Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Новости
  для руководителя
  для бухгалтера, экономиста
  для юриста
  для кадровика
  по ВЭД
Подписка на новости
 

Registr.by: мониторинг аналитики за 4 - 10 июня

08.06.2018

Трудовые отпуска: основные вопросы

Под отпуском понимается освобождение от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее — ТК).

Виды и продолжительность трудовых отпусков

Трудовые отпуска делятся на два вида: основной и дополнительные 1.

Работники независимо от того, кто является их нанимателем, от вида заключенного ими трудового договора, формы организации и оплаты труда имеют право на основной отпуск, если иное не предусмотрено законодательными актами 2.

Минимальная продолжительность основного отпуска составляет 24 календарных дня 3.

На практике могут возникнуть ситуации, когда трудовой отпуск используется за фактически большее количество календарных дней, чем его продолжительность. Например, в ситуациях, когда на период, в течение которого используется трудовой отпуск, приходятся государственные праздники и праздничные дни (ч. 1-я ст. 147 ТК), которые установлены и объявлены Президентом Республики Беларусь нерабочими.

Для некоторых организаций и должностей, а также категорий работников установлены перечни, в соответствии с которыми продолжительность основного отпуска составляет более 24 календарных дней 4; государственным служащим ежегодно предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью 28 календарных дней 5; обязанным лицам, трудоустроенным по судебному постановлению о трудоустройстве, — 7 календарных дней.

ТК предусмотрены следующие виды дополнительных отпусков:

  • дополнительные отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы (ст. 157 ТК);

  • дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день (ст. 158 ТК);

  • дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы (ст. 159 ТК);

  • дополнительные поощрительные отпуска (ст. 160 ТК).

<...>

Инна ДОРОФЕЙЧУК,
юрист


Документы о предоставлении отпусков: архивное хранение

Со словом «отпуск» в первую очередь ассоциируется все, что связано с отдыхом. Но цель нашей статьи прозаичнее, поскольку речь пойдет об архивном хранении документов, которые создаются в организации при оформлении отпусков.

В процессе оформления отпусков создаются следующие группы документов: графики отпусков, заявления о предоставлении отпусков, приказы руководителя о предоставлении отпусков, отзыве из отпуска. Указанные группы документов имеют свой срок хранения в соответствии с перечнем типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 140 (далее — перечень типовых документов) (далее — постановление № 140).

Графики трудовых отпусков в соответствии с п. 666 перечня типовых документов хранятся один год.

Заявления о предоставлении трудовых отпусков в перечне типовых документов не указаны. Из этого следует, что в организациях при наличии утвержденного руководителем графика трудовых отпусков заявления о предоставлении трудовых отпусков не составляются, а отпуск предоставляется на основании приказа руководителя в соответствии с графиком. В то же время на практике встречаются ситуации, когда составляются и графики, и заявления, то есть формируются две группы документов. Такая ситуация, как правило, наблюдается при большой текучести кадров, когда строго следовать графику трудовых отпусков не представляется возможным. Также заявление на отпуск может составляться в случаях, если работник обращается с просьбой о предоставлении отпуска в период, не предусмотренный графиком, либо в графике указан только месяц начала отпуска.

В соответствии с п. 644 перечня типовых документов заявление о предоставлении трудового отпуска является документом, послужившим основанием для приказа по личному составу и не вошедшим в состав личного дела, и должно храниться три года.

<...>

Галина КУДРЯКОВА,
архивист


Документальное оформление трудовых отпусков

Документы по оформлению трудовых отпусков являются одними из самых распространенных в организации.

Унифицированной системой организационно-распорядительной документации1 в подсистеме «Документация по предоставлению отпусков и отзыву из отпуска» содержатся соответствующие унифицированные формы, предусмотренные законодательством для использования в деятельности организаций различных организационно-правовых форм. Организации с учетом специфики своей деятельности могут разрабатывать и утверждать свои унифицированные формы.

Рассмотрим оформление документов о предоставлении отпусков, которые чаще всего встречаются на практике.

Издание приказа или оформление записки об отпуске

Отпуска оформляются приказом (распоряжением, решением) или запиской об отпуске, которые подписываются от имени нанимателя уполномоченным им должностным лицом 2.

Приказ о предоставлении отпуска оформляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4.

Регистрационным индексом приказа о предоставлении трудового отпуска является порядковый регистрационный номер, присваиваемый ему в пределах делопроизводственного года, дополненный литерой «л». Если в организации издается большое количество приказов о предоставлении отпусков, то такие приказы могут регистрироваться отдельно, а к ним будут добавляться буквенные индексы, например «ло», «то» и др.

<...>

Инна ДОРОФЕЙЧУК,
юрист


Документальное оформление и учет путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление в бюджетных организациях

В материале речь пойдет о путевках, приобретенных Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения (далее — Центр) за счет средств государственного социального страхования и средств республиканского бюджета и переданных бюджетным организациям в соответствии с установленными правилами их распределения.

Статьей 12 Закона № 239-З определены группы граждан (неработающих и работающих), которым предоставляются льготы по санаторно-курортному лечению и оздоровлению.

В частности, право на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) с оплатой путевки в размере 15% ее стоимости имеют лица, обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, в дневной форме получения образования (далее — обучающиеся) (подп. 10.2 п. 10 ст. 12 Закона № 239-З).

Из пункта 12 ст. 12 Закона № 239-З следует, что обучающимся может быть выделено в течение календарного года не более одной путевки.

Финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления граждан производится за счет средств государственного социального страхования, республиканского бюджета, юридических и физических лиц (п. 3 Указа № 542).

В пункте 1 Указа № 542 определен перечень лиц, имеющих право на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) и оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) с использованием средств государственного социального страхования и республиканского бюджета.

<...>

Анна ЧЕРНЮК,
доцент


Документальное оформление и учет путевок на оздоровление детей с использованием государственных средств в бюджетных организациях

В материале речь пойдет о путевках в детский оздоровительный лагерь, стоимость которых удешевлена за счет государственных средств, приобретаемых в соответствии с коллективным договором бюджетной организацией для детей своих работников.

Бюджетная организация может приобрести такие путевки на основании договора с организацией, имеющей на своем балансе детский оздоровительный лагерь, или непосредственно с детским оздоровительным лагерем.

Нормативное правовое обеспечение

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июня 2004 г. № 662 «О некоторых вопросах организации оздоровления детей» утверждено Положение о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях (далее — постановление № 662, Положение № 662).

Положением № 662 регулируется порядок организации оздоровления несовершеннолетних детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях с использованием средств, предусмотренных на эти цели законодательством (далее —государственные средства), кроме организации оздоровления детей в образовательно-оздоровительных центрах, учреждении образования «Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок» (далее — центр «Зубренок») (п. 1Положения № 662).

<...>

Анна ЧЕРНЮК,
доцент


Социальные отпуска без сохранения заработной платы

С учетом положений ч. 1-й ст. 150 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) под социальным отпуском следует понимать освобождение от работы по трудовому договору на определенный период для социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы в случаях, предусмотренных ТК.

Законодательство о труде определяет следующие виды социальных отпусков:

  • по беременности и родам;

  • по уходу за детьми;

  • в связи с получением образования;

  • в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС;

  • по уважительным причинам личного и семейного характера (п. 2 ч. 2-й ст. 150 ТК).

Рассмотрим особенности и порядок предоставления социальных отпусков без сохранения заработной платы, предусмотренных ст. 189 и 190 ТК.

Особенности предоставления социальных отпусков без сохранения заработной платы

В соответствии со ст. 183 ТК социальные отпуска работникам предоставляются в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, образования без отрыва от производства, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и для других социальных целей.

Право работника на социальные отпуска (в том числе на социальный отпуск без сохранения заработной платы) не зависит от продолжительности, места и вида его работы, наименования и организационно-правовой формы организации.

На время указанного отпуска за работником сохраняется его прежняя работа.

Социальный отпуск без сохранения заработной платы предоставляется сверх трудового отпуска и должен быть использован работником в том календарном году, в котором он имеет на него право. В случаях неиспользования социального отпуска в текущем календарном году он не переносится на следующий рабочий год и не заменяется денежной компенсацией, в том числе при увольнении.

Согласно ч. 1-й ст. 151 ТК продолжительность отпусков, в том числе социальных, исчисляется в календарных днях. При этом в число календарных дней социального отпуска в отличие от трудового включаются как рабочие, так и выходные дни, государственные праздники и праздничные дни.

В период пребывания в отпуске без сохранения заработной платы работник не может быть уволен по инициативе нанимателя, за исключением случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (ч. 2-я ст. 43 ТК).

Дополнительно следует учесть, что работник, находящийся в указанном отпуске, не имеет права на выплату пособия по временной нетрудоспособности, наступившей в период социального отпуска (подп. 9.59.6 п. 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569).

<...>

Светлана СЕМЕНИХИНА,
юрист


Изменения в порядке определения сметной стоимости строительства

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 апреля 2018 г. № 19 (далее — постановление № 19) внесены дополнения и изменения в Инструкцию о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденную постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18 ноября 2011 г. № 51 (далее — Инструкция).

В частности, изменения коснулись п. 6 Инструкции, которым установлено, что для определения сметной стоимости строительства составляется сметная документация, состоящая из:

  • локальных смет (локальных сметных расчетов);

  • объектных смет (объектных сметных расчетов);

  • сводного сметного расчета стоимости строительства (очереди строительства) на стадии «архитектурный проект» при проектировании в две стадии и на стадии «строительный проект» при проектировании в одну стадию;

  • сводки средств на стадии «архитектурный проект» при проектировании в две стадии и на стадии «строительный проект» при проектировании в одну стадию;

  • ведомости объемов работ и расходов ресурсов;

  • ведомости ресурсов;

  • информационного блока данных;

  • ведомости сметной стоимости строительства зданий и сооружений, входящих в пусковой комплекс.

При составлении сметной документации на работы по текущему ремонту объектов строительства сводный сметный расчет стоимости строительства объекта не составляется. В этом случае составляется локальная смета (локальный сметный расчет) по форме согласно приложению 1 к Инструкции, включающая также средства, перечень и порядок расчета которых предусмотрен главой 5 Инструкции, за исключением средств и работ, которые согласно законодательству, в том числе техническим нормативным правовым актам, не предусматриваются и не выполняются при текущем ремонте.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Что нужно знать, начиная предпринимательскую деятельность на селе

При осуществлении предпринимательской деятельности в сельской местности следует руководствоваться Декретом Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее — Декрет № 6) с изменениями и дополнениями. Дополнения игнорировать ни в коем случае нельзя: они последовательно корректируют налоговые преференции, задекларированные Декретом № 6. Последние из дополнений были внесены Декретами Президента Республики Беларусь от 27 июня 2016 г. № 2 «О внесении дополнений и изменений в декреты Президента Республики Беларусь» и от 4 сентября 2017 г. № 5 (далее — Декрет № 2 и Декрет № 5 соответственно).

Так, Декретом № 5 (в редакции Декрета № 2подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6 дополнен ч. 2-й, согласно которой для коммерческих организаций, возникших в результате реорганизации юридического лица в форме преобразования (за исключением коммерческих организаций, созданных после 1 августа 2016 г.), утвержден семилетний период, в течение которого применяются налоговые преференции, который исчисляется со дня государственной регистрации юридического лица, в результате реорганизации которого возникла соответствующая коммерческая организация. Кроме того, в отношении деятельности обособленных подразделений коммерческих организаций налоговые льготы предоставляются только в случае создания таких подразделений на территории средних, малых городских поселений, сельской местности вне населенного пункта, территория которого является либо являлась местом нахождения такой коммерческой организации.

Льготы по налогу на прибыль предусмотрены абз. 2-м подп. 1.1 п. 1 Декрета № 6 для коммерческих организаций и по подоходному налогу — для индивидуальных предпринимателей.

<...>

Дина КАРЦЕВИЧ,
экономист


Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 18 апреля 2018 г. № 301 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. № 383»

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 апреля 2018 г. № 301 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. № 383» (далее — постановление № 301), вступившим в силу с 29 апреля 2018 г., внесены изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2010 г. № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» (далее — постановление № 383).

В подпункте 2.1 п. 2 постановления № 383 уточнено, что проверяемые субъекты, названные в п. 1 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Положение № 510 и Указ № 510 соответственно), обязаны приобрести книгу учета проверок не позднее шести месяцев со дня постановки их на налоговый учет. Ранее здесь говорилось о проверяемых субъектах, названных в п. 1 самого Указа № 510, однако на составе проверяемых субъектов это изменение никак не сказалось: обязанность приобретения книги учета проверок в указанный срок, как и ранее, распространяется на организации, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика, представительства иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также нотариусов, лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

<...>

Николай ВОЛЧЕК,
юрист


Комментарий к постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 апреля 2018 г. № 199 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь»

В связи с отменой Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» обязательного использования субъектом хозяйствования печати Национальным банком уточнены формы некоторых документов, используемых при совершении банковских операций.

Нововведения предусмотрены постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 апреля 2018 г. № 199 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь» (далее — постановление № 199), вступившим в силу с 12 мая 2018 г., которым внесены изменения в несколько нормативных правовых актов.

В приложении к Правилам осуществления операций с электронными деньгами, утвержденным постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. № 201, содержащим форму уведомления об операциях с электронными деньгами, которое банки-эмитенты, банки-агенты, банки, погашающие электронные деньги, эмитированные нерезидентами, должны направить в Национальный банк в месячный срок с начала (прекращения) эмиссии электронных денег, принятия обязательства (прекращения обязательства) по распространению, погашению электронных денег, эмитированных нерезидентом, реквизит «М. П.», где ранее в обязательном порядке проставлялась печать банка, теперь сопровождается сноской, в которой говорится, что банк вправе проставить печать на таком уведомлении.

<...>

Николай ВОЛЧЕК,
юрист


Аренда жилья для работников

На практике встречаются ситуации, когда у организации возникает необходимость арендовать жилье для своего работника. Действующее законодательство не содержит запрета на такую аренду. Организация может арендовать жилье как у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее — ИП), так и у физических лиц. По договорам такого рода у организации возникает обязанность оплаты стоимости аренды и, возможно, также коммунальных расходов.

Если хотя бы одной из сторон договора аренды жилого помещения является юридическое лицо, то согласно п. 1 ст. 580 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) договор заключается в письменной форме. При этом постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 сентября 2006 г. № 1191 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. № 497» (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2013 г. № 757) установлена форма договора аренды жилого помещения частного жилищного фонда граждан, которая должна использоваться сторонами.

Пунктами данного договора предусмотрено не только условие о том, что такое помещение передается арендатору для проживания граждан, но также и право арендатора предоставить жилое помещение по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда.

В соответствии с подп. 1.6 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. № 497 «О некоторых вопросах аренды (субаренды), найма (поднайма) жилых и нежилых помещений, машино-мест» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240) физические лица, для которых осуществляемая в соответствии с законодательством деятельность по сдаче в аренду (субаренду) жилых помещений, находящихся на территории Республики Беларусь, не является предпринимательской, обязаны до установленного в договоре аренды (субаренды) жилого помещения срока фактического предоставления таких помещений в аренду (субаренду) зарегистрировать такой договор в местном исполнительном и распорядительном органе. Местные исполнительные и распорядительные органы обязаны зарегистрировать договор аренды (субаренды) жилого помещения в двухдневный срок, а в случае запроса документов и (или) сведений от других государственных органов, иных организаций — в десятидневный срок со дня его представления физическим лицом.

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


Отражение в учете пользования платными дорогами

Основными нормативными правовыми актами по вопросу взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь являются:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2012 г. № 426 «Об отдельных вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь» (далее — Указ № 426) и Положение об отдельных вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденное Указом № 426;

  • Положение о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2013 г. № 340 (далее —Положение № 340);

  • постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 17 июня 2013 г. № 21 «О некоторых вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь» (далее —постановление № 21);

  • постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 7 июня 2013 г. № 16 «О некоторых вопросах пользования платными автомобильными дорогами» (далее — постановление № 16).

Именно на пользователя платной автомобильной дороги возложена обязанность внесения платы за проезд. Согласно подстрочному примечанию к подп. 4.4 п. 4 Указа № 426 пользователем платной автомобильной дороги может быть как собственник (владелец) транспортного средства, так и водитель транспортного средства.

<...>

Людмила БОГДАНОВА,
экономист


Нужно ли декларировать доходы после продажи криптовалют

Тех, кто сделал запас биткоинов или других криптовалют давно, когда они стоили «копейки», сейчас очень волнуют вопросы: как им превратить в обычные деньги свое удачное приобретение? И не будут ли они иметь проблемы с контролирующими органами, если продадут виртуальную валюту и приобретут что-нибудь дорогостоящее?

А вот сотрудники ресурса «Onliner.by» не стали ломать голову над этими вопросами и поступили так, как и должны вести себя любые законопослушные граждане и организации: отправили запрос в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь с просьбой уточнить непонятные моменты, связанные с реализацией норм Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее — Декрет № 8).

В запросе была приведена гипотетическая ситуация с гражданином Республики Беларусь, который владел определенным объемом криптовалют (100 условными единицами), приобретенных задолго до принятия Декрета № 8 или намайненных. Затем он обменял эти «деньги» за пределами Республики Беларусь через биржу, оказывающую соответствующие услуги, на реальные деньги, которые были переведены ему на карту, эмитированную белорусским банком. Итоговая сумма составила 200 тыс. белорусских рублей.

<...>

Николай ВОЛЧЕК,
юрист

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.


Количество показов: 81

Возврат к списку


искать
English Обратная связь Главная Карта сайта

Контактные телефоны

Телефоны приемной:

(+375 17) 286-06-08,

(+375 17) 286-06-14

e-mail: info@profmedia.by


Отдел маркетинга и рекламы
По вопросам, связанным с размещением рекламы в наших изданиях, обращайтесь по телефону:

(+375 17) 286-06-08 (доб. 112)

Редакционно-издательский отдел:

(+375 17) 237-90-39 (43)

Книжная редакция:

(+375 17) 286-06-08 (доб. 321)

Отдел подписки на журналы:

(017) 233-83-89

Отдел реализации и доставки книг:

(017) 290-16-42, (017) 233-42-25

Отдел сервисного обслуживания информационных систем:

(017) 286-06-16

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР