Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Каталог
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

Новости
  для руководителя
  для бухгалтера, экономиста
  для юриста
  для кадровика
  по ВЭД
Поиск в новостях
Договор присоединения
 
FreeCurrencyRates.com

Registr.by: мониторинг аналитики за 8 - 24 октября

13.10.2018

Изменения в Законе о СМИ: новые реалии для интернет-ресурсов

Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 128-З (далее — Закон № 128-З) внесены многочисленные изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-З «О средствах массовой информации» (далее — Закон). Значительная часть из них относится к регламентации деятельности интернет-ресурсов.

Рассмотрим основные новшества.

Терминология

В первую очередь следует отметить, что Законом № 128-З вводится такое новое понятие, как сетевое издание — это интернет-ресурс, прошедший государственную регистрацию в порядке, установленном Законом (п. 191 ст. 1 Закона).

Если вы уже задались вопросом о том, что же понимать под интернет-ресурсом, то спешим вам сообщить, что законодатель и тут проявил бдительность, определив в п. 81 ст. 1 Закона, что интернет-ресурс — это интернет-сайт, страница интернет-сайта, форум, блог, приложение для мобильного устройства, иной информационный ресурс (его составная часть), размещенный в глобальной компьютерной сети Интернет, посредством которых распространяется массовая информация.

Более того, в Законе теперь будет даже определено, что под владельцем интернет-ресурса следует понимать юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуального предпринимателя, реализующее права владения, пользования и (или) распоряжения интернет-ресурсом (п. 31 ст. 1), а под владельцем сетевого издания — владельца интернет-ресурса, прошедшего государственную регистрацию в порядке, установленном Законом (п. 32 ст. 1).

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист


Новый порядок представления заявления на продление сроков завершения внешнеторговых операций

В целях оптимизации процедуры продления сроков экспортных и импортных внешнеторговых операций субъектов хозяйствования установлена примерная форма заявления субъекта хозяйствования на продление сроков завершения внешнеторговых операций (внесение изменений в разрешение), использование которой будет способствовать упрощению подготовки информации субъектами хозяйствования и ускорению процесса рассмотрения заявлений.

Национальный банк Республики Беларусь постановлением Правления от 1 августа 2018 г. № 348 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 апреля 2009 г. № 52» утвердил в новой редакции Инструкцию о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций (далее — Инструкция № 52).

Данное решение принято в целях оптимизации процедуры продления сроков экспортных и импортных внешнеторговых операций субъектов хозяйствования.

<...>

Александра РАКИТИНА,
эксперт по налогообложению


Преимущества национального гаранта уплаты таможенных сборов

Национальный гарант является активным участником интеграционных процессов, происходящих в Евразийском экономическом союзе, обладает правом участия в функционировании единой гарантийной системы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, создаваемой на таможенной территории Евразийского экономического союза и используемой при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, и призван обеспечивать исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2018 г. № 435 «О признании национальным гарантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов» общество с дополнительной ответственностью «Белнефтегаз» признано национальным гарантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (далее — национальный гарант). Документ вступил в силу 10 июня 2018 г.

Предпосылки для определения в Республике Беларусь национального гаранта были созданы в 2015 году, однако до указанной даты лицо, отвечающее условиям признания в качестве национального гаранта, определено не было.

<...>

Людмила ДРОЗД,
эксперт по вопросам обеспечения исполнения налогового обязательства


Новеллы в порядке маркировки товаров средствами идентификации

Есть основания полагать, что с принятием Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе количество наименований маркируемых товаров будет увеличиваться.

Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 117-З «О ратификации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе» (далее — Закон № 117-З и Соглашение соответственно) было ратифицировано Соглашение вступающим в силу по истечении десяти календарных дней с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур. С этого момента прекращают действие:

— Соглашение о реализации в 2015 — 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» от 8 сентября 2015 г.;

— Протокол о продлении срока действия Соглашения о реализации в 2015 — 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» от 8 сентября 2015 г., подписанный 23 ноября 2016 г.

Вновь принятый документ определяет порядок маркировки товаров унифицированными в рамках Евразийского экономического союза (далее — Союз) средствами идентификации (далее — маркировка товаров) и распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) оборот товаров, в отношении которых принято решение о введении маркировки, а также на эмитентов.

<...>

Николай ДУБИНСКИЙ,
специалист таможенного дела


Кредитная история подтверждает кредитоспособность

Предоставление банку потенциальным кредитополучателем согласия на получение кредитного отчета является обязательным. Это не требование законодательства — это один из вариантов изучения полноты кредитоспособности, которую банк обязан оценить до заключения кредитного договора.

Требование об оценке кредитоспособности перед заключением кредитного договора, а также дополнительного соглашения к нему, на основании которого увеличивается размер денежных обязательств кредитополучателя, содержится в Инструкции о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения), утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 149 (далее — Инструкция № 149), хотя данным нормативным правовым актом и не исключается возможность обращения в банк за новым кредитом при наличии просроченной задолженности по ранее полученным кредитам.

Напомним, что ограничения в части выдачи кредитов субъектам хозяйствования при наличии просроченной задолженности по кредитам сняты с 1 апреля 2018 г. Инструкцией № 149 и банки самостоятельно определяют необходимость выдачи нового кредита субъекту хозяйствования, который по каким-либо причинам не рассчитался с банком в срок, предусмотренный кредитным договором (см. подробно: Рабец, Н. Определяет ли уровень кредитного риска ликвидность залогового имущества? // Валютное регулирование и ВЭД. — № 4. — 2018. — С. 26—31).

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист


Расширен перечень случаев подписания первичного учетного документа одной стороной

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10 августа 2018 г. № 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций, внесении дополнений и изменений в отдельные постановления Министерства финансов Республики Беларусь» (далее —постановление № 58) внесены дополнения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12 февраля 2018 г. № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. № 58» (далее — постановление № 13).

Напомним, что согласно п. 14 Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29 «О налогообложении» первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в случаях, определенных Министерством финансов Республики Беларусь.

Постановлением № 13 в свое время было установлено, что первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в случаях:

— выполнения работ (оказания услуг) по публичному договору, заключенному подрядчиком (исполнителем) и заказчиком в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), единолично;

— временного владения и пользования или временного пользования имуществом по договору аренды (временного владения и пользования имуществом по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному арендодателем (лизингодателем) и арендатором (лизингополучателем) в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих временное владение и пользование или временное пользование имуществом, единолично;

— купли-продажи товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг через автозаправочные станции.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Документальное оформление хозяйственных операций: есть изменения

Министерство финансов Республики Беларусь приняло постановление от 10 августа 2018 г. № 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций, внесении дополнений и изменений в отдельные постановления Министерства финансов Республики Беларусь» (далее —постановление № 58).

Документом устанавливается, что организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов) в первичном учетном документе (за исключением первичных учетных документов, формы которых утверждаются Национальным банком Республики Беларусь, а также которыми оформляются прием и выдача наличных денежных средств), составленном на бумажном носителе, исправление вносится во все его экземпляры путем зачеркивания тонкой чертой неправильной записи и надписи над зачеркнутым правильной записи таким образом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, с указанием слова «Исправлено», даты исправления, должности (должностей), фамилии (фамилий), инициалов и подписи (подписей) лица (лиц), внесшего (внесших) исправление, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Новые правила для лизинга

Правила осуществления лизинговой деятельности, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 18 августа 2014 г. № 526 (далее — Правила), постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 сентября 2018 г. № 417 (далее — постановление № 417) изложены в новой редакции.

Правила, в частности, пополнились определением такого термина, как вознаграждение (доход) лизингодателя — это показатель, являющийся исходя из условий договора лизинга и суммы уплаченных лизингополучателем лизинговых платежей разницей между общей суммой лизинговых платежей, предусмотренных договором лизинга, и выкупной стоимости предмета лизинга (если договором лизинга предусмотрено условие о выкупе предмета лизинга) и общей суммой инвестиционных расходов лизингодателя, возмещаемых лизингополучателем в составе лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Процентная ставка за пользование кредитом превышает установленный уровень: как получить разрешение Нацбанка на проведение валютной операции

Приведем алгоритм юридических действий по получению разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, по получению кредитов (займов) при условии, что процентная ставка за пользование кредитом (займом) превышает уровень, установленный Национальным банком Республики Беларусь.

В соответствии с ч. 2-й ст. 4 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании) валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

К резидентам согласно Закону о валютном регулировании относятся:

•физические лица — граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь;

•юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

•дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

•Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист


Новеллы института коллективных инвестиций

Внедрение на финансовом рынке Республики Беларусь нового института коллективных инвестиций — инвестиционных фондов (акционерных и паевых) — будет способствовать выполнению Республикой Беларусь договоренностей о формировании Евразийского экономического союза, в том числе в части гармонизации законодательства в сфере коллективных инвестиций.

Как известно, 23 июля вступил в силу Закон Республики Беларусь от 17 июля 2017 г. № 52-З «Об инвестиционных фондах» (далее — Закон об инвестиционных фондах), которым регламентированы особенности реорганизации и ликвидации акционерных инвестиционных фондов. Как отмечают специалисты, данные особенности в полной мере соответствуют мировой практике, закрепленной в Директивах Европейского союза. Схожий порядок реорганизации и ликвидации акционерных инвестиционных фондов установлен в законодательстве Российской Федерации и Республики Казахстан (см. подробно: Козловская, С. Рынок ЦБ в ожидании Закона о привлекательных финансовых услугах // Валютное регулирование и ВЭД. — № 2. — 2017).

По мнению разработчиков Закона об инвестиционных фондах, развитие инвестиционных фондов позволит увеличить приток внутренних инвестиций в экономику; усилить конкуренцию в сфере привлечения средств населения; увеличить спрос на ценные бумаги; расширить возможности населения по сохранению и приумножению своих сбережений.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист
Стефания КОЗЛОВСКАЯ,
эксперт журнала «Налоговый вестник»        


Особенности работы с проектно-сметной документацией в архивах организаций

По своему значению и объему научно-техническая документация является важнейшей частью Национального архивного фонда Республики Беларусь. В состав научно-технической документации входят проектная документация в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее — проектная документация), конструкторская, технологическая, научно-исследовательская (научная), патентная, геолого-геодезическая, гидрометеорологическая и иная документация. Научно-техническая документация, имеющая историческую, научную, социальную, экономическую, политическую или культурную ценность, подлежит передаче на постоянное хранение в Белорусский государственный архив научно-технической документации в установленные сроки.

Существуют Правила работы с научно-технической документацией в организациях Республики Беларусь, утвержденные постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2003 г. № 38 (далее — Правила работы с НТД), которые устанавливают порядок учета, хранения, использования, экспертизы ценности и передачи научно-технической документации на постоянное хранение в Белорусский государственный архив научно-технической документации (далее — БГАНТД).

<...>

Галина КУДРЯКОВА,
архивист


Формирование кредитных историй и предоставление кредитных отчетов: порядок обновился

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 июня 2018 г. № 291 «О формировании кредитных историй и предоставлении кредитных отчетов» (далее — постановление № 291) утверждена новая Инструкция о формировании кредитных историй и предоставлении кредитных отчетов (далее — Инструкция). Одновременно признается утратившим силу постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 27 мая 2009 г. № 67, которым была утверждена в свое время одноименная инструкция. Проанализируем изменения.

Инструкция определяет порядок формирования Национальным банком Республики Беларусь кредитных историй на основании представленных источниками формирования кредитных историй сведений о кредитных сделках, в том числе порядок и сроки представления сведений, входящих в состав кредитной истории, порядок изменений и (или) дополнений данных сведений, перечень включаемых в кредитную историю сведений об источниках формирования кредитной истории, о запросах пользователей кредитной истории, о заявлениях субъектов кредитных историй на получение кредитного отчета и о заявлениях субъектов кредитных историй об изменении и (или) дополнении сведений, входящих в состав кредитной истории, порядок и сроки хранения кредитных историй, порядок их аннулирования, а также порядок представления Национальным банком Республики Беларусь кредитных отчетов пользователям кредитных историй и субъектам кредитных историй.

<...>

Александр ДУДКИН,
советник закрытого акционерного общества «БСБ Банк», учредитель общества с ограниченной ответственностью «Финансово-аналитическое бюро»


Банковский кодекс: обзор некоторых изменений

Абсолютно все субъекты хозяйствования, осуществляя предпринимательскую деятельность, волей или неволей вынуждены активно взаимодействовать с банками. Правовая основа деятельности банков, в том числе основные принципы взаимодействия с клиентами, определены в Банковском кодексе Республики Беларусь (далее — БК). Неудивительно, что изменения в данной сфере вызывают неподдельный интерес со стороны непосредственных участников рассматриваемых правоотношений.

В данном материале постараемся очень кратко с позиции клиентов понять, что же изменится в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 133-З «О внесении изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон № 133-З).

Клиент — банк

Претерпели изменения взаимоотношения банков и клиентов. Изменения эти вытекают из законодательства Республики Беларусь о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения. Банки теперь не только приостанавливают банковские операции и (или) отказывают в их осуществлении, отказывают в подключении клиента к системам дистанционного банковского обслуживания, в одностороннем порядке прекращают или приостанавливают оказание услуг посредством таких систем, отказываются в одностороннем порядке от исполнения договоров на осуществление банковских операций в письменной форме, отказывают в заключении договора на осуществление банковских операций в письменной форме, но и замораживают средства, блокируют банковские операции.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.


Количество показов: 88
Автор:  Андрей Дембский-Новиков

Возврат к списку

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
новости RSS
новости для бухгалтера RSS

Контактные телефоны
Телефоны приемной:
(+375 17) 286-06-08,
(+375 17) 286-06-14
e-mail: info@profmedia.by

Отдел маркетинга и рекламы
По вопросам, связанным с размещением рекламы в наших изданиях, обращайтесь по телефону:

(+375 17) 286-06-08 (доб. 409)

Редакционно-издательский отдел
(+375 17) 237-90-39 (43)

Книжная редакция
(+375 17) 286-06-08 (доб. 321)

Сбыт:
Отдел подписки на журналы
(017) 233-83-89

Отдел реализации и доставки книг
(017) 290-16-42, (017)233-42-25

Отдел сервисного обслуживания информационных систем
(017) 286-06-16


Способы оплаты на сайте:

МПС + Белкарт.png
Лого для сайтов партнеров и клиентов.png   ЕРИП.png   МТБанк.png

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫКАТАЛОГДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР