+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 14 - 20 мая

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за 14 - 20 мая

18.05.2018 20:00:00

Строительно-монтажные работы  после уведомления органа надзора

Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ (далее — Положение) утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 2018 г. № 343 (далее — постановление № 343). Документ принят во исполнение норм Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7).

Напомним, что согласно п. 4.4 п. 4 Декрета № 7 субъекты хозяйствования, в сфере строительства в том числе, осуществляют при наличии положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации на строительство объектов производство строительно-монтажных работ (далее — СМР) на объектах строительства после направления уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в виде электронного документа в органы государственного строительного надзора (далее — ГСН) в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Определяет ли уровень кредитного риска ликвидность залогового имущества?

Представляется, что ликвидность залогового имущества не решает проблему снижения проблемных кредитов. Да ведь и законодательство не обязывает банки выдавать только обеспеченные кредиты.

В соответствии с новой Инструкцией о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения), утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 149 (далее — Инструкция № 149), кредитование — это предоставление кредитодателем кредита на условиях возвратности, платности и срочности с заключением между кредитодателем и кредитополучателем кредитного договора в письменной форме, в том числе посредством использования систем дистанционного банковского обслуживания. Таким образом, основными принципами кредитования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц остаются возвратность, платность и срочность.

Поэтому у банков есть право производить кредитование субъектов хозяйствования без наличия обеспечения, что банки и осуществляют в ряде случаев и по отдельным видам финансирования. Согласно Инструкции № 149 порядок и случаи контроля над состоянием заложенного имущества должны определяться банками в локальных нормативных актах.

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист


Новый порядок кредитования в Республике Беларусь

Сложно переоценить значение кредитования как для субъектов хозяйствования, так и для самих банков, поскольку кредитование является ключевой и наиболее распространенной активной банковской операцией. К тому же в новую Инструкцию № 149 не вошел запрет предоставления кредита при наличии просроченной задолженности кредитополучателя по ранее предоставленным ему кредитам, который был предусмотрен в Инструкции № 226.

Общие правила игры в сфере кредитования установлены в Банковском кодексе Республики Беларусь (далее — БК). Детальная регламентация кредитования осуществлялась в Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 226 (далее — Инструкция № 226).

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 149 утверждена Инструкция о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения) (далее — Постановление № 149, Инструкция № 149 соответственно). Постановление № 149 официально опубликовано 6 апреля 2018 г. и вступило в силу 7 апреля 2018 г., за исключением пункта 13, который вступает в силу с 1 мая 2018 г. Согласно постановлению № 149 утрачивает силу Инструкция № 226. Это логично, так как не могут одновременно, не внося путаницы, действовать два нормативных правовых акта, регламентирующих по-разному одни и те же правоотношения.

<...>

Мария БУРНОС


Особенности уплаты акцизов при помещении товаров под таможенные процедуры

В настоящее время только три таможенные процедуры предусматривают необходимость уплаты акцизов до выпуска товаров: выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и временного ввоза (допуска) (в случае частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов). Реально же импортеров фактически интересует порядок уплаты акцизов при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, поскольку таможенная процедура временного ввоза (допуска) может быть использована только при ввозе подакцизных товаров в единичных экземплярах в рекламных и (или) демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов, а таможенная процедура переработки для внутреннего потребления практически не применяется в отношении подакцизных товаров.

<...>

Николай ДУБИНСКИЙ,
специалист таможенного дела


Как рассчитать резервы по сомнительным долгам согласно IFRS 9

Если у вас большая или же не очень дебиторская задолженность, то вы в любом случае столкнетесь с одной и той же проблемой: как рассчитать резерв по сомнительной задолженности по этой дебиторской задолженности.

Наиболее распространенный подход в нашей стране, как это ни удивительно, заключается в совершении двух следующих действий по любой дебиторской задолженности:

•проанализировать дебиторскую задолженность на отчетную дату и проранжировать ее по срокам просрочки самой задолженности;

•применить определенные проценты от сумм просроченной дебиторской задолженности в зависимости от срока просрочки.

В большинстве случаев на практике бухгалтеры применяют норматив для расчета резерва в размере около 2% к сумме торговой дебиторской задолженности в течение срока погашения, норматив в размере 10% к сумме торговой дебиторской задолженности, просроченной на 1 — 30 дней, и норматив в размере 100% к дебиторской задолженности, просроченной на срок более чем на 360 дней.

Первый вопрос, который возникает в такой ситуации, состоит в том, откуда бухгалтер знает о том, что его компания действительно потеряет 10% денег по дебиторской задолженности конкретного контрактора, которая просрочена на 1 — 30 дней? Ведь в большинстве случаев такие прогнозы не исполняются: компания либо теряет все деньги, либо рано или поздно их получает, причем такая практика была характерна и для стран Дикого Запада до принятия IFRS 9.

<...>

Александр БУГАЕВ,
аудитор, профессор ВГТУ, академик Ассоциации международных бухгалтеров — FAIA (acad) (Лондон), член-академик Американской бухгалтерской ассоциации — ААА (США), член Европейской бухгалтерской ассоциации — ЕАА-EIASM (Брюссель)


Новые подходы к классификации товаров в контексте ТК ЕАЭС

Институт классификации товаров претерпел значительные изменения в связи со вступлением в силу ТК ЕАЭС, что, безусловно, положительно отразится на правоприменительной практике.

Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза был разработан в рамках положений ст. 32 Договора о Евразийском экономическом союзе.

С начала действия ТК ЕАЭС вопросы, связанные с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (далее — ТН ВЭД ЕАЭС), претерпели ряд изменений и дополнений.

В первую очередь следует обратить внимание на расширение сферы применения ТН ВЭД ЕАЭС. В частности, ранее ТН ВЭД ЕАЭС применялась для:

•осуществления мер таможенно-тарифного, нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности;

•ведения таможенной статистики.

С 1 января 2018 г. ТН ВЭД ЕАЭС также применяется для мер защиты внутреннего рынка. В соответствии с положениями ст. 48 Договора о ЕАЭС к данным мерам относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также меры, отличные от указанных выше, применяемые на двусторонней основе, в том числе в отношении импорта сельскохозяйственных товаров.

<...>

Павел БОЛТОЧКО,
эксперт Ассоциации таможенных представителей Республики Беларусь


Сложные вопросы применения льготных режимов в рамках Декрета № 10

Ряд льгот для привлечения иностранных инвестиций предусмотрен Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее —Декрет № 10).

Общие положения

Подпунктом 1.1 п. 1 Декрета № 10 инвестиционный договор между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь (далее — инвестиционный договор) может заключаться только в целях реализации на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций (далее — инвестиционный проект).

Вправе ли инвестиционный договор с Республикой Беларусь заключить белорусская организация?

Согласно ст. 32 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь» одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму. При необходимости уточнения терминов и их определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их значение. В Декрете № 10 определение термина «инвестор» не приведено. Соответственно здесь нужно руководствоваться нормой ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-3 «Об инвестициях», где под инвесторами понимаются:

•граждане Республики Беларуси, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели, а также юридические лица Республики Беларусь, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь;

•иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь.

<...>

Николай ДУБИНСКИЙ,
экономист


Трудовая книжка без печати

Предоставленное субъектам хозяйствования подп. 3.11 п. 3 Декрета № 7 право не использовать печати (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь) нашло свое отражение и в правилах ведения трудовой книжки. Так, постановлением № 34 исключена обязанность заверки записей в трудовой книжке печатью. Для сравнения: в России уже с 2015 года отсутствуют обязательные требования по наличию печати в отношении отдельных юридических лиц (согласно Федеральному закону от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ» отменена обязанность хозяйственных обществ иметь и использовать круглую печать с 7 апреля 2015 г.), в том числе отменена обязательность заверки сведений печатью.

Примечание

Заметим, что в случае расхождения декрета или указа с законом последний имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом (см. ч. 3-я ст. 137 Конституции Республики Беларусь). Аналогичное правило закреплено в ч. 3-й ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». То есть большинство требований о наличии печати, которые пока еще остаются неизменными, со дня вступления в силу Декрета № 7 не применяются. Это, кстати, касалось и печатей при ведении трудовой книжки.

<...>

Владимир САМОСЕЙКО,
юрист


Цели и содержание коллективного договора

В соответствии с п. 3 ч. 1-й ст. 7 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) коллективный договор является одним из источников регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Необходимо отметить, что, перечисляя источники регулирования трудовых отношений, законодатель сначала отметил коллективный договор в п. 3 ч. 1-й ст. 7 ТК и только затем в п. 4 ч. 1-й ст. 7 ТК указал трудовой договор.

Статьями 11 и 12 ТК среди основных прав как работников, так и нанимателей законодателем установлено право на заключение коллективных договоров между сторонами.

Коллективный договор — это локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него сотрудниками (ч. 1-я ст. 361 ТК).

Понятие «локальный нормативный правовой акт» приводится в Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон). Согласно ст. 1 Закона локальный нормативный правовой акт — это нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций.

Статья 1 ТК к локальным нормативным правовым актам относит коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


Особенности трудовых отношений с временными работниками

Временными признаются работники, принятые на работу на срок до двух месяцев, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (должность), — до четырех месяцев (ст. 292 Трудового кодекса Республики Беларусь) (далее — ТК).

Иными словами, работник будет считаться временным, если он принимается на вакантное рабочее место на срок до двух месяцев либо на время отсутствия (например, пребывание в социальном или трудовом отпуске, на больничном и т.д.) основного работника, за которым сохраняется рабочее место на срок до четырех месяцев.

Выполнение работы за пределами указанных выше сроков приводит к трансформации срочного трудового договора в трудовой договор, заключенный на неопределенный срок (ст. 298 ТК) с вытекающими последствиями и для нанимателя, и для работника (например, меняются основания увольнения и т.д.).

На временных работников, в том числе занятых на сезонных работах, распространяется законодательство о труде с изъятиями, установленными главой 23 ТК (ч. 2-я ст. 292 ТК), то есть на таких работников в полном объеме распространяется законодательство о труде, за исключением изъятий, которые касаются особенностей заключения и расторжения трудового договора, привлечения к работе в государственные праздники, праздничные и выходные дни, выплаты выходного пособия и среднего заработка за время вынужденного прогула.

<...>

Ольга МАРОЧКИНА,
юрист


По следам разъяснений Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь: сроки выплаты зарплаты

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Минтруда) на своем официальном сайте разместило в рубрике «Вопрос-ответ: Труд и оплата труда» ответ на следующий вопрос: можно ли при заключении с работниками трудовых договоров на неопределенный срок и контрактов определить срок выплаты заработной платы один раз в месяц с 10-го по 25-е число? Какая ответственность предусмотрена за нарушение сроков выплаты заработной платы?

Минтруда, основываясь на нормах ч. 1-й ст. 73 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет № 29), указало, что помимо периодичности выплаты заработной платы законодательство о труде предусматривает, что заработная плата должна выплачиваться в определенные дни, точнее, в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре (контракте).

В приведенных нормах речь идет об установлении конкретных дат (указано «регулярно в дни») месяца, а не периода времени, в течение которого должна быть выплачена заработная плата.

<...>

Владимир САМОСЕЙКО,
юрист


Существенные условия труда и порядок их изменения

Несмотря на то что наниматель обладает законодательно закрепленным правом изменить существенные условия труда любому своему работнику, реализация данного права не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Возникает, как минимум, несколько вопросов: какие условия труда необходимо считать существенными, а какие нет? По каким причинам можно внести изменения?

На сегодняшний день не дано устоявшегося определения существенных условий труда, но это не мешает нам отнести к ним такие факторы социального и производственного характера, при которых осуществляется труд и которые указаны в качестве существенных в законодательстве о труде, социально-партнерских соглашениях, локальных нормативных правовых актах, трудовых договорах либо признаются в качестве таковых правоприменительной практикой.

Таким образом, очевидно, что изменение существенных условий труда — это достаточно спорная и дискуссионная правовая категория, вызывающая вопросы не только у работников, но и у опытных сотрудников кадровых служб.

Осознание того, что от правильного применения нормативных предписаний, связанных с существенными условиями труда, зависит не только сохранение трудовых правоотношений между работником и нанимателем, но и возможные перспективы довести неразрешенный спор до суда, объективно придает этой теме особый интерес со стороны руководителей организаций.

<...>

Максим НАУМЧИК,
юрист, член ОО «Белорусский республиканский союз юристов»

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Возврат к списку