Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Каталог
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Новости
  для руководителя
  для бухгалтера, экономиста
  для юриста
  для кадровика
  по ВЭД
Поиск в новостях
Договор присоединения
 
FreeCurrencyRates.com

Registr.by: мониторинг аналитики за 18 - 24 июня

23.06.2018

Строительная деятельность: очередные изменения

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 июня 2018 г. № 448 (далее — постановление № 448) внесены изменения и дополнения в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие строительную деятельность. Документ принят в рамках мероприятий по выполнению поручений, содержащихся в Декрете Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства».

Приемка в эксплуатацию

В первую очередь следует отметить изменения, произошедшие в Положении о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 716 (далее —Положение № 716).

В части 1-й п. 20 этого документа теперь говорится, что соответствие принимаемых в эксплуатацию объектов (кроме финансируемых физическими лицами одноквартирных жилых домов, квартир в блокированных жилых домах, нежилых капитальных построек на придомовой территории, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор) разрешительной документации, проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований к ее разработке и утверждению, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности, должно подтверждаться заключениями государственных органов (их структурных подразделений), иных государственных организаций согласно приложению (органы государственного надзора), выдаваемыми в пределах их компетенции в соответствии с законодательством. При этом, как и прежде, органы государственного строительного надзора выдают свое заключение с учетом наличия заключений по данному объекту других органов государственного надзора.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист


Порядок предоставления безналичных жилищных субсидий усовершенствован

В целях усиления государственной поддержки населения, совершенствования порядка предоставления безналичных жилищных субсидий главой государства подписан Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 2018 г. № 225 «О безналичных жилищных субсидиях» (далее — Указ № 225).

Напомним, что еще Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2016 г. № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий» (далее — Указ № 322) было установлено, что безналичные жилищные субсидии являются формой государственной поддержки граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, получивших разрешение на постоянное проживание и вид на жительство в нашей стране, для частичной оплаты жилищно-коммунальных услуг (далее — ЖКУ) по техническому обслуживанию, капитальному ремонту, санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению (канализации), газо-, электро- и теплоснабжению, снабжению сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, техническому обслуживанию лифта, обращению с твердыми коммунальными отходами, а также возмещения расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих ЖКУ, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, в многоквартирном жилом доме, в жилых помещениях государственного и частного жилищного фонда и предоставляются на основе выявительного или заявительного принципа.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Доверительное управление имуществом паевого инвестиционного фонда: порядок заключения договора

Инструкция о порядке заключения договора доверительного управления имуществом паевого инвестиционного фонда (далее — Инструкция) утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 8 мая 2018 г. № 35 (далее — постановление № 35). Документ принят в развитие норм Закона Республики Беларусь от 17 июля 2017 г. № 52-З «Об инвестиционных фондах» (далее — Закон), который вступает в силу с 23 июля 2018 г.

Напомним, что согласно ст. 21 Закона физические и (или) юридические лица (вверители) передают по договору доверительного управления имуществом паевого инвестиционного фонда (далее — ПИФ) денежные средства в доверительное управление управляющей организации ПИФ для включения их в ПИФ в целях объединения этих денежных средств с денежными средствами других вверителей и последующего их инвестирования в соответствии с правилами и инвестиционной декларацией ПИФ. В свою очередь, управляющая организация ПИФ осуществляет за вознаграждение доверительное управление имуществом ПИФ в интересах вверителей путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении этого имущества в соответствии с правилами и инвестиционной декларацией этого фонда.

Инструкция определяет условия и порядок заключения договора доверительного управления имуществом закрытого и открытого паевого инвестиционного фонда (далее — ЗПИФ и ОПИФ соответственно) с другой управляющей организацией в случае невозможности исполнения управляющей организацией ПИФ договора либо отказа управляющей организации от исполнения такого договора, если такая возможность предусмотрена правилами фонда, а также порядок передачи имущества ПИФ в связи с заключением указанного договора.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Учет расхода топлива после отмены путевых листов

С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования при осуществлении транспортной деятельности выполняют автомобильные перевозки без оформления путевых листов (подп. 4.5 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства») (далее — Декрет № 7).

У организаций возникает вопрос: каким образом вести учет расхода топлива после отмены путевых листов?

Путевой лист являлся транспортным документом при выполнении автомобильных перевозок грузов (абз. 2-й ч. 1-й, ч. 2-я ст. 40 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).

Путевые листы не содержали стоимостных показателей израсходованного топлива и не являлись первичным учетным документом для списания топлива на затраты.

Декрет № 7 не изменил законодательство Республики Беларусь по бухгалтерскому учету в части порядка применения первичных учетных документов.

Как и ранее, согласно Закону Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.

Напомним, согласно ст. 10 Закона № 57-З первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:

  • наименование документа, дату его составления;

  • наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;

  • содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;

  • должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»


Что такое программная касса и где она будет применяться?

Напомним, с 7 июля 2018 г. вступает в силу Положение о требованиях к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы, а также порядке работы комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям, утвержденное постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 10 (далее — Положение № 10). В документе определяются требования к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы, сферы применения программных касс, а также порядок работы комиссии по оценке оператора программной кассовой системы, программной кассовой системы и программной кассы на соответствие предъявляемым требованиям. При этом такие термины, как «программная касса» и «программная кассовая система», были внесены в Положение о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля г. 2011 № 924/16 (далее — Положение № 924/16), постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29 декабря 2017 г. № 1040/17 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (вступает в силу с 7 июля 2018 г.).

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


Что нужно учесть при исчислении среднего заработка

Работники имеют право на трудовые и социальные отпуска, это право закреплено как общее для всех наемных работников при наличии оснований, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее — ТК).

Для получения права на отпуск работник должен находиться в трудовых отношениях с нанимателем, то есть согласно ст. 17 ТК с работником должен быть заключен трудовой договор.

В соответствии с п. 5 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (далее — Инструкция № 47), средний заработок, сохраняемый за время отпуска, для определения размера компенсации исчисляется исходя из заработной платы, начисленной работнику за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу начала отпуска (выплаты компенсации), независимо от того, за какой рабочий год предоставляется отпуск.

<...>

Стефания КОЗЛОВСКАЯ,
эксперт журнала «Налоговый вестник»


Вводится новый порядок раскрытия информации

Обязанность участников рынка ценных бумаг раскрывать информацию, размещая ее на едином информационном ресурсе рынка ценных бумаг, установлена Законом Республики Беларусь от 5 января 2015 г. № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее —Закон № 231-З). В частности, некоторые участники рынка ценных бумаг обязаны периодически представлять бухгалтерскую и иную отчетность, сведения о прибылях и убытках и информацию о существенных событиях. Такие сведения обязаны предоставлять:

  • эмитенты;

  • эмитенты-нерезиденты, эмиссионные ценные бумаги которых допущены к размещению и обращению на территории Беларуси;

  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;

  • владельцы крупных пакетов акций (5% и более простых акций одного эмитента).

Напоминаем, что с 1 июля 2018 г. начинает действовать новый порядок раскрытия информации субъектами хозяйствования на рынке ценных бумаг Беларуси, предусмотренный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28 декабря 2017 г. № 53 (далее — постановление № 53), которым внесены дополнения и изменения в Инструкцию о порядке раскрытия информации на рынке ценных бумаг, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 13 июня 2016 г. № 43 (далее — Инструкция № 43).

<...>

Светлана ДОБРИЯНИК,
главный редактор журнала «Налоговый вестник»


Инструкция № 112как приобрести валюту в целях хеджирования рисков и диверсификации резервов

В рамках реализации мероприятий по либерализации валютного законодательства с 11 апреля текущего года вступило в силу постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 декабря 2017 г. № 538 «О некоторых вопросах валютного регулирования и валютного контроля», которым утверждена новая редакция Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июля 2005 г. № 112 (далее — Инструкция № 112). Указанный нормативный правовой акт установил единый порядок совершения валютно-обменных операций для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на внутреннем валютном рынке.

Однако самым главным новшеством является отмена целевого характера покупки иностранной валюты и сроков хранения купленной валюты. Юридические лица и индивидуальные предприниматели указывают только код направления использования покупаемой иностранной валюты. В приложении к Инструкции № 112 перечислены основные направления использования приобретаемой на внутреннем валютном рынке валюты, и одним из них является размещение денежных средств в банке на текущий (расчетный) счет в иностранной валюте, иные счета.

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист


Оценка запасов: применение в ценообразовании

В соответствии с требованиями национального законодательства юридические лица обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень применяемых отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), перечень которых определен п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Указ № 72). При этом согласно подп. 2.11п. 2 Указа № 72 требование по обязательному обоснованию уровня применяемых цен на указанные товары экономическими расчетами не распространяется на: юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) и ведущие учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН; юридические лица, применяющие фиксированные цены (тарифы), установленные в соответствии с законодательством; крестьянские (фермерские) хозяйства; юридические лица при реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также юридические лица при реализации товаров (работ, услуг) на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа».

<...>

Анастасия ПАВЛОВСКАЯ,
экономист


Уплата налога на прибыль в некоторых ситуациях

Уплата налогов в целом и налога на прибыль в частности может представлять некоторые сложности. Ответим на наиболее часто возникающие в связи с этим вопросы.

Ситуация 1

Арендодатель сдает в аренду офисное помещение по договору аренды. Согласно условиям договора арендатор помимо арендной платы возмещает арендодателю стоимость приобретенных работ, услуг (коммунальные услуги, электроэнергия), а также стоимость собственных работ, услуг (теплоэнергия, эксплуатация и обслуживание оборудования), выполненных арендодателем.

Как учитывается при расчете налога на прибыль у арендодателя стоимость приобретенных и собственных работ?

В соответствии со ст. 126 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) объектом обложения налогом на прибыль признается валовая прибыль. Валовой прибылью признается для белорусских организаций сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов. Валовая прибыль белорусской организации исчисляется с учетом прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов от деятельности за пределами Республики Беларусь, по которой она зарегистрирована в качестве плательщика налогов иностранного государства.

<...>

Людмила БОГДАНОВА,
экономист


Как рассчитать земельный налог при получении участка

25 марта 2018 г. местный исполком принял решение предоставить организации в постоянное пользование земельный участок. 25 апреля организация получила свидетельство о государственной регистрации перехода права на земельный участок.

С какой даты исчисляется земельный налог?

Участок (площадь — 0,87 га) предоставлен из земель населенных пунктов для обслуживания производственного здания (производственная зона). Согласно решению местного Совета депутатов применяется увеличение ставки в 2,5 раза.

В данном случае земельный налог исчисляется с апреля 2018 года, поскольку в соответствии с ч. 1-й п. 6 ст. 202 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) земельный налог исчисляется с месяца, следующего за месяцем принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок (далее — решение).

Расчет земельного налога производится по формуле:

ЗН = НБ х С х К х Кп,

где:

ЗН — сумма земельного налога;

НБ — налоговая база земельного налога;

С — ставка земельного налога;

К — коэффициент к ставке;

Кп — коэффициент по периоду пользования земельным участком (количество месяцев пользования / 12 или количество дней пользования / количество дней в году).

<...>

Александра ПОЛЯНСКАЯ,
экономист


Иностранные представительства будут открываться в соответствии с новым документом

В настоящее время иностранные организации открывают в Республике Беларусь свои представительства в соответствии с нормами ст. 511 Гражданского кодекса Республики Беларусь и Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 1189 (далее — Положение № 1189).

Обращаем внимание, что с 3 сентября 2018 г. представительства будут открываться в соответствии с новым документом.

Так, 30 мая 2018 г. принято постановление Совета Министров Республики Беларусь № 408 «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций, внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление № 408, Положение № 408 соответственно).

Документ вступает в силу через три месяца после официального опубликования, за исключением п. 4 и 5, вступивших в силу после официального опубликования (опубликован на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь 2 июня 2018 г.). Также обращаем внимание, что действие документа не распространяется на административные процедуры по выдаче разрешений на открытие представительств иностранных организаций в Республике Беларусь (разрешений на продление срока действия разрешений на открытие таких представительств), начатые до вступления в силу данного постановления.

<...>

Александра РАКИТИНА,
эксперт журнала по вопросам налогообложения


Проставлять печать или нет?

Как известно, 26 февраля 2018 г. вступил в силу подп. 3.11 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7), отменяющий требование использовать печать. Однако в каждой конкретной ситуации все равно возникает вопрос о необходимости ее использования.

Попробуем разобраться. На сегодняшний день известно, что в целях реализации положений Декрета № 7 Советом Министров Республики Беларусь утвержден план необходимых мероприятий, в числе которых значится и корректировка нормативных правовых актов, закрепляющих требование об обязательном использовании печати субъектами хозяйствования.

Так, уже разработан проект закона, предусматривающий в том числе корректировку ст. 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которой требуется проставление печати, например, на доверенности, выдаваемой юридическим лицом.

Что делать субъектам хозяйствования до тех пор, пока эти изменения не приняты? Ставить печать или нет? Специалисты рекомендуют руководствоваться п. 8 Декрета № 7, согласно которому до приведения норм законодательства в соответствие с Декретом № 7 следует руководствоваться ими только в той части, которая не противоречит ему. Что это значит?

Это значит, что до приведения законодательства в соответствие с Декретом № 7 юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе не проставлять печать на документах. То есть это не будет нарушением законодательства.

<...>

Светлана ДОБРИЯНИК,
главный редактор журнала «Налоговый вестник»


Торговля через Интернет станет свободнее

18 мая 2018 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 мая 2018 г. № 351 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2014 г. № 1227» (далее —постановление № 351). Документом внесены изменения в Положение о Торговом реестре Республики Беларусь (далее —Положение о Торговом реестре) и Положение об определении методики расчета доли субъектов торговли в объеме розничного товарооборота продовольственных товаров в границах г. Минска, городов областного подчинения, районов (далее —Положение), утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2014 г. № 1227. Все изменения обусловлены приведением нормативных правовых актов в соответствие с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7).

Итак, что изменилось?

Из Положения исключен п. 3. Это означает, что теперь нет необходимости ежегодно представлять сведения о розничном и оптовом товарообороте. Не требуется также согласование режима работы розничных торговых объектов, объектов общепита, торговых центров, рынков, субъектов торговли, осуществляющих розничную торговлю без (вне) торговых объектов, в том числе Интернет-магазинов (гл. 5 Положения о Торговом реестре, подп. 4.1 п. 4 Декрета № 7).

<...>

Дина КАРЦЕВИЧ,
экономист


Порядок регистрации недвижимого имущества изменится

Законом Республики Беларусь от 8 января 2018 г. № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее — Закон № 96-З) внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее — Закон № 133-З).

Закон № 96-З предусматривает нововведения, которые отражают общие тенденции в белорусском законодательстве, —это и информационные технологии, и дебюрократизация, и развитие предпринимательской инициативы. Также систематизируются и уточняются имеющиеся положения Закона № 133-З.

Терминология

В Закон № 133-З вводится характеристика понятия «электронная копия документа на бумажном носителе» (электронное отображение документа на бумажном носителе, соответствующее оригиналу и подписанное электронной цифровой подписью лица, изготовившего такое электронное отображение).

Изменились также определения некоторых терминов, которые были в Законе № 133-З ранее. Например, теперь под изменением границы земельного участка следует понимать изменение длин линий, количества поворотных точек или углов поворота границы земельного участка, при котором кадастровый номер и назначение земельного участка остаются неизменными.

<...>

Сергей ЕЛИСЕЕВ,
юрист, магистр права

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.


Количество показов: 428

Возврат к списку

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
новости RSS
новости для бухгалтера RSS

Контактные телефоны
Телефоны приемной:
(+375 17) 286-06-08,
(+375 17) 286-06-14
e-mail: info@profmedia.by

Отдел маркетинга и рекламы
По вопросам, связанным с размещением рекламы в наших изданиях, обращайтесь по телефону:

(+375 17) 286-06-08 (доб. 409)

Редакционно-издательский отдел
(+375 17) 237-90-39 (43)

Книжная редакция
(+375 17) 286-06-08 (доб. 321)

Сбыт:
Отдел подписки на журналы
(017) 233-83-89

Отдел реализации и доставки книг
(017) 290-16-42, (017)233-42-25

Отдел сервисного обслуживания информационных систем
(017) 286-06-16


Способы оплаты на сайте:

МПС + Белкарт.png
Лого для сайтов партнеров и клиентов.png   ЕРИП.png   МТБанк.png

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫКАТАЛОГДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР