+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 30 июля - 5 августа

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 30 июля - 5 августа

04.08.2018 13:44:37

Установлены ставки патентных пошлин

Указом Президента Республики Беларусь от 26 июля 2018 г. № 298 «Об уплате патентных пошлин» (далее — Указ № 298) определено, что проведение проверки полезной модели на соответствие условиям патентоспособности является объектом обложения патентной пошлиной.

За проведение проверки полезной модели Указом № 298 установлены следующие ставки патентных пошлин:

— одной полезной модели, содержащей до десяти (включительно) зависимых пунктов формулы, — двенадцать базовых величин;

— одной полезной модели, содержащей более десяти зависимых пунктов формулы, — двенадцать базовых величин и дополнительно одна базовая величина за каждый зависимый пункт формулы свыше десяти;

— группы полезных моделей — двенадцать величин и дополнительно шесть базовых величин за каждую полезную модель свыше одной.

За поддержание в силе патента на полезную модель по годам уплачивается патентная пошлина по следующим ставкам:

— девятый — семь базовых величин;

— десятый — семь базовых величин.

Напомним, что согласно подп. 1.2 п. 1 ст. 34 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 160-З «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» при неуплате в установленный срок патентной пошлины за поддержание патента в силе действие патента прекращается досрочно.

Указом № 298 установлено, что уплата патентной пошлины за проведение проверки полезной модели осуществляется до подачи ходатайства о проверке полезной модели на соответствие условиям патентоспособности. При этом плательщики патентной пошлины за проведение проверки полезной модели вправе использовать льготы, установленные в ст. 263 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК), за исключением ч. 1-й п. 1 этой статьи. Согласно указанной норме плательщики — физические лица, если иное не установлено ч. 2-й п. 1 ст. 263 НК, уплачивают 25% от установленного размера патентных пошлин (за исключением юридически значимых действий, за совершение которых взимается патентная пошлина в соответствии с п. 4, 15, 43 — 67, 71 — 75, 77 — 84 приложения 23 к НК).

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

 

Нормативные требования по подготовке жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2018/2019 года

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2018 г. № 430 «О подготовке к работе в осенне-зимний период 2018/2019 года» (далее — постановление № 430) определены меры по подготовке объектов к работе в предстоящий осенне-зимний период, и установлены соответствующие задания республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому.

В целях обеспечения бесперебойного снабжения топливно-энергетическими ресурсами и подготовки к устойчивой работе в осенне-зимний период 2018/2019 года Совет Министров Республики Беларусь поручил республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, облисполкомам и Минскому горисполкому с учетом результатов функционирования в отопительном сезоне 2017/2018 года источников электрической и тепловой энергии, газовых, электрических и тепловых сетей, объектов социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, организаций до 15 июня 2018 г. разработать и до 1 октября 2018 г. реализовать организационно-технические мероприятия, обеспечивающие устойчивое и надежное топливо- и энергоснабжение потребителей в предстоящий осенне-зимний период. Координацию проведения подготовительных профилактических и ремонтных работ, создания необходимых запасов топлива должны осуществлять специально созданные комиссии при облисполкомах, горисполкомах, райисполкомах и в организациях.

<...>

Виктор САВИЦКИЙ,
юрист

 

Новое в признании граждан недееспособными и ограниченно дееспособными

Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 135-З (далее — Закон № 135-З) внесены изменения и дополнения в Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК) и Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее —ГПК). Изменениям подверглись в том числе и нормы, регулирующие порядок признания граждан недееспособными и ограниченно дееспособными.

Основания и последствия

Законом № 135-З в новой редакции изложены ст. 29 и 30 ГК.

Как и ранее, п. 1 ст. 29 «Признание гражданина недееспособным» ГК устанавливает, что гражданин, который вследствие психического расстройства (заболевания) не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

В то же время этот пункт дополнен положением, согласно которому гражданин, который в связи с заболеванием находится в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над таким гражданином также устанавливается опека.

Как и прежде, п. 2 ст. 29 ГК гласит, что от имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист

 

Новый Закон о нормативных правовых актах

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее — Закон № 130-З) официально опубликован 31 июля 2018 г. и через шесть месяцев заменит действующий Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах», который признается утратившим силу.

Согласно ст. 1 Закона № 130-З он определяет систему и виды нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) нормотворческими органами (должностными лицами), устанавливает порядок их подготовки, проведения экспертиз, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, действия, толкования и систематизации. В то же время указано, что он не распространяется на акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, ненормативные (индивидуальные) правовые акты, локальные правовые акты нормотворческих органов (должностных лиц), международные договоры Республики Беларусь и иные международно-правовые акты, содержащие обязательства Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Законом № 130-З, а также на технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации в части, урегулированной законодательством о техническом нормировании и стандартизации.

Новое определение, содержащееся в п. 8. ст. 1 Закона № 130-З, гласит, что нормативный правовой акт — это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который направлен на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на индивидуально не определенный круг лиц и неоднократное применение.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

 

Обязательная продажа валютной выручки отменена

Указом Президента Республики Беларусь от 31 июля 2018 г. № 301 «Об отмене обязательной продажи иностранной валюты» (далее — Указ № 301) устанавливается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», не осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь.

Как отмечается на официальном портале главы государства, документ принят в целях либерализации валютных отношений и стимулирования деловой активности.

Напомним, что обязанность продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь в размере (в процентах от суммы выручки в иностранной валюте) и порядке, определенных Национальным банком Республики Беларусь, была закреплена за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися резидентами Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 452 «Об обязательной продаже иностранной валюты» (далее — Указ № 452).

На президентском сайте в комментарии к Указу № 301 подчеркивается, что данный инструмент применялся в период становления белорусского рынка и способствовал формированию предложения иностранной валюты на валютной бирже, вместе с тем он являлся и сдерживающим фактором, поскольку воспринимался инвесторами как признак административного регулирования и ограничений. Сегодня отмена обязательной продажи части валютной выручки субъектами хозяйствования будет способствовать повышению конкурентоспособности белорусских экспортеров, станет существенным фактором улучшения условий ведения бизнеса в Беларуси.

<...>

Кирилл ПРОКОПОВИЧ,
юрист

 

Закон о государственных закупках получил новую редакцию

Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 136-З (далее — Закон № 136-З) в новой редакции изложен Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З).

В первую очередь следует отметить, что произошли некоторые изменения в понятийном аппарате этого нормативного правового акта, в том числе претерпело изменения определение самого понятия «государственная закупка» — теперь под ним понимается приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки.

Несколько упростилось понятие заказчика: согласно новой редакции заказчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие государственную закупку, в том числе через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное от имени этого юридического лица. Введено понятие государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками —определено, что это совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса программно-технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, анализ, контроль, хранение и представление информации о государственных закупках. Новым также является и понятие оператора государственной информационно-аналитической системы — это юридическое лицо, обеспечивающее функционирование государственной информационно-аналитической системы.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

 

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 24 июля 2018 г. № 294 «Об изменении и дополнении Указа Президента Республики Беларусь»

Указом Президента Республики Беларусь от 24 июля 2018 г. № 294 «Об изменении и дополнении Указа Президента Республики Беларусь» (далее — Указ № 294), вступившим в силу с 27 июля 2018 г., уточнены полномочия органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Изменения, внесенные этим документом в Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 2008 г. № 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (далее — Указ № 647), приводят его в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», который предусматривает определенные послабления для субъектов хозяйствования при осуществлении контрольных мероприятий.

В частности, в новой редакции подп. 2.3.1 п. 2 Указа № 647 установлено, что органы Комитета государственного контроля при выполнении возложенных на них задач в пределах своей компетенции имеют право приостанавливать либо запрещать до устранения нарушений производство (реализацию) товаров (выполнение работ, оказание услуг) в случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, в том числе если:

— при соблюдении установленных правил использования, хранения, транспортировки или утилизации товаров (результата работ, услуг) они причиняют или могут причинить вред жизни, здоровью потребителей или окружающей среде;

— производство (реализация) товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без специального разрешения (лицензии), получение которого предусмотрено законодательными актами;

— реализуемые товары не имеют установленных сроков годности и (или) сроков хранения либо их сроки годности и (или) сроки хранения истекли.

<...>

Николай ВОЛЧЕК,
юрист

 

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 20 июля 2018 г. № 286 «О налогообложении отдельных доходов»

Подписан Указ Президента Республики Беларусь от 20 июля 2018 г. № 286 «О налогообложении отдельных доходов» (далее — Указ № 286). По сообщению пресс-службы главы государства, он принят с целью создать дополнительные условия для самостоятельного привлечения белорусскими организациями средств на международных финансовых рынках, а также повышения инвестиционной привлекательности эмитируемых ими долговых ценных бумаг.

Предполагается, что документ будет способствовать снижению стоимости заимствования денежных средств белорусскими организациями. Для этого установлена нулевая ставка налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее — налог на доходы), в виде процентов по:

— кредитам, займам, предоставленным белорусским организациям за счет денежных средств, полученных иностранными организациями от размещения облигаций, эмитируемых (выдаваемых) ими в целях направления таких средств этим белорусским организациям в виде кредитов, займов;

— размещенным за пределами нашей страны облигациям белорусских организаций и государственным долгосрочным облигациям Республики Беларусь, являющимся государственными долговыми обязательствами, которые формируют внешний государственный долг.

<...>

Наталья КОВАЛЕВА,
экономист

 

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 129-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»

Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 129-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон № 129-З) внесены многочисленные изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Рассмотрим наиболее существенные из них.

Алкогольные напитки

В новой редакции ч. 1-й ст. 6.10 КоАП сохранена норма, исходя из которой конфискация заключается в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение. При этом в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП, конфискации подлежат также предмет административного правонарушения, орудия и средства совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) они находятся.

В то же время в новой редакции ч. 1-й ст. 6.10 КоАП предусмотрено, что в случае продажи (при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, либо алкогольных напитков собственного изготовления может применяться конфискация таких алкогольных напитков, не являющихся предметами административного правонарушения, но принадлежащих виновному лицу или находившихся в месте совершения правонарушения в момент его совершения. Другими словами, конфискуют все «неправильные» алкогольные напитки, которые найдут.

<...>

Николай ВОЛЧЕК,
юрист

 

Можно ли создавать резерв зарплат и из каких фондов выплачивать материальную помощь неработающим пенсионерам?

Иногда простейшие операции с учетом нюансов производства и бухгалтерского учета на практике могут вызвать затруднения и вопросы. Разберемся в некоторых из них.

Вопрос 1

Организация при расчете отчислений в Белгосстрах применяет ограничение в размере пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий отчетному месяцу.

Верно ли поступает организация?

Ответ. Организация поступает неверно.

Объектами для начисления страховых взносов являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115 (п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003 г. № 1297) (далее — Положение № 1297).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»

 

Учет курсовых разниц при авансовых расчетах

Вопрос. Организация получила на расчетный счет аванс за реализуемую продукцию 19 марта 2018 г. Стоимость обязательств выражена в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 10 000 долл. США по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату оплаты. Курс доллара США на дату поступления предоплаты — 1,962 4 бел. руб. за 1 долл. США. Отгрузка продукции не будет осуществлена, поскольку организация не может в необходимый срок выполнить свои обязательства. 3 мая 2018 г. аванс возвращается покупателю, сделка расторгается.

Возникнут ли в данной ситуации курсовые разницы? Каким образом хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета?

Ответ. В данном случае курсовые разницы не возникнут.

Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 октября 2014 г. № 69 (далее —Национальный стандарт № 69), определяет порядок отражения в бухгалтерском учете выраженной в иностранной валюте и (или) официальной денежной единице Республики Беларусь в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, стоимости активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов и разниц, возникающих при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в белорусские рубли, в организациях (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций) (п. 1 Национального стандарта № 69).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»

 

Определен национальный гарант уплаты таможенных сборов

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2018 г. № 435 «О признании национальным гарантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов» общество с дополнительной ответственностью «Белнефтегаз» признано национальным гарантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (далее — национальный гарант). Документ вступил в силу 10 июня 2018 г.

Предпосылки для определения в Республике Беларусь национального гаранта были созданы в 2015 году, однако до настоящего времени лицо, отвечающее условиям признания в качестве национального гаранта, определено не было.

Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2015 г. № 325 «О национальном гаранте обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов» (далее — Указ № 325) были определены критерии, одновременное соответствие которым являлось условием признания поручителя перед таможенными органами (далее — поручитель) национальным гарантом. Соответственно с целью признания заинтересованных лиц национальными гарантами такие лица должны в первую очередь стать поручителями.

<...>

Людмила ДРОЗД,
эксперт по вопросам обеспечения исполнения налогового обязательства

 

Еще раз о единоличном составлении первичного учетного документа

Министерство финансов Республики Беларусь постановлением от 12 февраля 2018 г. № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов и признании утратившим силу постановления министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. № 58» (далее — постановление № 13) установило случаи, при которых первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично. Документ подготовлен для приведения в соответствие действующих требований п. 14 Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29 «О налогообложении», абз. 4-го п. 5 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. «О бухгалтерском учете и отчетности», п. 10 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь» и других актов.

Так, согласно п. 1 постановления № 13 случаями, при которых первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен единолично, являются:

— выполнение работ (оказание услуг) по публичному договору, заключенному подрядчиком (исполнителем) и заказчиком в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг);

— временное владение и пользование или временное пользование имуществом по договору аренды (временного владения и пользования имуществом по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному арендодателем (лизингодателем) и арендатором (лизингополучателем) в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих временное владение использование или временное пользование имуществом;

— акт купли-продажи товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг через автозаправочные станции.

<...>

Дина КАРЦЕВИЧ,
экономист

 

Справочная информация

Календарь статистической отчетности на август 2018 года

Калькулятор расчета арендной платы при сдаче в аренду зданий, сооружений, изолированных помещений на рынках и в торговых центрах для организаций розничной торговли

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.



Возврат к списку