+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 28 мая - 3 июня

Registr.by: мониторинг аналитики за 28 мая - 3 июня

Registr.by: мониторинг аналитики за 28 мая - 3 июня

01.06.2018

Изменения в исполнительном производстве

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 3 мая 2018 г. № 98 (далее — постановление № 98) внесены многочисленные дополнения и изменения в Инструкцию по исполнительному производству, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67 (далее — Инструкция).

Сделаем обзор наиболее существенных, на наш взгляд, новшеств.

Постановления судебного исполнителя

Претерпел изменения перечень постановлений, которые может выносить судебный исполнитель (п. 9 Инструкции), в частности он дополнен постановлениями:

— об изменении суммы взыскания;

— об установлении экономической нецелесообразности реализации имущества.

Инструкция дополнена и формами указанных постановлений: приложениями 31 и 34-1 соответственно. К слову говоря, все ранее имеющиеся приложения к Инструкции постановлением № 98 изложены в новой редакции.

В части 5-й п. 9 Инструкции появилось также положение о том, что судебный исполнитель, руководитель органа принудительного исполнения (далее — ОПИ) вправе по собственной инициативе или по заявлению участника исполнительного производства исправить допущенные в составленных ими актах описки или арифметические ошибки, о чем выносят постановление согласно приложению 71 (в данном приложении содержится форма постановления об исправлении описок и (или) арифметических ошибок в акте). Напомним, что ранее данная норма говорила только о праве указанных в ней лиц исправлять допущенные арифметические описки и ошибки в самом постановлении.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист


Служба «одно окно»: порядок работы усовершенствован

Указом Президента Республики Беларусь от 24 мая 2018 г. № 202 (далее — Указ № 202) утверждено Положение о порядке создания и деятельности службы «одно окно» (далее — Положение). Документ принят в целях дальнейшего совершенствования порядка осуществления административных процедур и организации деятельности службы «одно окно».

Положение, в частности, предусматривает создание службы «одно окно» в городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетах, администрациях районов в городах (далее — исполнительные комитеты) на основании решения соответствующего исполнительного комитета. В то же время предусматривается, что с учетом количества осуществляемых административных процедур, численности населения, проживающего на соответствующей территории, служба «одно окно» может быть создана в иных местных исполнительных и распорядительных органах.

Цель, задачи и функции

Согласно Положению служба «одно окно» является формой организации деятельности исполнительных комитетов, их структурных подразделений, осуществляющих государственно-властные полномочия в определенной отрасли (сфере деятельности) на территории соответствующей административно-территориальной единицы, а также республиканских органов государственного управления (далее — уполномоченные органы) по осуществлению административных процедур.

Определено, что основной целью службы «одно окно» является обеспечение в одном месте приема заявлений заинтересованных лиц об осуществлении административных процедур и выдачи административных решений по ним в соответствии с перечнем, установленным Правительством Республики Беларусь. В то же время оговорено, что при наличии возможности службой «одно окно» принимаются заявления (выдаются документы) и по иным административным процедурам, не включенным в перечень, а также по другим вопросам, относящимся к компетенции уполномоченных органов.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист


Изменения в подготовке и проверке знаний по промышленной безопасности

Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 апреля 2018 г. № 27 (далее —постановление № 27) внесены изменения и дополнения в постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31 «О некоторых вопросах подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности» (далее — постановление № 31).

В частности, в п. 3 Инструкции о порядке подготовки и проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением № 31 (далее — Инструкция), устанавливается, что подготовка осуществляется путем освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых в соответствии с законодательством об образовании. Подготовка осуществляется в учреждениях образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, и в субъектах промышленной безопасности по образовательной программе обучения в организациях при условии наличия службы промышленной безопасности (инженера по промышленной безопасности, ответственного лица, на которое возложены соответствующие обязанности по обеспечению промышленной безопасности). Подготовка лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, осуществляется перед первичной проверкой знаний и с периодичностью, установленной в правилах по обеспечению промышленной безопасности.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Недобросовестной эмиссии ценных бумаг не дадут ход

Инструкция о порядке признания эмиссии эмиссионных ценных бумаг недобросовестной, а выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным, приостановления или запрещения эмиссии эмиссионных ценных бумаг (далее — Инструкция) утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 4 мая 2018 г. № 32 (далее — постановление № 32).

Документом определено, в частности, что эмиссия эмиссионных ценных бумаг признается Министерством финансов недобросовестной, а выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг — недействительным при наличии оснований, предусмотренных ч. 1-й ст. 20 Закона Республики Беларусь от 5 января 2015 г. № 231-З «О рынке ценных бумаг», а также в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь. Признание эмиссии недобросовестной, а выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг — недействительным является основанием для приостановления или запрещения эмиссии эмиссионных ценных бумаг. Признание эмиссии недобросовестной, а выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг — недействительным, приостановление или запрещение эмиссии эмиссионных ценных бумаг могут быть осуществлены не позднее одного года со дня начала размещения эмиссионных ценных бумаг, если иной срок не установлен Президентом Республики Беларусь.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Изменения в порядке отчетности по средствам бюджетов

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 2 мая 2018 г. № 31 (далее — постановление № 31) внесены дополнения и изменения в Инструкцию о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10 марта 2010 г. № 22 (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 1 апреля 2015 г. № 18) (далее — Инструкция).

В частности, согласно дополнению Инструкция теперь определяет методику формирования бухгалтерской отчетности, объем показателей и порядок их взаимной проверки в каждой из форм бухгалтерской отчетности, требования к содержанию пояснительной записки, а также порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности получателями (распорядителями) средств республиканского и местных бюджетов, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также бюджетными организациями по средствам от приносящей доходы деятельности, средствам целевого назначения и иным средствам.

Новой редакцией п. 7 Инструкции установлено, что бухгалтерская отчетность представляется:

— промежуточная — в электронном виде в форме электронного документа;

— годовая — на бумажном носителе и в электронном виде в форме электронного документа. Бухгалтерская отчетность, составленная в форме электронного документа, должна соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь об электронных документах и электронной цифровой подписи. При отсутствии у получателей (распорядителей) средств республиканского и местных бюджетов технической возможности информационного обмена в форме электронного документа бухгалтерская отчетность представляется на бумажном носителе.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Новое в государственной регистрации создания многоквартирного жилого дома

В Положение о порядке обеспечения условий для заселения граждан в жилые помещения в завершенных строительством многоквартирных жилых домах, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2015 г. № 1079 (далее — Положение), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2018 г. № 398 (далее —постановление № 398) внесены изменения и дополнения.

Напомним, что Положением определяется порядок обеспечения условий для заселения граждан в жилые помещения в месячный срок со дня утверждения в установленном порядке акта приемки многоквартирного жилого дома в эксплуатацию (за исключением жилых помещений в жилом доме, построенном по государственному заказу, а также жилых помещений коммерческого использования государственного жилищного фонда и жилых помещений социального пользования) при осуществлении в полном объеме расчетов за выполненные работы по строительству этих жилых помещений.

Согласно этому документу заказчик (застройщик) за сорок пять календарных дней до приемки жилого дома в эксплуатацию заключает с территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним договор на выполнение работ по технической инвентаризации строящегося жилого дома. До заключения указанного договора должны быть завершены предусмотренные проектной документацией работы, необходимые для выполнения технической инвентаризации жилого дома. Заказчик (застройщик) в течение одного рабочего дня со дня утверждения акта приемки жилого дома в эксплуатацию обращается с заявлением в территориальную организацию по государственной регистрации для составления технического паспорта на жилой дом с представлением акта приемки жилого дома в эксплуатацию. Территориальная организация по государственной регистрации по заявлению заказчика (застройщика) в течение двух рабочих дней со дня представления акта приемки жилого дома в эксплуатацию составляет технический паспорт на жилой дом.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Изменения в спортивном законодательстве

Министерством спорта и туризма Республики Беларусь принят ряд постановлений, которыми нормативная база приводится в соответствие с Законом Республики Беларусь от 9 января 2018 г. № 92-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» (далее — Закон № 92-З), вступающим в силу с 19 июля 2018 г.

Так, постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 18 апреля 2018 г. № 25 «Об установлении форм типовых договоров о спортивной подготовке» (далее — постановление № 25) утверждены:

— типовая форма договора о спортивной подготовке спортсмена — учащегося специализированного учебно-спортивного учреждения, спортсмена — учащегося детско-юношеской спортивной школы (специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва), включенной в структуру клуба по виду (видам) спорта в виде обособленного структурного подразделения;

— типовая форма договора о спортивной подготовке учащегося средней школы — училища олимпийского резерва;

— типовая форма договора о спортивной подготовке спортсмена национальной (сборной) команды Республики Беларусь по виду спорта.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Штатное расписание и структура госорганов будут определяться в установленном порядке

Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 19 марта 2018 г. № 203 «О порядке и условиях создания структурных подразделений в государственных органах и штатном расписании отдельных государственных органов» (далее —постановление № 203).

При этом под государственными органами понимаются государственные организации, осуществляющие государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности, а также государственные учреждения, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами являются государственными служащими.

Определено, в частности, что в государственных органах в пределах установленной штатной численности исходя из условий и норм управляемости руководителями государственных органов могут создаваться, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, структурные подразделения по уровням управления и видам.

Предусмотрено три уровня управления:

— первый — это структурные подразделения, руководители которых подчиняются непосредственно руководителю государственного органа или его заместителю, а также структурные подразделения, руководители которых являются одновременно заместителями руководителя государственного органа;

— второй — структурные подразделения, руководители которых подчиняются непосредственно руководителю структурного подразделения первого уровня управления или его заместителю;

— третий — структурные подразделения, руководители которых подчиняются непосредственно руководителю структурного подразделения второго уровня управления или его заместителю.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист


Изменение целевого назначения земельных участков: есть новшества

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2018 г. № 398 (далее — постановление № 398) внесены некоторые изменения и дополнения в Положение о порядке изменения целевого назначения земельных участков, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2011 г. № 1780 (далее — Положение).

В частности, претерпел изменения перечень документов, которые прилагаются к заявлению об изменении целевого назначения земельного участка. Теперь в ч. 4-й п. 4 Положения указано, что к такому заявлению прилагаются:

— копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, без нотариального засвидетельствования или копия документа, содержащего идентификационные сведения о гражданине;

— копии документов, удостоверяющих права на земельный участок и капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на этом участке, либо выписки из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок и капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на этом участке (было — копии документов, удостоверяющих права на земельный участок и капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на этом участке);

— копии технических паспортов на капитальные строения (здания, сооружения) или ведомостей технических характеристик на капитальные строения (здания, сооружения) (было — копии технических паспортов капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на земельном участке);

— обоснование для изменения целевого назначения земельного участка, в том числе финансово-экономическое;

— разработанная в установленном порядке проектная документация на объект строительства, реконструкции (при наличии);

— акт приемки объекта в эксплуатацию или решение местного исполнительного комитета о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке (новое в перечне);

— сведения об источниках финансирования, если дальнейшее использование земельного участка связано с осуществлением строительной деятельности;

— письменное согласие арендаторов, залогодержателей, обладателей сервитутов и иных прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости, а в случае отсутствия такого согласия — копия постановления суда об изменении целевого назначения земельного участка;

— документы, подтверждающие полномочия представителей (в случае совершения действий от имени и в интересах другого лица).

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Нарушение требований о маркировке товаров влечет ответственность

Последствием приобретения, хранения, использования, транспортировки и реализации на территории Республики Беларусь товаров с нарушением порядка их маркировки контрольными идентификационными знаками является применение серьезных административных санкций.

Указом Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» (далее — Указ № 243) установлена обязанность осуществлять маркировку контрольными (идентификационными) знаками некоторых видов товаров. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2011 г. № 1030 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. № 243» (далее — постановление № 1030) утверждены перечни таких товаров:

— перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, за исключением товаров, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых подлежит внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров»;

— перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых подлежит внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров».

<...>

Сергей БЕЛЯВСКИЙ,
судья экономического суда Гродненской области


Передаем дела на хранение в архив организации: переплет и оформление

Вопросы, рассмотренные в данной статье по поводу подготовки дел к передаче на хранение в архив, распространяются на приведение в порядок документов в структурных подразделениях, даже если в организации нет архива и документы не передаются на хранение в архив. В течение двух лет документы могут находиться в структурных подразделениях в неупорядоченном состоянии, то есть так, как они были сформированы в текущем делопроизводстве. Но по истечении установленного времени документы должны быть приведены в порядок в соответствии с требованиями нормативных правовых документов в области архивного дела.

Правила работы архивов, утвержденные постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 143 (далее — Правила работы архивов), предусматривают полное или частичное оформление дел. Полному оформлению подлежат дела постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу (75 лет хранения). Это документы, поступающие на хранение в архив организации в обязательном порядке. Понятие «полное оформление дел» предусматривает, что документы должны быть:

— сформированы в дела в соответствии с номенклатурой дел организации и подлежат систематизации в установленном порядке1;

— переплетены;

— оформлены в соответствии с архивными требованиями (пронумерованы, составлены заверительные надписи, в необходимых случаях составлены внутренние описи, оформлены реквизиты обложек дел);

— на переплетенные и оформленные документы составлены сдаточные описи.

Частичному оформлению подлежат дела временного (до 10 лет) хранения. Это значит, что документы в структурных подразделениях хранятся в скоросшивателях, пересистематизация дел не проводится, листы не нумеруются, не составляются внутренние описи и заверительные надписи. В соответствии с Правилами работы архивов эти документы не поступают на хранение в архив.

Однако, по нашему мнению, если по решению руководителя в архив организации поступают все документы независимо от сроков хранения, то все без исключения документы должны быть в переплетенном состоянии. Особенно это относится к финансовым документам. В этом случае в делах временного (до 10 лет) хранения не обязательно (хотя и желательно) нумеровать листы и оформлять заверительные надписи, но переплести документы и полностью оформить обложки дел необходимо.

<...>

Галина КУДРЯКОВА,
архивист


Новеллы гражданского судопроизводства и вопросы эффективности нормотворчества

Изменения, которые вносятся в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — ГПК) в течение ряда последних лет, вызывают двоякое впечатление. С одной стороны, в нем появляются весьма прогрессивные, передовые нормы — нормы, которые соответствуют логике развития процессуальных отношений, новейшим достижениям юридической науки, потребностям общества и государства. С другой стороны, ГПК насыщается спорными, а порой и явно ошибочными положениями, способными нивелировать весь положительный эффект от его прогрессивных новелл.

Причины этого нередко кроются в отсутствии системного подхода при осуществлении корректировок ГПК, недостаточном взаимодействии правотворческих органов с представителями процессуальной доктрины, а иногда и в банальной небрежности, невнимательности при формулировании текста юридических норм.

Один из последних примеров подобного рода неоднозначных изменений ГПК связан с Законом Республики Беларусь от 8 января 2018 г. № 94-З (далее — Закон № 94-З). Закон № 94-З подвергает правовое регулирование гражданского судопроизводства весьма масштабным преобразованиям, поэтому мы обратим внимание только на те из них, которые не совсем удачны или недостаточны, чтобы в последующем эти моменты могли быть учтены при проведении дальнейших законотворческих работ.

<...>

Владимир СКОБЕЛЕВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса и трудового права БГУ, арбитр Международного арбитражного суда при БелТПП


Справочная информация

Индексы изменения цен на строительно-монтажные работы на май 2018 года

Калькулятор «Расчет переоценки основных средств»

Книга

«Новый перечень типовых документов: сроки хранения, рекомендации по применению». Издатель СООО «ИПА «Регистр», Минск, 2018 г.

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.


Количество показов: 2191
Автор:  Андрей Дембский-Новиков

Возврат к списку