Указы Президента Республики Беларусь
1/20425 (25.07.2022) В целях повышения трудовых пенсий производится перерасчет трудовых пенсий с 1 августа 2022 г. путем корректировки фактического заработка пенсионеров исходя из средней заработной платы работников в республике, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, с повышением ее величины на 10 процентов. Финансирование расходов по реализации Указа осуществляется за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Указ вступил в силу 26 июля 2022 г.
1/20426 (25.07.2022) В целях упрощения порядка приемки в эксплуатацию одноквартирных жилых домов и (или) нежилых капитальных построек пятого класса сложности на придомовой территории (объекты строительства) документом устанавливается, что:
Заявления о приемке в эксплуатацию объектов строительства могут быть поданы гражданами до 1 января 2025 г.;
Основные положения Указа вступают в силу с 1 сентября 2022 г.
Законы Республики Беларусь
2/2918 (22.07.2022) Вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 293-З «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь». Так, документом дополняются полномочия Председателя Государственного комитета судебных экспертиз в части внесения в установленном порядке на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложений об определении перечня категорий сотрудников, которые наделяются правом ношения и хранения оружия и боеприпасов к нему, использования и применения оружия. Кроме того, сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь наделяются правом ношения и хранения оружия и боеприпасов к нему, использования и применения оружия. Категории таких сотрудников определяются Президентом Республики Беларусь. На лиц гражданского персонала из числа государственных гражданских служащих распространяются ограничения, установленные законодательством о государственной службе. Вместе с тем сотрудники и лица гражданского персонала из числа государственных гражданских служащих обязаны соблюдать ограничения, установленные законодательством о борьбе с коррупцией.
2/2919 (22.07.2022) Вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. (далее — Кодекс). Законом вводится понятие «специальное производство», которое определяется как производство по уголовному делу в отношении обвиняемого, который находится вне пределов Республики Беларусь и уклоняется от явки в орган, ведущий уголовный процесс. Суд кассационной инстанции в соответствии с документом определяется как суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовное дело по жалобе или протесту управомоченных Кодексом лиц на приговор, определение или постановление суда первой инстанции, вступившие в законную силу, и (или) определение суда апелляционной инстанции. Согласно Закону при кассационном или надзорном рассмотрении уголовного дела прокурор вправе заявлять отводы и ходатайства; задавать вопросы явившимся участникам уголовного процесса; высказывать мнение по поводу действий других участников процесса, а также по вопросам, разрешаемым судом; высказывать мнение по поданным жалобам, а также о законности приговора, определения, постановления суда; давать заключение по уголовному делу, рассматриваемому в кассационном порядке по протесту Председателя Верховного Суда Республики Беларусь или его заместителей, председателей областных, Минского городского судов или в надзорном порядке по протесту Председателя Верховного Суда Республики Беларусь или его заместителей; получать копию кассационного или надзорного определения (постановления); использовать другие полномочия, предоставленные ему Кодексом. Кроме того, в соответствии с Законом по кассационным жалобе или протесту суд кассационной инстанции проверяет законность приговора, определения, постановления суда, вступивших в законную силу. При этом не подлежат пересмотру в кассационном порядке, в частности, приговоры, определения, постановления областных, Минского городского судов, если они являлись предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Республики Беларусь, а также Верховного Суда Республики Беларусь, вынесенные по первой инстанции. Осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, представитель умершего обвиняемого, защитник и законный представитель лица, к которому применены принудительные меры безопасности и лечения, а также потерпевший, частный обвинитель и (или) их представители вправе обжаловать в кассационном порядке приговор, определение, постановление суда, вступившие в законную силу. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители вправе обжаловать в кассационном порядке судебное решение в части, относящейся к гражданскому иску. Кассационный протест на вступившие в законную силу оправдательный приговор либо определение, постановление суда о прекращении производства по уголовному делу, а также на обвинительный приговор, определение, постановление суда по основаниям, которые могут повлечь ухудшение положения осужденного, вправе принести Генеральный прокурор или его заместители, прокуроры областей, города Минска в пределах своей компетенции. Пересмотр в кассационном порядке обвинительного приговора, определения, постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания, иных мер уголовной ответственности или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения, постановления суда о прекращении производства по уголовному делу допускаются в течение одного года по вступлении их в законную силу и лишь по кассационным жалобе и (или) протесту, поданным по этим основаниям. Кроме того, согласно документу Генеральный прокурор, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и их заместители вправе приостановить до разрешения дела в кассационном порядке исполнение опротестованных приговора, определения, постановления любого суда Республики Беларусь. При этом председатели областных, Минского городского судов, прокуроры областей, города Минска в соответствии с их компетенцией вправе приостановить до разрешения дела в кассационном порядке исполнение опротестованных приговора, определения, постановления районных (городских) судов и (или) апелляционного определения судебных коллегий по уголовным делам соответственно областных, Минского городского судов. При наличии данных, свидетельствующих о явном нарушении закона, указанные лица вправе одновременно с истребованием уголовного дела приостановить исполнение приговора, определения, постановления суда до их опротестования. В соответствии с документом кассационная жалоба подается, а кассационный протест приносится на вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления:
2/2920 (26.07.2022) Документом вносятся изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. (далее — Кодекс). Кодекс дополняется новой статьей 1051:
Статья 319 Кодекса изложена в новой редакции. В частности, согласно документу:
Особенности регулирования труда медицинских работников устанавливаются республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области здравоохранения. Особенности регулирования труда спортсменов, тренеров и иных специалистов национальных команд Республики Беларусь по видам спорта (национальных команд по техническим, авиационным, военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта) в части, не урегулированной настоящим Кодексом, устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
Также документом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте». В частности, вводится термин «высшее звено подготовки», который определяется как организации физической культуры и спорта, училища олимпийского резерва, осуществляющие спортивную подготовку спортсменов, претендующих на включение в составы национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта (национальных и сборных команд по техническим, авиационным, военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта). В соответствии с документом отношения в сфере физической культуры и спорта регулируются законодательством в сфере физической культуры и спорта, в том числе законодательством о допинге в спорте, а также международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь. Согласно Закону организации и индивидуальные предприниматели, проводящие занятия физической культурой и спортом, с учетом направления их деятельности по развитию физической культуры и спорта и видов спорта разрабатывают и принимают локальные правовые акты, регулирующие вопросы безопасного проведения занятий физической культурой и спортом, а также вопросы проведения с физическими лицами, занимающимися физической культурой и спортом, инструктажа по вопросам безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, профилактики и предупреждения травматизма, оказания первой помощи при несчастных случаях. Кроме того, государственные органы и организации, осуществляющие государственное или общественное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта, обеспечивают размещение и поддержание в актуальном состоянии в открытом доступе на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет информации, связанной с осуществлением государственного или общественного регулирования и управления в сфере физической культуры и спорта, за исключением информации, распространение и (или) представление которой ограничено или запрещено в соответствии с законодательными актами. Организации, осуществляющие общественное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта, помимо указанной информации обязаны размещать и поддерживать в актуальном состоянии в открытом доступе на своих официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет сведения о своих руководящих органах, свои уставы, иные документы, принятые ими в пределах компетенции и связанные с осуществлением общественного регулирования и управления в сфере физической культуры и спорта. Также Законом дополнены полномочия Президента Республики Беларусь в сфере физической культуры и спорта. Так, в частности, Президент Республики Беларусь в указанной сфере:
Государственная аккредитация на право осуществления деятельности по развитию физической культуры и спорта определяется Законом как деятельность государственных органов или иных организаций по установлению соответствия:
Осуществление организациями, индивидуальными предпринимателями деятельности по развитию физической культуры и спорта без прохождения государственной аккредитации на право осуществления деятельности по развитию физической культуры и спорта или подтверждения этой государственной аккредитации не допускается, за исключением проведения организациями, индивидуальными предпринимателями физкультурно-оздоровительной и (или) спортивно-массовой работы со своими работниками и членами их семей. Деятельность по развитию физической культуры и спорта без прохождения государственной аккредитации на право осуществления деятельности по развитию физической культуры и спорта вправе осуществлять:
Основные положения Закона вступают в силу с 1 июля 2023 г.
Постановления Правительства Республики Беларусь
5/50503 (22.07.2022) Документом утверждена Инструкция о порядке совершения операций и расчетов с мерными слитками из драгоценных металлов и драгоценными камнями (бриллиантами), произведенными в Республике Беларусь (далее — Инструкция). Действие Инструкции распространяется на следующие операции:
Согласно Инструкции Министерство финансов осуществляет отпуск драгоценных металлов из Госфонда производителям мерных слитков для выполнения работ по изготовлению мерных слитков с последующей их передачей в Госфонд. Расчеты за выполненные работы по изготовлению мерных слитков осуществляются Министерством финансов в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней. В соответствии с документом продажа Министерством финансов мерных слитков из Госфонда осуществляется субъектам хозяйствования (за исключением иностранных организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных за пределами Республики Беларусь), банкам Республики Беларусь и небанковским кредитно-финансовым организациям Республики Беларусь по отпускным ценам, установленным Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет покупку мерных слитков для пополнения Госфонда у субъектов хозяйствования, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по расчетным ценам, установленным Министерством финансов. Расчеты при покупке мерных слитков осуществляются Министерством финансов в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней. Распространение информации о расчетных и отпускных ценах на мерные слитки осуществляется путем размещения на официальном сайте Министерства финансов в глобальной компьютерной сети Интернет. Основные положения постановления вступили в силу 24 июля 2022 г.
Нормативные правовые акты областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома
9/117039 (21.07.2022)
9/117040 (21.07.2022)
9/117041 (21.07.2022)
9/117095 (22.07.2022)
9/117130 (26.07.2022)
9/117132 (26.07.2022)
9/117139 (26.07.2022)
Источник: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
|