Изменения в Законе о СМИ: новые реалии для интернет-ресурсовЗаконом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 128-З (далее — Закон № 128-З) внесены многочисленные изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-З «О средствах массовой информации» (далее — Закон). Значительная часть из них относится к регламентации деятельности интернет-ресурсов. Рассмотрим основные новшества. ТерминологияВ первую очередь следует отметить, что Законом № 128-З вводится такое новое понятие, как сетевое издание — это интернет-ресурс, прошедший государственную регистрацию в порядке, установленном Законом (п. 191 ст. 1 Закона). Если вы уже задались вопросом о том, что же понимать под интернет-ресурсом, то спешим вам сообщить, что законодатель и тут проявил бдительность, определив в п. 81 ст. 1 Закона, что интернет-ресурс — это интернет-сайт, страница интернет-сайта, форум, блог, приложение для мобильного устройства, иной информационный ресурс (его составная часть), размещенный в глобальной компьютерной сети Интернет, посредством которых распространяется массовая информация. Более того, в Законе теперь будет даже определено, что под владельцем интернет-ресурса следует понимать юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуального предпринимателя, реализующее права владения, пользования и (или) распоряжения интернет-ресурсом (п. 31 ст. 1), а под владельцем сетевого издания — владельца интернет-ресурса, прошедшего государственную регистрацию в порядке, установленном Законом (п. 32 ст. 1). <...>
Александр ГОРБАЧ,
Новый порядок представления заявления на продление сроков завершения внешнеторговых операцийВ целях оптимизации процедуры продления сроков экспортных и импортных внешнеторговых операций субъектов хозяйствования установлена примерная форма заявления субъекта хозяйствования на продление сроков завершения внешнеторговых операций (внесение изменений в разрешение), использование которой будет способствовать упрощению подготовки информации субъектами хозяйствования и ускорению процесса рассмотрения заявлений. Национальный банк Республики Беларусь постановлением Правления от 1 августа 2018 г. № 348 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 апреля 2009 г. № 52» утвердил в новой редакции Инструкцию о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций (далее — Инструкция № 52). Данное решение принято в целях оптимизации процедуры продления сроков экспортных и импортных внешнеторговых операций субъектов хозяйствования. <...>
Александра РАКИТИНА,
Преимущества национального гаранта уплаты таможенных сборовНациональный гарант является активным участником интеграционных процессов, происходящих в Евразийском экономическом союзе, обладает правом участия в функционировании единой гарантийной системы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, создаваемой на таможенной территории Евразийского экономического союза и используемой при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, и призван обеспечивать исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2018 г. № 435 «О признании национальным гарантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов» общество с дополнительной ответственностью «Белнефтегаз» признано национальным гарантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (далее — национальный гарант). Документ вступил в силу 10 июня 2018 г. Предпосылки для определения в Республике Беларусь национального гаранта были созданы в 2015 году, однако до указанной даты лицо, отвечающее условиям признания в качестве национального гаранта, определено не было. <...>
Людмила ДРОЗД,
Новеллы в порядке маркировки товаров средствами идентификацииЕсть основания полагать, что с принятием Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе количество наименований маркируемых товаров будет увеличиваться. Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 117-З «О ратификации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе» (далее — Закон № 117-З и Соглашение соответственно) было ратифицировано Соглашение вступающим в силу по истечении десяти календарных дней с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур. С этого момента прекращают действие: — Соглашение о реализации в 2015 — 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» от 8 сентября 2015 г.; — Протокол о продлении срока действия Соглашения о реализации в 2015 — 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» от 8 сентября 2015 г., подписанный 23 ноября 2016 г. Вновь принятый документ определяет порядок маркировки товаров унифицированными в рамках Евразийского экономического союза (далее — Союз) средствами идентификации (далее — маркировка товаров) и распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) оборот товаров, в отношении которых принято решение о введении маркировки, а также на эмитентов. <...>
Николай ДУБИНСКИЙ,
Кредитная история подтверждает кредитоспособностьПредоставление банку потенциальным кредитополучателем согласия на получение кредитного отчета является обязательным. Это не требование законодательства — это один из вариантов изучения полноты кредитоспособности, которую банк обязан оценить до заключения кредитного договора. Требование об оценке кредитоспособности перед заключением кредитного договора, а также дополнительного соглашения к нему, на основании которого увеличивается размер денежных обязательств кредитополучателя, содержится в Инструкции о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения), утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 149 (далее — Инструкция № 149), хотя данным нормативным правовым актом и не исключается возможность обращения в банк за новым кредитом при наличии просроченной задолженности по ранее полученным кредитам. Напомним, что ограничения в части выдачи кредитов субъектам хозяйствования при наличии просроченной задолженности по кредитам сняты с 1 апреля 2018 г. Инструкцией № 149 и банки самостоятельно определяют необходимость выдачи нового кредита субъекту хозяйствования, который по каким-либо причинам не рассчитался с банком в срок, предусмотренный кредитным договором (см. подробно: Рабец, Н. Определяет ли уровень кредитного риска ликвидность залогового имущества? // Валютное регулирование и ВЭД. — № 4. — 2018. — С. 26—31). <...>
Нонна РАБЕЦ,
Расширен перечень случаев подписания первичного учетного документа одной сторонойПостановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10 августа 2018 г. № 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций, внесении дополнений и изменений в отдельные постановления Министерства финансов Республики Беларусь» (далее —постановление № 58) внесены дополнения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12 февраля 2018 г. № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. № 58» (далее — постановление № 13). Напомним, что согласно п. 14 Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29 «О налогообложении» первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в случаях, определенных Министерством финансов Республики Беларусь. Постановлением № 13 в свое время было установлено, что первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в случаях: — выполнения работ (оказания услуг) по публичному договору, заключенному подрядчиком (исполнителем) и заказчиком в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), единолично; — временного владения и пользования или временного пользования имуществом по договору аренды (временного владения и пользования имуществом по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному арендодателем (лизингодателем) и арендатором (лизингополучателем) в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих временное владение и пользование или временное пользование имуществом, единолично; — купли-продажи товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг через автозаправочные станции. <...>
Николай КУЛЕВСКИЙ,
Документальное оформление хозяйственных операций: есть измененияМинистерство финансов Республики Беларусь приняло постановление от 10 августа 2018 г. № 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций, внесении дополнений и изменений в отдельные постановления Министерства финансов Республики Беларусь» (далее —постановление № 58). Документом устанавливается, что организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов) в первичном учетном документе (за исключением первичных учетных документов, формы которых утверждаются Национальным банком Республики Беларусь, а также которыми оформляются прием и выдача наличных денежных средств), составленном на бумажном носителе, исправление вносится во все его экземпляры путем зачеркивания тонкой чертой неправильной записи и надписи над зачеркнутым правильной записи таким образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, с указанием слова «Исправлено», даты исправления, должности (должностей), фамилии (фамилий), инициалов и подписи (подписей) лица (лиц), внесшего (внесших) исправление, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. <...>
Николай КУЛЕВСКИЙ,
Новые правила для лизингаПравила осуществления лизинговой деятельности, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 августа 2014 г. № 526 (далее — Правила), постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 сентября 2018 г. № 417 (далее — постановление № 417) изложены в новой редакции. Правила, в частности, пополнились определением такого термина, как вознаграждение (доход) лизингодателя — это показатель, являющийся исходя из условий договора лизинга и суммы уплаченных лизингополучателем лизинговых платежей разницей между общей суммой лизинговых платежей, предусмотренных договором лизинга, и выкупной стоимости предмета лизинга (если договором лизинга предусмотрено условие о выкупе предмета лизинга) и общей суммой инвестиционных расходов лизингодателя, возмещаемых лизингополучателем в составе лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга. <...>
Николай КУЛЕВСКИЙ,
Процентная ставка за пользование кредитом превышает установленный уровень: как получить разрешение Нацбанка на проведение валютной операцииПриведем алгоритм юридических действий по получению разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, по получению кредитов (займов) при условии, что процентная ставка за пользование кредитом (займом) превышает уровень, установленный Национальным банком Республики Беларусь. В соответствии с ч. 2-й ст. 4 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании) валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. К резидентам согласно Закону о валютном регулировании относятся: •физические лица — граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь; •юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Республики Беларусь; •дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь; •Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь. <...>
Денис САФАРЕВИЧ,
Новеллы института коллективных инвестицийВнедрение на финансовом рынке Республики Беларусь нового института коллективных инвестиций — инвестиционных фондов (акционерных и паевых) — будет способствовать выполнению Республикой Беларусь договоренностей о формировании Евразийского экономического союза, в том числе в части гармонизации законодательства в сфере коллективных инвестиций. Как известно, 23 июля вступил в силу Закон Республики Беларусь от 17 июля 2017 г. № 52-З «Об инвестиционных фондах» (далее — Закон об инвестиционных фондах), которым регламентированы особенности реорганизации и ликвидации акционерных инвестиционных фондов. Как отмечают специалисты, данные особенности в полной мере соответствуют мировой практике, закрепленной в Директивах Европейского союза. Схожий порядок реорганизации и ликвидации акционерных инвестиционных фондов установлен в законодательстве Российской Федерации и Республики Казахстан (см. подробно: Козловская, С. Рынок ЦБ в ожидании Закона о привлекательных финансовых услугах // Валютное регулирование и ВЭД. — № 2. — 2017). По мнению разработчиков Закона об инвестиционных фондах, развитие инвестиционных фондов позволит увеличить приток внутренних инвестиций в экономику; усилить конкуренцию в сфере привлечения средств населения; увеличить спрос на ценные бумаги; расширить возможности населения по сохранению и приумножению своих сбережений. <...>
Николай КУЛЕВСКИЙ,
Особенности работы с проектно-сметной документацией в архивах организацийПо своему значению и объему научно-техническая документация является важнейшей частью Национального архивного фонда Республики Беларусь. В состав научно-технической документации входят проектная документация в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее — проектная документация), конструкторская, технологическая, научно-исследовательская (научная), патентная, геолого-геодезическая, гидрометеорологическая и иная документация. Научно-техническая документация, имеющая историческую, научную, социальную, экономическую, политическую или культурную ценность, подлежит передаче на постоянное хранение в Белорусский государственный архив научно-технической документации в установленные сроки. Существуют Правила работы с научно-технической документацией в организациях Республики Беларусь, утвержденные постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2003 г. № 38 (далее — Правила работы с НТД), которые устанавливают порядок учета, хранения, использования, экспертизы ценности и передачи научно-технической документации на постоянное хранение в Белорусский государственный архив научно-технической документации (далее — БГАНТД). <...>
Галина КУДРЯКОВА,
Формирование кредитных историй и предоставление кредитных отчетов: порядок обновилсяПостановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 июня 2018 г. № 291 «О формировании кредитных историй и предоставлении кредитных отчетов» (далее — постановление № 291) утверждена новая Инструкция о формировании кредитных историй и предоставлении кредитных отчетов (далее — Инструкция). Одновременно признается утратившим силу постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 27 мая 2009 г. № 67, которым была утверждена в свое время одноименная инструкция. Проанализируем изменения. Инструкция определяет порядок формирования Национальным банком Республики Беларусь кредитных историй на основании представленных источниками формирования кредитных историй сведений о кредитных сделках, в том числе порядок и сроки представления сведений, входящих в состав кредитной истории, порядок изменений и (или) дополнений данных сведений, перечень включаемых в кредитную историю сведений об источниках формирования кредитной истории, о запросах пользователей кредитной истории, о заявлениях субъектов кредитных историй на получение кредитного отчета и о заявлениях субъектов кредитных историй об изменении и (или) дополнении сведений, входящих в состав кредитной истории, порядок и сроки хранения кредитных историй, порядок их аннулирования, а также порядок представления Национальным банком Республики Беларусь кредитных отчетов пользователям кредитных историй и субъектам кредитных историй. <...>
Александр ДУДКИН,
Банковский кодекс: обзор некоторых измененийАбсолютно все субъекты хозяйствования, осуществляя предпринимательскую деятельность, волей или неволей вынуждены активно взаимодействовать с банками. Правовая основа деятельности банков, в том числе основные принципы взаимодействия с клиентами, определены в Банковском кодексе Республики Беларусь (далее — БК). Неудивительно, что изменения в данной сфере вызывают неподдельный интерес со стороны непосредственных участников рассматриваемых правоотношений. В данном материале постараемся очень кратко с позиции клиентов понять, что же изменится в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 133-З «О внесении изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон № 133-З). Клиент — банкПретерпели изменения взаимоотношения банков и клиентов. Изменения эти вытекают из законодательства Республики Беларусь о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения. Банки теперь не только приостанавливают банковские операции и (или) отказывают в их осуществлении, отказывают в подключении клиента к системам дистанционного банковского обслуживания, в одностороннем порядке прекращают или приостанавливают оказание услуг посредством таких систем, отказываются в одностороннем порядке от исполнения договоров на осуществление банковских операций в письменной форме, отказывают в заключении договора на осуществление банковских операций в письменной форме, но и замораживают средства, блокируют банковские операции. <...>
Денис САФАРЕВИЧ,
Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by. |