТКО было выявлено также 895 фактов захоронения вторичных материальных ресурсов. Для устранения выявленных нарушений выдано 43 предписания, 535 рекомендаций, направлено 251 информационное письмо. За захоронение вторичных материальных ресурсов к административной ответственности привлечено 183 виновных лица, сумма штрафов составила приблизительно 260 тыс. руб.

https://www.sb.by/articles/otkhody-i-dokhody.html 
20.10.2022

Возврат к списку