+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by:Мониторинг аналитики за 14 — 20 сентября 2019 г.

Новости для секретаря

Registr.by:Мониторинг аналитики за 14 — 20 сентября 2019 г.

22.09.2019 20:41:01

Мониторинг аналитики за 14 — 20 сентября 2019 г.

Как минимизировать налоговые платежи (часть 2)


Как мы уже писали, сущность налогового планирования заключается в признании за каждым плательщиком права применять все допустимые законом средства, приемы и способы (в том числе и пробелы в законодательстве Республики Беларусь) для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Таким образом, налоговое планирование — это законный способ уменьшения сумм налоговых платежей с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

Структура затрат представительских расходов и отражение их в первичных учетных документах

Прежде всего отметим, что структуру данных затрат следует оговорить в учетной политике организации. Это обусловлено тем, что в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) учетная политика — это совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией. Такая совокупность представлена в п. 4 ст. 9 Закона № 57-З.

Способы ведения бухгалтерского учета — это применяемые при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности способы первичного наблюдения, виды учетной оценки, способы группировки и обобщения хозяйственных операций (абз. 5-й п. 2 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 2013 г. № 80).

Организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в Положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждается руководителем организации.

<...>

Александра РАКИТИНА,
экономист


Внесены изменения в форму аудиторского заключения


Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 31 «Об изменении постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 1 августа 2017 г. № 22» (далее — постановление № 31) внесены изменения в форму аудиторского заключения по результатам оказания услуг по независимой оценке деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности) и Инструкцию о требованиях, предъявляемых к форме и содержанию отчета по результатам оказания услуг по независимой оценке деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности).

Постановление № 31 вступило в силу 26 июля 2019 г.

Теперь к иным аудиторским услугам относится проведение аудита финансовой информации в рамках выполнения специальных аудиторских заданий, в том числе услуги по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности) (абз. 3-й ст. 21 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 229-З).

Услуга по независимой оценке деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) при его ликвидации (прекращении деятельности) предусмотрена подп. 2.8 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». При этом требования к оказанию таких услуг и порядок их оказания устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)» утверждено Положение о порядке оказания аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности).

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук


Что следует учитывать согласно новой редакции Закона «Об аудиторской деятельности»


Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» принята новая редакция Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон в новой редакции). Данное событие было ожидаемым, поскольку ему предшествовал ряд мероприятий и документов в рамках действия Евразийского экономического союза по гармонизации законодательства государств — членов Евразийского экономического союза.

Итак, на что следует обратить особое внимание?

В соответствии с планом мероприятий («дорожная карта») по созданию единого рынка аудиторских услуг на территории государств — членов Евразийского экономического союза определены этапы и сроки разработки нормативных правовых актов в целях создания основ единого рынка аудиторских услуг, гармонизации законодательства государств-членов в сфере аудиторской деятельности, в том числе формирование единой системы регистрации аудиторов и аудиторских организаций, включая разработку единых требований регистрации, обмен информацией о регистрации и формирование сводного реестра регистрации аудиторов и аудиторских организаций на территории Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии. Единый рынок аудиторских услуг начнет функционировать с 1 января 2022 г., а услуг в области составления отчетности и бухгалтерского учета — в 2021 году1, и предусматривается применение Международных стандартов аудита в качестве единых стандартов аудита на территории государств — членов Евразийского экономического союза.

Закон в новой редакции дополнен некоторыми новыми терминами.

При этом п. 6 Плана либерализации по формированию единого рынка услуг в области аудита, утвержденного решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 22, предусмотрено формирование реестров аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторов в 2018 — 2019 гг.

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук


Как не допустить ошибок при налогообложении дивидендов


Часть прибыли общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, покрытия убытков текущих периодов, образовавшихся по вине самого общества, и отчислений в фонды этого общества, может быть распределена между его участниками пропорционально размерам их долей в уставном фонде общества, если иное не установлено его уставом (ч. 1-я ст. 96, ч. 6-я ст. 112 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах»).

Для целей Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) дивиденды — это доход, начисленный организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения (подп. 2.4 п. 2 ст. 13 НК).

Сумма налога на прибыль с дивидендов исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки, удерживается и перечисляется в бюджет белорусскими организациями, начислившими дивиденды.

Такие белорусские организации признаются налоговыми агентами, имеют права и исполняют обязанности, установленные ст. 23 НК (п. 4 ст. 186 НК).

Ставка налога на прибыль по дивидендам, указанным в п. 1 ст. 167 и подп. 3.1 п. 3 ст. 174 НК, устанавливается в размере 12% (п. 6 ст. 184 НК).

При этом, если в течение трех предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации — резидентами Республики Беларусь, ставка налога на прибыль устанавливается в размере 6% (п. 7 ст. 184 НК), а в случае, если прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации — резидентами Республики Беларусь в течение пяти предшествующих календарных лет последовательно, ставка налога на прибыль устанавливается в нулевом размере (п. 8 ст. 184 НК).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»


ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВК МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ


Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов» внесены изменения в статьи Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), регулирующие порядок привлечения работника к материальной ответственности.

Ввиду того что ст. 400 ТК содержит не только условия привлечения работников к материальной ответственности, но и порядок проведения такой процедуры, детализировано название ст. 400 ТК, и с момента вступления изменений в силу статья будет называться «Условия и порядок привлечения работников к материальной ответственности». Напомним, что теперь эта статья называется «Условия привлечения работников к материальной ответственности».

В ТК вносится определение термина «реальный ущерб». Согласно ч. 2-й новой редакции ст. 400 ТК к реальному ущербу относятся:

утрата, ухудшение или понижение ценности имущества, влекущие необходимость для нанимателя произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей;

необходимость произвести излишние денежные выплаты (за исключением штрафов, взыскиваемых с нанимателя).

В настоящее время в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2002 г. № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» приводится определение термина «прямой действительный ущерб», который учитывается при определении размера ущерба. Под данным термином понимается утрата, ухудшение или понижение ценности имущества, влекущие необходимость для нанимателя произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние выплаты, к которым, в частности, относятся:

заработная плата, выплаченная незаконно уволенному работнику;

штрафы, взысканные с нанимателя по вине работника;

потери нанимателя в связи с неудовлетворением исковых требований по причине пропуска исковой давности;

расходы, связанные с перевозкой, экспертизой поставленной в торговую сеть некачественной продукции (товара);

сверхнормативный расход электрической энергии, горюче-смазочных материалов.

При этом указано, что неполученные доходы при определении размера ущерба не учитываются, за исключением случая причинения ущерба не при исполнении трудовых обязанностей.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист, специалист по трудовому законодательству


Изменения в порядке страхования


Указ Президента Республики Беларусь от 11 мая 2019 г. № 175 «О страховании» предусматривает либерализацию условий осуществления страховой деятельности, увеличение возможностей заключения договоров страхования в электронном виде, снижение страховых тарифов по отдельным видам обязательного страхования. Значимые изменения также затронули сегмент страхования жизни.

Отметим основные изменения, представляющие интерес для нанимателей.

Несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания

Обширные изменения касаются обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Так, исключена двойная выплата в случае причинения вреда жизни и здоровью работника в результате дорожно-транспортного происшествия. Ранее работник имел право претендовать на получение страховых выплат как по рассматриваемому виду страхования, так и по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Под действие рассматриваемого вида страхования теперь подпадают работающие граждане, временно пребывающие в Республике Беларусь. Ранее по нему страховали только граждан, проживающих в Республике Беларусь, не важно, как — постоянно или временно.

Уточнение получил термин «несчастный случай на производстве». Это обусловлено необходимостью учесть в нем повреждения здоровья во время передвижения застрахованного лица на транспорте, предоставленном страхователем, к месту работы или с работы, а также иные случаи в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь, регулирующего вопросы расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Внесены уточнения в отношении такой категории застрахованных лиц, как обучающиеся. Как и ранее, они будут застрахованы на время выполнения работ в компаниях в период практики, производственного обучения, стажировки. Но изменениями предусмотрено одно условие — такие работы должны быть оплачиваемыми.

<...>

Эвелина ДУБОВИК,
юрист


Утверждена форма заказа-поручения


Как известно, ст. 40 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» определено, что транспортными документами при выполнении автомобильных перевозок грузов признаются:

путевой лист;

товарно-транспортная накладная при выполнении внутриреспубликанских автомобильных перевозок грузов;

международная товарно-транспортная накладная «CMR», составленная согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), принятой в г. Женеве 19 мая 1956 года, при выполнении международных автомобильных перевозок грузов;

заказ-поручение;

иные документы в соответствии с Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 (далее — Правила № 970).

Автомобильная перевозка грузов физических лиц осуществляется на основании договора об автомобильной перевозке груза физического лица.

Заключение данного договора подтверждается составлением и выдачей заказчику автомобильной перевозки заказа-поручения по форме, утвержденной Министерством транспорта и коммуникаций, заверенного штампом или печатью автомобильного перевозчика (п. 286 Правил № 970).

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук


Изменены подходы к сохранению окружающей среды


27 сентября 2019 г. вступают в силу изменения в ряд законов в области охраны окружающей среды, внесенные Законом Республики Беларусь от 18 июня 2019 г. № 201-З. Так, документом вносятся изменения в:

Кодекс Республики Беларусь о недрах;

Водный кодекс Республики Беларусь;

Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды»;

Закон Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 56-З «Об охране озонового слоя»;

Закон Республики Беларусь от 10 июля 2007 г. № 257-3 «О животном мире»;

Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха».

Помимо приведения статей изменяемых законов в соответствие с изменениями других актов законодательства Республики Беларусь (например, указание на необходимость соблюдения только обязательных для исполнения технических нормативных правовых актов Республики Беларусь), а также ряда уточнений есть и более существенные изменения, в том числе следующие.

1. Внесены изменения в соответствии с законодательством Республики Беларусь о контрольно-ревизионной деятельности. Исключена норма о полномочиях контролирующих органов приостанавливать деятельность предприятий (так как это возможно только в судебном либо добровольном порядке). Приведены в соответствие с действующим законодательством Республики Беларусь все иные права, обязанности и полномочия контролирующих органов, а также порядок обжалования действий указанных органов, изменены положения статей о контроле в области охраны окружающей среды.

2. В соответствии с судебным законодательством Республики Беларусь Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь предоставлены полномочия заявлять требования в суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в порядке приказного судопроизводства.

3. Изменены полномочия организаций Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по сбору экологической информации. Так, указанными полномочиями наделены также подконтрольные Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь организации.

4. Отменены полномочия Президента Республики Беларусь в утверждении государственных программ. Указанные программы будут утверждаться Советом Министров Республики Беларусь, региональные программы — местными Советами депутатов.

5. Локальный мониторинг окружающей среды проводится в случаях, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь (ранее исключений не было).

<...>

Дина КАРЦЕВИЧ,
экономист


Как не нарушить законодательство при понижении работника в должности


Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК) не содержит такого дисциплинарного взыскания, как понижение в должности. В части 1-й ст. 198 ТК перечислены только три меры дисциплинарного взыскания, применяемые нанимателем к работнику: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Однако ч. 2-я ст. 198 ТК указывает на возможность исключения из данного правила: для отдельных категорий работников с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания (ст. 204 ТК).

В каких случаях можно понизить

Под должностью понимается служебное положение работника, обусловленное кругом его должностных обязанностей, правами и характером ответственности (ч. 1-я п. 4 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1).

Ситуации, когда необходимо понизить работника в должности, встречаются нечасто, и способов, когда это можно сделать законно, не много. Но очень часто наниматели совершают ошибочные действия, которые приводят к трудовым спорам и рассмотрению исков работников в судебном порядке.

Прежде всего нужно уяснить: как понижение в должности, так и повышение, в том числе и любое другое изменение трудовой функции, то есть профессии, специальности, должности с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией (п. 3 ч. 2-й ст. 19 ТК), представляет собой перевод работника на другую работу, который регламентируется ст. 30 ТК. При этом запрещается перевод работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья (ч. 5-я ст. 30 ТК). К ним относятся работы, на которых законодательством Республики Беларусь запрещено применение труда отдельных категорий работников, например женщин (ст. 262 ТК), лиц моложе восемнадцати лет (ст. 274 ТК).

При переводе на другую работу у того же нанимателя с работником заключается трудовой договор с соблюдением требований ст. 18 и 19 ТК (ч. 6-я ст. 30 ТК). По истечении максимального срока действия контракта, а также в случае перевода работника с его согласия на другую работу по договоренности сторон заключается новый контракт на срок не менее одного года (ч. 2-я подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29»).

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Порядок обеспечения работников СИЗ: есть изменения


Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2019 г. № 30 в новой редакции изложена Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 209 (далее — Инструкция).

В новой редакции Инструкции упразднена глава 4 «Заключительные положения», которой устанавливались ответственность нанимателя, порядок разрешения споров, а также контроль над выполнением требований этого документа. Теперь Инструкция содержит 54 пункта (ранее было 65).

Рассмотрим основные изменения и дополнения.

Терминология

Пунктом 2 новой редакции Инструкции установлено, что для ее целей применяются термины и их определения в значениях, установленных не только Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда», Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» (в редакции Закона Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 365-З), но и техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), принятым решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878.

В измененной редакции Инструкции приводятся новые по сравнению с ранее действовавшей Инструкцией термины и их определения, имеющие большое значение для обеспечения работников СИЗ. Так, в п. 2 приводятся значения терминов «вредные условия труда», «дежурные средства индивидуальной защиты», «неблагоприятные температурные условия», «нормы бесплатного обеспечения работников организации средствами индивидуальной защиты», «одежда специальная сигнальная повышенной видимости», «опасные условия труда», «период использования средства индивидуальной защиты».

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


Командировка или разъездной характер работы?


Согласно ст. 91 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы. Не считаются служебными командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, а также в пределах населенного пункта, где располагается наниматель.

При направлении в командировку наниматель обязан обеспечить работнику установленные законодательством Республики Беларусь гарантии и компенсации (ст. 95 ТК). Порядок и размеры возмещения расходов определяются в соответствии с Положением о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176.

В свою очередь, ч. 1-й ст. 99 ТК работникам устанавливаются компенсации за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие). Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 июля 2014 г. № 70 утверждена Инструкция о порядке, условиях и размерах выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие).

Необходимо учитывать, что выполнение работ, имеющих подвижной и разъездной характер, отличается от направления работника в служебную командировку.

Рассмотрим отличия служебной командировки от работы, имеющей разъездной характер.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.


Возврат к списку