+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 16 - 22 июля

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 16 - 22 июля

20.07.2018 20:00:00

Молодые специалисты: новое в вопросах распределения, возмещения средств в бюджет и целевой подготовки

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2018 г. № 527 (далее — постановление № 527) внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих» (далее — постановление № 821). Отметим основные новшества.

Распределение и перераспределение

Изменения и дополнения внесены, в частности, в Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденное постановлением № 821 (далее — Положение о распределении).

Так, ч. 1-я п. 9 Положения о распределении теперь гласит, что распределение выпускников осуществляется, как правило, за два месяца до окончания учреждения образования комиссией по распределению выпускников учреждения образования (далее — комиссия), состав которой утверждается руководителем учреждения образования или государственного органа ежегодно не позднее 1 февраля. Напомним, что ранее данная норма категорично устанавливала, что распределение выпускников начинается не позднее чем за два месяца до окончания учреждения образования. Однако поскольку существует всем известная проблема с трудоустройством молодых специалистов, которые чаще всего вынуждены искать себе место отработки сами и находят его иной раз уже после окончания учреждения образования, то на практике очень часто эта норма нарушалась. Теперь она просто приближена к реальности.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист


Определены порядок выплаты и размеры стипендий спортсменам

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июля 2018 г. № 528 (далее — постановление № 528) утверждено Положение о порядке выплаты и размерах стипендий спортсменам национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, спортивному резерву за счет средств местных бюджетов (далее — Положение).

Как известно, с 19 июля 2018 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь от 9 января 2018 г. № 92-З (далее — Закон № 92-З), которым вносятся значительные изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 125-З «О физической культуре и спорте». Согласно этому нормативному правовому акту местные Советы депутатов наделяются полномочиями по принятию решений о назначении стипендий спортсменам национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, спортивному резерву, а местные исполнительные и распорядительные органы — полномочиями по выплате за счет средств местных бюджетов, предусмотренных на мероприятия в сфере физической культуры и спорта, стипендий спортсменам национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, спортивному резерву в порядке и размерах, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

Положением определено, в частности, что стипендии выплачиваются местными исполнительными и распорядительными органами на основании решений соответствующих местных Советов депутатов в целях создания эффективных условий для организации учебно-тренировочного процесса и стимулирования достижения высоких спортивных результатов на Олимпийских, Паралимпийских, Дефлимпийских, Европейских играх, чемпионатах мира и Европы, иных официальных спортивных мероприятиях. Основанием для выплаты стипендий является достижение спортсменами в течение одного года или двух лет (по некоторым видам спорта), предшествовавших подаче документов для назначения и выплаты стипендий, спортивных результатов на официальных спортивных мероприятиях с учетом спортивных результатов, планируемых к достижению этими спортсменами на официальных спортивных мероприятиях.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Формирование отпускных цен при импорте товаров

В первую очередь при импорте товаров следует помнить, что отпускные цены на товары, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, устанавливаемые импортерами, должны быть подтверждены экономическими расчетами. Суммы расходов, включаемые в отпускные цены, должны быть подтверждены документально либо обосновываться расчетами, если уплата по ним отсрочена (подп. 2.11 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 (далее — Указ № 72), п. 6 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. № 111) (далее — Инструкция № 111). В соответствии с п. 8 и п. 9 Инструкции № 111 экономические расчеты и иные документы, обосновывающие уровень цен (тарифов), утверждаются руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем и хранятся на бумажных носителях. Утверждение экономических расчетов, обосновывающих уровень применяемых цен (тарифов), индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее — УСН), не является обязательным. Отпускные цены (тарифы), обоснованные экономическими расчетами, устанавливаются руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем и подтверждаются документом. При этом согласно п. 5 Инструкции № 111 расходы по фасовке (стоимость упаковочных материалов по цене приобретения, заработная плата работников, производящих фасовку, с отчислениями на социальные нужды, амортизация оборудования) в одноразовые упаковочные материалы, использование которых допускается техническими нормативными правовыми актами, относятся импортером на увеличение отпускной цены, сформированной в соответствии с законодательством.

Порядок округления отпускных цен импортеры определяют самостоятельно (п. 8 письма Министерства торговли Республики Беларусь от 25 марта 2016 г. № 03-16/257к «Об округлении цен (тарифов)»).

<...>

Галина КОРЖЕНЕВСКАЯ,
экономист


Социальный вычет при выплате отпускных

Пунктом 1 ст. 156 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) установлено, что при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. При этом налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со ст. 164 — 166 НК, а именно — стандартных, социальных и имущественных (п. 3 ст. 156 НК).

Организации в качестве налоговых агентов обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц непосредственно из доходов работника при их фактической выплате (ч. 1-я п. 8 ст. 175 НК). Таким образом, при выплате отпускных удерживается подоходный налог.

При этом в налоговом законодательстве не определено, что налоговые вычеты предоставляются плательщику именно по окончании календарного месяца, то есть когда известен весь совокупный доход, полученный работником за месяц. Поэтому налогооблагаемую базу для расчета суммы подоходного налога с отпускных возможно уменьшить на сумму социального налогового вычета при наличии оснований для его предоставления.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


Исчисление среднего заработка при разделении трудового отпуска на части и другие ситуации

Согласно ч. 1-й ст. 174 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) по договоренности между работником и нанимателем трудовой отпуск может быть разделен на две части, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (далее — Инструкция № 47), средний заработок, сохраняемый за время отпуска, для определения размера компенсации исчисляется исходя из заработной платы, начисленной работнику за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска (выплаты компенсации), независимо от того, за какой рабочий год предоставляется отпуск.

Согласно п. 7 Инструкции № 47 при разделении трудового отпуска на части исчисление среднего заработка осуществляется для каждой части трудового отпуска в порядке, установленном Инструкцией № 47.

<...>

Стефания КОЗЛОВСКАЯ,
эксперт журнала «Налоговый вестник»


Консолидация отчетности, составленной в разных валютах

Сегодня большинство групп ведет свою деятельность за рубежом, и, естественно, что разные участники группы совершают свои операции в разных валютах.

Отличается ли процесс консолидации финансовой отчетности двух (или более) компаний, составленной в разных валютах, от процесса консолидации отчетности, составленной в одной валюте?

И да, и нет.

Если вы хотите объединить финансовую отчетность, подготовленную в разных валютах, вы все равно будете следовать одним и тем же процедурам консолидации.

Вам все равно придется элиминировать акционерный капитал и прибыль до приобретения дочерней компании вместе с инвестициями материнской компании в дочернюю компанию (плюс признать некоторый гудвилл и/или неконтролируемую долю участия).

Вам по-прежнему необходимо будет исключить внутригрупповые остатки имущества, обязательств и трансакции, в том числе нереализованную прибыль от внутригрупповых продаж и любые дивиденды, выплачиваемые дочерней компанией материнской компании.

Основная проблема такой консолидации заключается в том, что нельзя объединять белорусские рубли с монгольскими тугриками, потому что это не имеет смысла.

Поэтому перед тем, как вы начнете выполнять процедуры консолидации, вам необходимо перевести финансовую отчетность дочерней компании в валюту представления материнской компании.

Общие правила: перевод финансовой отчетности дочерней компании

Вам придется руководствоваться правилами МСФО 21 The Effects of Changes in Foreign Exchange Rates (МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов») для перевода финансовой отчетности в валюту представления.

<...>

Александр БУГАЕВ,
аудитор, профессор ВГТУ, академик Ассоциации международных бухгалтеров — FAIA (acad) (Лондон), член-академик Американской бухгалтерской ассоциации — ААА (США), член Европейской бухгалтерской ассоциации — ЕАА-EIASM (Брюссель)


Правовые аспекты декларирования товаров при их перемещении через границу

Не всегда при перемещении товаров через таможенную границу товары подлежат таможенному декларированию, а если и подлежат, то декларирование может осуществляться вообще без составления деклараций. Соответственно грамотное применение норм законодательства позволяет законным способом экономить финансовые средства предприятий и организаций.

В случаях, установленных законодательством, товары подлежат таможенному декларированию. В соответствии с подп. 35п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) таможенное декларирование — это заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Справочно

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС выпуск товаров — это действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры.

Таким образом, товары подлежат таможенному декларированию не только юридическими лицами, когда они помещают товары под таможенные процедуры, но и в ряде других случаев.

<...>

Николай ДУБИНСКИЙ,
специалист в области таможенного дела


Дистанционная работа по-новому

Работа вне помещения нанимателя набирает все большую популярность в последние годы. Такая тенденция актуальна для подавляющего большинства развивающихся экономик.

Как следует из доклада МОТ и Европейского фонда по улучшению условий жизни и труда, количество сотрудников, работающих вне офиса работодателя, увеличивается. В развитых странах их доля на рынке труда составляет 17% и в ряде стран, в частности в Японии и США, уже достигает почти 40% от всех работающих. В большинстве случаев сотрудники, работающие удаленно, занимают позиции менеджеров или специалистов и при этом соответствуют критериям самозанятых.

В среднем по странам Евросоюза доля сотрудников, работающих в удаленном режиме, достигает 17% от объема всех занятых и в ближайшем будущем продолжит расти.

В Беларуси дистанционные работники в настоящее время именуются работниками-надомниками. Особенности регулирования труда работников-надомников установлены главой 25 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК).

Такая форма работы довольно активно используется многими нанимателями.

Согласно проекту закона Республики Беларусь «О внесении изменений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее —Проект) ТК планируется дополнить главой 251 «Особенности регулирования труда работников, осуществляющих дистанционную работу».

Внесение такого существенного дополнения в ТК обусловлено необходимостью детализации многих положений, регулирующих отношения нанимателя и работника при дистанционной форме трудовых отношений.

Рассмотрим основные нововведения в регулировании трудовых отношений между такой категорией нанимателей и работников.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


Определение даты увольнения работника при немедленном вступлении в силу судебного решения

На практике нередко возникают вопросы об определении даты увольнения работников, обусловленные вынесением судом решений, вступающих в силу немедленно. Особенно это актуально, когда вместе с увольнением принимается решение о приеме (восстановлении) на работе другого гражданина (работника).

Например, экономическим судом меняется антикризисный управляющий, необходимо уволить замещающего работника в связи с восстановлением на работе незаконно уволенного работника.

В чем сложность: нет четкого определения, что такое немедленное вступление в силу решения суда (в части трудоустройства).

И отсюда вопросы на практике: например, восстановленный на работе работник или новый управляющий в деле о банкротстве должны быть допущены к работе в день вынесения судебного решения или на следующий день? Иными словами, может ли быть два работника (управляющих) в один день (то есть могут ли они одновременно работать в одной и той же должности)?

Анализ ситуации (на примере восстановления на работе): согласно п. 4 ст. 313 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь немедленному исполнению подлежат решения о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника.

На практике в случае восстановления на работе незаконно уволенного работника восстановление на работе осуществляется, как правило, на следующий день.

<...>

Владимир САМОСЕЙКО,
юрист


Утверждены правила профилактики, диагностики и ликвидации бешенства

Постановлением Министерства сельского хозяйства Республики Беларусь от 25 июня 2018 г. № 59 (далее —постановление № 59) утверждены Ветеринарно-санитарные правила профилактики, диагностики и ликвидации бешенства (далее — Правила).

Правилами, в частности, установлено, что с целью профилактики бешенства юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны:

— обеспечить получение ветеринарных документов в соответствии с Положением о порядке и условиях выдачи ветеринарных документов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2017 г. № 319 «О некоторых вопросах ветеринарной деятельности»;

— доставлять не реже одного раза в год принадлежащих им собак, кошек и других плотоядных животных в организации, осуществляющие в установленном законодательством порядке профилактику, диагностику болезней животных и их лечение, для их осмотра и профилактической вакцинации антирабической вакциной;

— не допускать нахождение сторожевых собак, не привитых против бешенства, на животноводческих объектах, иных объектах, где собаки используются для охраны, а также не допускать таких собак к стадам сельскохозяйственных животных;

— принимать меры к недопущению контакта диких животных с сельскохозяйственными и домашними животными, за исключением охотничьих и сторожевых собак, вакцинированных против бешенства;

— обеспечить ограждение ферм, откормочных площадок, летних лагерей, выпас под охраной собак;

— немедленно сообщать в районную, городскую (городов областного и районного подчинения), районную в городе ветеринарную станцию, на территории обслуживания которой расположен населенный пункт, о заболевании, падеже, подозрении по заболеванию животных бешенством и случаях покуса сельскохозяйственных и домашних животных собаками, кошками или другими плотоядными животными, в том числе дикими хищниками, принимать необходимые меры к надежной изоляции подозрительных по заболеванию бешенством животных или покусанных животных;

— выводить собак, кошек и других плотоядных животных из квартир и иных изолированных помещений и территорий в места общего пользования при условии наличия вакцинации против бешенства;

— перевозить собак, кошек и других плотоядных животных всеми видами общественного транспорта с соблюдением правил, действующих на данном виде транспорта, при обязательном наличии ветеринарного документа и (или) иного документа с отметкой специалиста в области ветеринарии о проведении вакцинации против бешенства. При перемещении должны быть обеспечены условия безопасности граждан от покуса или ослюнения.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Электромобилям  зеленый свет

Указом Президента Республики Беларусь от 10 июля 2018 г. № 273 «О стимулировании использования электромобилей» (далее — Указ № 273) установлено, что по 31 декабря 2020 г. не взимается государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в отношении электромобилей — легковых автомобилей категории М1 или М1G, приводимых в движение исключительно электрическим двигателем.

Кроме того, ввозимые юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее — ИП) на территорию Республики Беларусь устройства для зарядки аккумуляторов (зарядные станции) согласно Указу № 273 освобождаются от налога на добавленную стоимость (далее — НДС), взимаемого таможенными органами (налоговыми органами — при ввозе с территории государств — членов Евразийского экономического союза). При этом определено, что зарядные станции, в отношении которых при ввозе предоставлены льготы по уплате НДС, используются в течение всего срока их службы исключительно на территории Республики Беларусь. Основанием для освобождения указанных зарядных станций от НДС при ввозе их на территорию Республики Беларусь является представление в таможенный (налоговый) орган юридическим лицом или ИП заключения Министерства промышленности Республики Беларусь, подтверждающего отсутствие производства таких зарядных станций в Республике Беларусь. В случае же нецелевого использования зарядных станций, ввезенных с освобождением от уплаты НДС, НДС будет уплачиваться (взыскиваться) в соответствии с законодательством.

Также Указом № 273 установлено, что землепользователи вправе одновременно использовать земельные участки по целевому назначению и для установки зарядных станций для электромобилей и осуществления их зарядки, а также предоставлять расположенные на земельных участках капитальные строения (здания, сооружения) или их части в аренду для установки зарядных станций без изменения целевого назначения таких участков.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Справочная информация

Калькулятор расчета арендной платы при сдаче в аренду недвижимости, находящейся в государственной собственности

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на август 2018 года

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку