Мониторинг аналитики за 18 — 24 января 2020 г.Изменения в порядке осуществления операций по счетам в банкеC 1 января 2020 г. вступили в силу Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2018 г. № 414 «О совершенствовании безналичных расчетов» и постановление Совета Министров, Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2019 г. № 432/11 «Об автоматизированной информационной системе исполнения денежных обязательств», которые определяют порядок взыскания в бесспорном порядке денежных средств со счетов плательщика и осуществления платежей в бюджет. В связи со вступлением в силу вышеназванных законодательных актов обращаем внимание на следующие основные изменения в порядок осуществления операций по счетам в банке: •с 1 января 2020 г. отменяется ведение в банках картотеки по учету расчетных документов, не оплаченных в срок; •3 января 2020 г. (первый банковский день года) расчетные документы, находящиеся в картотеке к вашим счетам в банке, будут изъяты. При этом: •платежные требования, выставленные к вашим счетам взыскателем — уполномоченным государственным органом (органы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, ФСЗН, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, органы принудительного исполнения и прочие), будут возвращены без исполнения взыскателям с последующим их размещением государственными органами в Автоматизированной информационной системе исполнения денежных обязательств (далее — АИС ИДО); •платежные требования, выставленные к вашим счетам взыскателем — косвенным участником АИС ИДО (субъектами хозяйствования на основании исполнительных документов), будут направлены банком в АИС ИДО в электронном виде. Оригиналы исполнительных документов на бумажном носителе будут возвращены взыскателю через обслуживающий банк; •платежные поручения по платежам в бюджет, помещенные вами в картотеку, будут направлены банком в АИС ИДО. АИС ИДО ведет учет неисполненных денежных обязательств плательщика в разрезе УНП. <...>
Александра РАКИТИНА,
Начисление амортизации ОС при УСНВопрос. Какие способы начисления амортизации основных средств может использовать организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, ведущая учет в книге учета доходов и расходов? Ответ. Налог при упрощенной системе налогообложения заменяет для организаций, применяющих упрощенную систему, налог на недвижимость, если иное не установлено подп. 1.1.3 п. 1 ст. 326 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК). Сохраняется общий порядок исчисления и уплаты налога на недвижимость: •по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, сданным в аренду (переданным в финансовую аренду (лизинг), предоставленным в иное возмездное или безвозмездное пользование; •по всем объектам обложения этим налогом организациями, у которых общая площадь капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, а также в пользовании в случаях, указанных в ч. 1-й п. 1 и п. 4 ст. 226 НК, и капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, указанных как объект обложения налогом на недвижимость в подп. 1.5 п. 1 ст. 227 НК, превышает 1 000 квадратных метров. Для этого необходимо вести учет соответствующего имущества с целью определения налоговой базы налога на недвижимость. При использовании методов начисления амортизации следует руководствоваться п. 37, 41, 46 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6. <...>
Виталий РАКОВЕЦ,
Начисление амортизации до ввода объекта лизинга в эксплуатациюВопрос. Вновь зарегистрированная организация на основании договоров лизинга приобретает оборудование, которое не эксплуатируется до начала осуществления производственной деятельности организации. По данному оборудованию договором лизинга предусмотрено начисление амортизации до ввода объекта лизинга в эксплуатацию. Также организация несет расходы по уплате арендной платы и коммунальных платежей по помещениям до начала осуществления производственной деятельности организации. Каким образом данные расходы отражаются в бухгалтерском учете и учитываются при налогообложении прибыли? Верно ли, что до момента начала эксплуатации амортизация по оборудованию, приобретенному на основании договоров лизинга, не начисляется? Ответ. Если активы приняты к бухгалтерскому учету в составе основных средств, но их фактическая эксплуатация не начата по причинам производственного и иного характера, начисление амортизации линейным и нелинейным способами начинается с месяца, следующего за месяцем начала их фактической эксплуатации, в соответствии с назначением их использования в данной организации. При этом течение срока полезного использования, установленного при приобретении указанных объектов, также начинается с месяца, следующего за месяцем начала их фактической эксплуатации (п. 34 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6). <...>
Виталий РАКОВЕЦ,
Лизинг: организация сделки, учет и налогообложениеВ настоящем издании подробно изложены вопросы организации и документального оформления лизинговой сделки, а также порядок учета поступления предметов лизинга, расчет лизинговых платежей, страхование и ремонт, возврат и выкуп, передача имущества по соглашению о перенайме, налогообложение лизинговых сделок, порядок отражения лизинговых операций в бухгалтерском учете лизингодателя и лизингополучателя. Это незаменимое пособие для практикующих бухгалтеров, аудиторов, налоговых консультантов, руководителей организаций, а также для студентов экономических вузов и тех, кто самостоятельно изучает экономические процессы и современные подходы к техническому перевооружению предприятий и обновлению основных средств с использованием такого инструмента, как лизинг. ВведениеЛизинг является многоплановым явлением экономической жизни. Он содержит в себе отношения аренды, но только с переходом права собственности на имущество к предприятию по окончании срока лизинга. Организация не просто платит за пользование имуществом, как при аренде, а может выкупить его в собственность. Лизинг напоминает покупку в рассрочку, но только при этом финансирование предоставляется на длительный период времени, что позволяет организации не замораживать оборотные средства, а использовать для развития бизнеса. Лизинг содержит элементы банковского кредита, но с отнесением предприятием лизинговых платежей в состав инвестиционных расходов, участвующих в налогообложении полностью, а не только в размере процентной ставки, как при инвестиционном кредитовании. Предприятия получают долгосрочное финансирование с налоговыми преимуществами. Лизинг совмещает в себе преимущества аренды, рассрочки и кредита, при этом является наиболее простым и выгодным способом приобретения оборудования. Предлагаемое издание состоит из пяти разделов, в которых изложены не только теоретические аспекты и понятия лизинга, но и порядок бухгалтерского учета и налогообложения лизинговых операций. В первом разделе рассмотрены виды и функции лизинга, а также проанализированы преимущества лизинговых сделок по сравнению с другими формами инвестирования. <...>
И. Н. Бурцева, Д. А. Лапченко
Учет недостач и излишков при проведении инвентаризацииИнвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния ее финансовых обязательств на определенную дату путем сличения фактических данных с данными бухгалтерского учета. Это основной способ фактического контроля над сохранностью имущественных ценностей и средств. Единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете определен Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 (далее — Инструкция № 180). Так, в ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в том числе неучтенных) путем сопоставления с данными бухгалтерского учета, проверки достоверности сумм дебиторской и кредиторской задолженности, выявление неучтенных или неиспользуемых активов с целью их постановки на учет или последующего списания или реализации и др. (п. 3 Инструкции № 180). Инвентаризации подлежат не только активы и обязательства организации, числящиеся в бухгалтерском учете, находящиеся на балансе и хранящиеся непосредственно на складах организации, но также активы, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете за балансом (арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.) независимо от их местонахождения. <...>
Наталья БОРИСЕНКО,
Обзор изменений в МСФО применительно к составлению годового отчета за 2019 годМСФО (IFRS) 16 «АРЕНДА»Ежегодные усовершенствования МСФО, период 2015 — 2017 гг.: •поправки к МСФО (IAS) 28 «Долгосрочные вложения в ассоциированные организации и совместные предприятия»; •поправки к МСФО (IFRS) 9 «Условия о досрочном погашении с потенциальным отрицательным возмещением»; •КРМСФО (IFRIC) 23 «Неопределенность в отношении правил исчисления налога на прибыль». МСФО (IFRS) 16 вводит единую модель определения соглашений аренды и учета со стороны как арендодателя, так и арендатора. После вступления в силу новый стандарт заменит МСФО (IAS) 17 «Аренда» и все связанные разъяснения. МСФО (IFRS) 16 различает договоры аренды и договоры оказания услуг на основании того, контролирует ли покупатель идентифицированный актив. Разделения между операционной арендой (внебалансовый учет) и финансовой арендой (учет на балансе) для арендатора больше нет. Вместо этого используется модель, в соответствии с которой в учете арендатора должны признаваться актив в форме права пользования и соответствующее обязательство в отношении всех договоров аренды (учет на балансе по всем договорам), кроме краткосрочной аренды и аренды активов с низкой стоимостью. Актив в форме права пользования изначально признается по первоначальной стоимости и после первоначального признания учитывается по первоначальной стоимости (с учетом нескольких исключений) за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения с корректировкой на переоценку обязательства по аренде. Обязательство по аренде первоначально оценивается по приведенной стоимости оставшихся арендных платежей. После первоначального признания обязательство по аренде корректируется на проценты по обязательству и арендные платежи, а также среди прочего на влияние модификаций договора аренды. Кроме того, классификация денежных потоков также изменится, поскольку платежи по договорам операционной аренды в соответствии с МСФО (IAS) 17 классифицируются в качестве денежных потоков от операционной деятельности, тогда как в соответствии с МСФО(IFRS) 16 арендные платежи будут разбиваться на погашение основной суммы обязательства и процентов, которые будут представляться как денежные потоки от финансовой и операционной деятельности соответственно. <...>
Ольга СЕДЫХ,
Празднуем Новый год: особенности исчисления подоходного налогаНа праздники, как известно, принято дарить подарки, и Новый год не исключение. Вот и наниматели по традиции вручают подарки своим сотрудникам, их детям, а также бизнес-сувениры партнерам, устраивают праздничные вечера. Большинство организаций новогодние корпоративные мероприятия проводят в ресторанах и кафе. Подарки. При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 199 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее — НК). При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, относятся полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы, оказанные услуги на безвозмездной основе (подп. 2.2 п. 2 ст. 200 НК). Таким образом, расходы организации, связанные с приобретением подарков, признаются доходом физических лиц, получивших эти подарки. Вместе с тем организации как налоговые агенты при исчислении подоходного налога с таких доходов в ряде случаев вправе воспользоваться льготами, установленными НК. Ситуация 1 В декабре 2019 года организация подарила всем работникам к Новому году, в том числе внешним совместителям, подарки в виде сертификата на посещение спортивно-оздоровительного комплекса стоимостью 150 рублей каждый. <...>
Александр АЛЕКСАНДРОВ,
Приведены в соответствие с НК нормы налоговых отношенийУказ Президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. № 411 «О налогообложении» (далее — Указ № 411) в основном направлен на приведение норм указов, затрагивающих налоговые отношения, в соответствие с положениями новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), действующей с 1 января 2019 г. Кроме того, Указ № 411 устраняет неравные условия налогообложения субъектов, предусматривает изменения порядка деятельности института налогового консультирования, в нем закрепляются правовые основания для регулирования электронного документооборота в рамках Евразийского экономического союза. Также Указом № 411 признаются утратившими силу ряд указов главы государства и отдельные положения указов Президента Республики Беларусь в связи с включением их норм в НК. <...>
Яна ГЛИНСКАЯ,
Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.
|