+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 25 июня - 1 июля

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 25 июня - 1 июля

29.06.2018 20:00:00

Изменения в порядке санаторно-курортного лечения и оздоровления населения

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2018 г. № 241 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам санаторно-курортного лечения и оздоровления населения» (далее — постановление № 241), вступившим в силу с 8 апреля 2018 г., внесены изменения в несколько нормативных правовых актов Совета Министров Республики Беларусь, которыми установлен порядок санаторно-курортного лечения и оздоровления населения.

В частности, из постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей» (далее — постановление № 662) исключен п. 6, согласно которому Министерство спорта и туризма Республики Беларусь должно обеспечивать осуществление контроля над организацией учебно-тренировочной и воспитательной работы с детьми в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях.

Функции контроля над соблюдением установленного порядка выдачи путевок в лагеря сняты и с Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения и его представительств (далее — Центр) (п. 17 Положения о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях, утвержденного постановлением № 662).

Кроме того, откорректирован Устав Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июля 2006 г. № 942 «Об утверждении Устава Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — Устав Центра).

<...>

Наталья КОВАЛЕВА,
экономист


Изменения в бухгалтерском и налоговом учете курсовых разниц

В последние четыре года (после того, как Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июня 2000 г. № 15 «О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком Республики Беларусь курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц» и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 июня 2011 г. № 704 «О некоторых вопросах переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте» утратили силу) было принято несколько нормативных правовых актов, регулирующих порядок бухгалтерского и налогового учета курсовых разниц. При этом многие организации допускали и допускают ошибки при учете курсовых разниц, поскольку путаются в применении этих нормативных правовых актов.

Постараемся помочь и систематизируем порядок бухгалтерского и учета курсовых разниц организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций) (далее — организации), исходя из норм:

  • Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 (далее — Инструкция № 102);

  • Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 октября 2014 г. № 69 (далее — Национальный стандарт № 69);

  • Указа Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2015 г. № 103 «О пересчете стоимости активов и обязательств» (далее —Указ № 103);

  • Указа Президента Республики Беларусь от 7 мая 2015 г. № 189 «О пересчете стоимости обязательств организаций, осуществляющих лизинговую деятельность» (далее — Указ № 189);
  • Указа Президента Республики Беларусь от 21 августа 2017 г. № 298 «О списании курсовых разниц» (далее — Указ № 298);

  • Указа Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2017 г. № 468 «Об отражении курсовых разниц в налоговом учете» (далее — Указ № 468).

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»


Правовое регулирование порядка распоряжения государственным жилищным фондом

В соответствии с подп. 1.1-1.3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» (далее — Указ № 563) государственный жилищный фонд включает жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, других государственных организаций, в том числе жилые помещения социального пользования, жилые помещения в общежитиях, специальные жилые помещения и жилые помещения коммерческого использования. Жилые помещения коммерческого использования, жилые помещения социального пользования, жилые помещения в общежитиях и специальные жилые помещения не подлежат приватизации, обмену, разделу, продаже, предоставлению по договору поднайма, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. Жилые помещения коммерческого использования могут передаваться в порядке исключения в собственность граждан по решению Президента Республики Беларусь, если иной порядок не определен Президентом Республики Беларусь.

Жилые помещения государственного жилищного фонда могут находиться в безвозмездном пользовании организаций негосударственной формы собственности, созданных в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности, преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, а также и в иных случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.

<...>

Виктор САВИЦКИЙ,
юрист


Учет драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов и инструментов

В соответствии с действующим законодательством бюджетные организации должны вести учет драгоценных металлов, входящих в состав объектов (оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий, иных средств). Как определить содержание (массу) драгоценных металлов при постановке объектов на учет?

Данные о содержании драгоценных металлов при постановке объектов (например, основных средств) на учет заносятся в учетные документы в соответствии со сведениями, указанными в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, другой конструкторской документации), со ссылкой на эту документацию. Это предусмотрено п. 47 Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15 марта 2004 г. № 34 (далее — Инструкция № 34).

Согласно п. 49 Инструкции № 34 при отсутствии сведений о наличии драгоценных металлов в технической документации сведения по их содержанию заносятся в учетную документацию на основании определенных данных.

Драгоценные металлы, отраженные в учетной документации при постановке объектов на учет, учитываются по первоначальному их содержанию до тех пор, пока эти объекты не будут списаны.

В соответствии с п. 721 Инструкции № 34 Министерство финансов Республики Беларусь ежегодно на основании представленных переработчиками данных утверждает перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно (далее — Перечень). Перечень размещается на сайте Министерства финансов Республики Беларусь. Учет драгоценных металлов в ломе и отходах изделий, включенных в Перечень, не производится.

<...>

Анна ЧЕРНЮК,
экономист


Формирование отпускных цен на строительные материалы: практические аспекты

Статьей 6 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. № 255-З «О ценообразовании» (далее — Закон № 255-З) установлено, что в Республике Беларусь на товары, в том числе строительные материалы, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 255-З, применяются свободные цены. Сфера применения регулируемых цен установлена в ст. 7 Закона № 255-З, согласно которой регулируемые цены в стране применяются на отдельные товары, конкретный перечень которых устанавливается Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров.

Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), определен п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Перечень № 72, Указ № 72 соответственно).

В свою очередь, цены на строительные материалы, изделия, конструкции, работы и услуги, используемые (выполняемые, оказываемые) при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов (далее — бюджетные средства), а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), включенные в Перечень № 72 (далее — строительные материалы), регулируются в порядке, установленном ими в соответствии с законодательными актами (подп. 2.1 п. 2 Указа № 72). В рамках реализации Указа № 72 полномочия по регулированию цен на указанные строительные материалы предоставлены Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь.

<...>

Галина КЕВРА,
экономист


Правила создания и функционирования рынков: есть изменения

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2018 г. № 452 (далее — постановление № 452) внесены изменения и дополнения в Правила создания и функционирования рынков, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2014 г. № 686 (далее — Правила).

Общие положения

В соответствии с новой редакцией п. 4 Правил администрация рынка самостоятельно устанавливает режим работы рынка без согласования с местными исполнительными и распорядительными органами, другими государственными органами и обеспечивает его соблюдение. Исключение составляет режим работы рынка после 23.00 и до 7.00, который подлежит согласованию с городским и районным исполкомами, местной администрацией района в г. Минске (далее — уполномоченный орган) по месту нахождения рынка. Напомним, что ранее режим работы рынка устанавливался его администрацией по согласованию с уполномоченным органом при внесении сведений о рынке в Торговый реестр Республики Беларусь.

Некоторые корректировки претерпела и ч. 4-я указанного пункта, теперь ей установлено, что в случае необходимости временного приостановления работы рынка для проведения ремонта, плановых санитарных дней и в иных случаях администрация рынка за пять дней до проведения намеченных мероприятий доводит до сведения продавцов и покупателей информацию об этом через объявления, размещаемые на территории рынка, с указанием причин и периода приостановления работы рынка (ранее нужно было извещать еще и уполномоченный орган, кроме того, содержалось требование о доведении информации покупателям через средства массовой информации).

Согласно небольшому дополнению, внесенному в п. 8 Правил, который обязывает администрации рынка оказывать покупателям содействие в защите прав потребителей путем представления информации о продавце, теперь такая информация будет представляться не только относительно юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ИП), но и относительно любого физического лица, осуществляющего реализацию товаров на рынке.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист


Пошаговый алгоритм действий, необходимых для обеспечения международно-правовой охраны товарного знака

Нормативная правовая база:

  • Налоговый кодекс Республики Беларусь;

  • Закон Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания»;

  • Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 года;

  • Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков от 28 июня 1989 года;
  • Общая инструкция к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков и Протоколу к этому Соглашению от 1 апреля 2004 года;

  • Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 года.

На современном этапе развития общества и товарно-рыночных отношений становится довольно сложно уследить за добросовестностью действий конкурентов и бизнес-партнеров. Нередкими являются случаи кражи промышленной собственности и преподнесения ее в качестве оригинального продукта. Так как для индивидуализации товаров и наделения их отличительными признаками качества используются товарные знаки, то и они в том числе как объект интеллектуальной собственности подвержены посягательствам со стороны злоумышленников.

В свою очередь, товарный знак согласно п. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее — Закон) — это обозначение, способствующее отличию товаров, работ и (или) услуг одного лица от однородных товаров других лиц.

Как правило, это выражается в оригинальном графическом изображении, которое помещается на результатах производства. Оно призвано служить рекламе изделий и их защите. Товарный знак способствует формированию «лица» продукта, его узнаваемости, что, в свою очередь, помогает улучшить спрос на товар. В связи с этим для обеспечения сохранности и возможности последующей защиты своих прав на товарный знак необходимым действием является осуществление его регистрации.

<...>

Эвелина ДУБОВИК,
старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, управляющий партнер ООО «Юридическая компания «Соломон»


О Концепции развития юридического образования в Беларуси до 2025 года

В предлагаемой статье анализируются объективные начала и предпосылки, а также формальные причины, ставшие основаниями для разработки и принятия Концепции развития юридического образования в Республике Беларусь на период до 2025 года (далее — Концепция). Выделяются ее характерные особенности, научная новизна, практическая значимость, а также ее соответствие Конституции Республики Беларусь, преемственность с действующим Кодексом Республики Беларусь об образовании и международными стандартами в сфере юридического образования.

Коллегиально и коллективно

Интересной особенностью, присущей обсуждаемой Концепции, можно назвать ее «коллегиальный» и «коллективный» характер. Он проявился в следующем.

Во-первых, формальными поводами для разработки проекта Концепции стали коллегиальные решения не только самих юристов. Вначале это было решение Совета по вопросам правовой и судебной деятельности при Президенте Республики Беларусь от 16 марта 2016 г. и последовавшие за ним поручение Совета Министров Республики Беларусь № 05/400-6, а также приказ Министра образования Республики Беларусь № 755 (далее — приказ № 755).

Во-вторых, приказом № 755 была создана большая рабочая группа (более 40 человек) из представителей различных министерств и ведомств, включая суды, органы прокуратуры, следствия, адвокатуры, нотариата, столичных и территориальных вузов, общественных организаций. Основными задачами этой группы были подготовка и обсуждение проектов Концепции и плана мероприятий по ее реализации. Данная группа в еще более расширенном составе (с привлечением известных в Беларуси ученых-правоведов) неоднократно собиралась для коллегиального обсуждения представляемых проектов Концепции, внесения в них предложений и иных корректив. Возглавляли большую рабочую группу на правах ее сопредседателей первый заместитель Министра образования Республики Беларусь и заместитель Министра юстиции Республики Беларусь.

<...>

Виктор КАМЕНКОВ,
председатель научно-методического Совета по группе специальностей «Право», член Совета и Президиума Совета учебно-методического объединения (УМО), руководитель малой рабочей группы по подготовке проекта Концепции, заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, доктор юридических наук, профессор


Предоставление краткосрочного кредита в иностранной валюте

Новое кредитное законодательство не запрещает выдачу краткосрочного кредита в иностранной валюте юридическому лицу — резиденту путем перечисления кредита на основании платежного поручения кредитополучателя на текущий (расчетный) счет физического лица — нерезидента, открытый в банке Республики Беларусь.

С начала апреля (7 апреля 2018 г.) общий порядок предоставления кредита установлен Инструкцией о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения), утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 149 (далее — Инструкция № 149) (см. подробнее: Бурнос, М. Новый порядок кредитования в Республике Беларусь / М. Бурнос // Валютное регулирование и ВЭД. — № 4. — 2018. — С. 30 —34).

Так, предоставление кредита осуществляется в соответствии с кредитным договором и законодательством в следующих формах или их сочетанием:

  • безналичной — путем перечисления банком денежных средств в оплату платежных инструкций, представленных кредитополучателем, либо на счет кредитополучателя;

  • наличной — путем выдачи кредитополучателю наличных денежных средств в случаях, не запрещенных законодательством.

<...>

Мария БУРНОС


Условие валютно-обменных сделок с физическими лицами определяет спрос на иностранную валюту

Валютно-обменные операции с физическими лицами являются банковскими услугами, на которые существует постоянный спрос, и поскольку операции наличные, то требуется и соответствующая организация работы в плане удовлетворения спроса на данный вид банковских услуг.

Для этого соответствующим образом должны быть оборудованы кассы банка и в достаточном объеме должна иметься денежная наличность: как иностранная валюта, так и белорусские рубли. Требования к порядку организации банками валютно-обменных операций определяются Национальным банком и одновременно банками в своих локальных нормативных актах. Причем данный порядок должен быть доступен и понятен все участникам валютно-обменных сделок.

Так, с 29 июня вступило в силу постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 21 марта 2018 г. № 137 «О внесении изменений и дополнения в Инструкцию о порядке осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц и организации работы обменных пунктов, касс при проведении таких операций» (далее — постановление № 137, Инструкция № 35 соответственно) (см. комментарий к Инструкции № 35 в статье: Прокопович, К. Откорректирован порядок обмена валют физлицами // Валютное регулирование и ВЭД. — № 4. — 2018).

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист


Оказание инженерных услуг в строительстве: есть изменения

Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 17 мая 2018 г. № 24 (далее —постановление № 24) внесены дополнения и изменения в Инструкцию о порядке оказания инженерных услуг в строительстве, утвержденную постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 18 (далее — Инструкция).

Напомним, что Инструкция определяет порядок оказания заказчику в строительной деятельности, застройщику в строительной деятельности инженерных услуг в строительстве, регулирует деятельность инженера (инженерной организации) в процессе реализации договора на оказание инженерных услуг, взаимоотношения инженера (инженерной организации) с заказчиком, застройщиком, подрядчиком в строительной деятельности.

В соответствии с этим документом заказчик, если не установлено иное, часть своих функций, а также полномочий, в том числе по комплексному управлению строительной деятельностью, может передать инженеру (инженерной организации). Как правило, это происходит в случае отсутствия в структуре юридического лица, выступающего заказчиком, подразделений, предназначенных для исполнения всех обязанностей заказчика. В свою очередь, застройщик привлекает инженера (инженерную организацию) для осуществления функций технического надзора в строительстве, а также при необходимости оказания других инженерных услуг в строительстве, в том числе по комплексному управлению строительной деятельностью. При этом определено, что делегирование заказчиком, застройщиком своих функций инженеру (инженерной организации) не освобождает его от ответственности перед подрядчиком за невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, а также не лишает права осуществлять контроль над ходом строительства, качеством, стоимостью и объемами выполненных работ.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист


Прием на работу несовершеннолетнего

С учетом особенностей психофизиологического развития несовершеннолетних, а также необходимости гарантировать право на обучение для несовершеннолетних работников трудовым законодательством установлен ряд льгот и гарантий по сравнению с другими работниками.

В Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее — ТК) регулированию труда несовершеннолетних посвящена отдельная глава 20.

Исходя из положений главы 20 ТК, всех несовершеннолетних работников по объему предоставляемых прав и гарантий можно подразделить на 2 группы:

  • несовершеннолетние работники в возрасте от 14 до 16 лет;

  • несовершеннолетние работники в возрасте от 16 до 18 лет.

Несовершеннолетние (лица, не достигшие 18 лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются гарантиями, установленными ТК, иными актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями (ст. 273 ТК).

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. С письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения легкой работы или занятия профессиональным спортом. При этом необходимо одновременное соблюдение двух условий, установленных ч. 2-й ст. 272 ТК, а именно легкая работа или занятие профессиональным спортом:

1) не являются вредными для здоровья и развития несовершеннолетнего;

2) не препятствуют получению общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку