+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 29 октября - 4 ноября

Registr.by: мониторинг аналитики за 29 октября - 4 ноября

Registr.by: мониторинг аналитики за 29 октября - 4 ноября

02.11.2018

Формирование кредитных историй, предоставление кредитных отчетов и сведений, входящих в состав кредитной истории: порядок обновился

В кредитном отчете не дается никаких оценок благонадежности клиента и оценок типа «кредитная история хорошая» либо «кредитная история плохая». В нем содержатся даты и цифры. Все оценки остаются на усмотрение банка, а осуществление внутреннего контроля достоверности, полноты и своевременности представления сведений, входящих в состав кредитной истории, определяется в локальных нормативных правовых актах источника формирования кредитной истории.

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 июня 2018 г. № 291 «О формировании кредитных историй и предоставлении кредитных отчетов» (далее — постановление № 291) утверждены новые Инструкция о порядке представления сведений, входящих в состав кредитной истории, по форме 2501 «Сведения, входящие в состав кредитной истории» (далее — Инструкция о порядке представления сведений, входящих в состав кредитной истории) и Инструкция о формировании кредитных историй и предоставлении кредитных отчетов (далее — Инструкция о формировании кредитных историй). Постановление № 291 вступило в силу 23 августа 2018 г. Одновременно утратило силу постановлениеПравления Национального банка Республики Беларусь от 27 мая 2009 г. № 67, которым были утверждены в свое время одноименные инструкции.

Проанализируем изменения.

<...>

Александр ДУДКИН,
советник закрытого акционерного общества «БСБ Банк», учредитель общества с ограниченной ответственностью «Финансово-аналитическое бюро»


Применяем новые возможности факторинга согласно поправкам в главу 19 Банковского кодекса «Финансирование под уступку денежного требования»

Факторинг является одним из широко распространенных способов финансирования. Востребованность данного вида заимствования обусловлена отсутствием необходимости оформления залога, а также некоторыми другими преимуществами перед обычным кредитом.

Одним из основных преимуществ является то, что в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178) при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем поступления денежных средств (за вычетом дисконта, если данный вид вознаграждения предусмотрен договором) по договору финансирования под уступку денежного требования (факторинга), заключенному между экспортером и банком (небанковской кредитно-финансовой организацией).

Таким образом, в последующем уже нет необходимости беспокоиться, что нерезидент оплатит с опозданием и потребуется продление срока завершения внешнеторговой операции в Национальном банке Республики Беларусь с оформлением ряда документов для этого, обоснованием нарушения срока поступления выручки.

К тому же имеется возможность заключения договора факторинга на льготных условиях с поддержкой государства в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)», что также является преимуществом по сравнению с кредитной линией, поскольку получить кредит со льготой по данному Указу резидент Беларуси не может.

<...>

Нонна РАБЕЦ,
юрист


Получение разрешения национального банка на прием наличной иностранной валюты

Приведем алгоритм юридических действий по получению субъектом валютных операций — резидентом разрешения Национального банка Республики Беларусь на прием наличной иностранной валюты при расчетах по внешнеторговому договору.

В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании) расчеты по валютным операциям, проводимым между юридическими лицами, между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также между индивидуальными предпринимателями, осуществляются в безналичной форме, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь (далее —Национальный банк).

Расчеты по валютным операциям с участием физических лиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами либо в безналичной форме в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

К резидентам Закон о валютном регулировании относит:

• физических лиц — граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в Республике Беларусь;

• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

• дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;

• Республику Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист


Определение границ земельных участков: есть изменения

Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 22 марта 2018 г. № 7 (далее —постановление № 7) внесены многочисленные изменения и дополнения в Инструкцию о порядке деления, слияния земельных участков и проведении работ по установлению (восстановлению) и закреплению границы земельного участка, а также по изменению границы земельного участка, утвержденную постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 30 сентября 2016 г. № 18 (далее — Инструкция).

Незначительную корректировку претерпело само название документа — теперь это будет Инструкция о порядке деления, слияния земельных участков и проведении работ по установлению (восстановлению) и закреплению границы земельного участка, а также по изменению границ земельных участков.

В новой редакции изложен п. 2 Инструкции, определяющий понятийный аппарат этого нормативного правового акта: в частности, несколько обновились определения таких терминов, как «исполнители работ» и «заинтересованное лицо». Кроме того, Инструкция дополнена таким термином, как «техническая ошибка» — это ошибка, допущенная исполнителем работ в определении местоположения точек поворота границы земельного участка и (или) в вычислении координат точек поворота границы земельного участка при разработке проекта отвода земельного участка и (или) выполнении работ по установлению границы земельного участка.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Государственная отраслевая политика: определены основные направления, принципы и инструменты реализации

Концепция государственной отраслевой политики (далее — Концепция) утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2018 г. № 752 (далее — постановление № 752). Документ разработан в целях определения организационно-экономического механизма по повышению конкурентоспособности отраслей экономики (секторов, видов экономической деятельности).

Согласно Концепции государственная отраслевая политика представляет собой систему принципов, подходов, приоритетов и мер, направленных на формирование условий для эффективного осуществления деятельности в отраслях экономики (секторах, видах экономической деятельности).

Установлено, в частности, что государственная отраслевая политика основывается на принципах проактивности, равенства форм собственности, невмешательства в добросовестную конкуренцию, открытости, стабильности законодательства.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Определен порядок организации и проведения переписи населения

Инструкция по организации и проведению переписи населения Республики Беларусь 2019 года (далее — Инструкция) утверждена постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 10 октября 2018 г. № 98 (далее — постановление № 98).

Напомним, что перепись проводится в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 384 «О проведении в 2019 году переписи населения Республики Беларусь» в целях получения информации о населении Республики Беларусь, необходимой для разработки государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, текущих расчетов и прогнозирования численности и состава населения, изучения размещения и использования трудовых ресурсов и осуществления научных исследований.

Установлено, в частности, что перепись проводится с 4 по 30 октября 2019 г. по состоянию на 0 часов 4 октября 2019 г. Срок проведения переписи — 27 дней. При осуществлении сбора персональных данных респондентов не учитываются события, произошедшие после даты проведения переписи. Переписные листы и иная переписная документация заполняются на лиц, умерших после 4 октября 2019 г., и не заполняются на детей, родившихся после указанной даты.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ, 
юрист


Несоблюдение сроков регистрации сделки: в чем не откажет банк?

По импортному внешнеторговому договору регистрация сделки должна быть осуществлена до даты поступления товаров либо даты проведения платежей. Однако на практике субъекты хозяйствования зачастую забывают о таком существенном условии.

Влечет ли несоблюдение сроков регистрации сделки по импортному внешнеторговому договору отказ банка в регистрации сделки и проведении платежа?

Рассмотрим ситуацию, которая довольно часто встречается в практике поставки товаров.

Так, например, юридическое лицо — резидент (далее — резидент) заключило импортный внешнеторговый договор с юридическим лицом — нерезидентом (резидент России) на поставку товара. Стоимость товара — 10 000 евро. Товар получен и оприходован 20 июля 2018 г. (рабочий день, пятница). Статистическая декларация оформлена 23 июля 2018 г. (рабочий день, понедельник). 24 июля 2018 г. (рабочий день, вторник) резидент представил в банк Республики Беларусь договор и полный комплект документов, подтверждающих поставку, для регистрации сделки и оплаты.

<...>

Мария БУРНОС


Шесть примеров учета сделок купли-продажи виртуальных активов

Порядок формирования в бухгалтерском учете информации о цифровых знаках (токенах) (далее — токены) и обязательствах, возникающих при размещении собственных токенов перед владельцами этих токенов (далее, если не указано иное, — обязательства), в организациях (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций) (далее — организации) определен Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 6 марта 2018 г. № 16 (далее — НСБУ № 16).

<...>

Андрей ГОЛУБЕВ,
СЕО & Founder ООО «АдвикоГрупп»


Осуществление банком функций агента валютного контроля

Банк как агент валютного контроля обязан уведомлять органы валютного контроля о поступлении клиентам денежных средств по валютным операциям, проводимым с нарушением законодательства Республики Беларусь.

Рассмотрим, каковы действия банка в случае непредставления экспортером данных документов (сведений) в установленный срок.

В практике хозяйственной деятельности часто возникают ситуации, когда субъекты хозяйствования пропускают сроки представления документов (сведений), необходимых для осуществления банком функций агента валютного контроля. Например, юридическому лицу — резиденту 15 сентября 2018 г. в банк Республики Беларусь по экспортному внешнеторговому договору поступили денежные средства в иностранной валюте.

Когда (в какой срок) экспортер должен представить в банк документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агента валютного контроля? Каковы действия банка в случае непредставления экспортером данных документов (сведений) в установленный срок?

<...>

Захар ДЕНИСОВ


Ограничительные рекомендации по вкладам сокращают конкуренцию между банками

На протяжении последних двух лет Национальный банк Республики Беларусь периодически снижает ставку рефинансирования и одновременно устанавливает верхний предел процентных ставок по вкладам в виде письменных рекомендаций, без которых стоимость привлекаемых вкладов и выдаваемых кредитов в национальной валюте заметно отличалась бы от размера ставки рефинансирования.

Так, очередное снижение ставки рефинансирования произведено с 27 июня текущего года постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 20 июня 2018 г. № 279 «О ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь», согласно которому ставка рефинансирования установлена в размере 10% годовых.

Согласно ст. 31 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК) ставка рефинансирования — это ставка Национального банка Республики Беларусь, являющаяся базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок на денежном рынке и служащая основой для установления процентных ставок по операциям предоставления ликвидности банкам. Поэтому, логически исходя из сущности базовой ставки, правильно, когда она и фактически является ориентиром для банков в части определения стоимости привлекаемых во вклады и размещаемых в кредиты денежных средств. Однако, как правило, в настоящее время спрос и предложение на банковском рынке не изменяются адекватно изменению ставки рефинансирования.

<...>

Наталья ПИРОЖНИК


Обязанность была, есть, будет

Банковским кодексом Республики Беларусь (далее — БК) будет предусмотрено непосредственное право налоговых органов запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц.

Изменение схем взаимодействия участников рынка финансовых услуг, стремительное развитие цифровых банковских технологий, а также появление в финансовой сфере новых сервисов, продуктов, услуг вызывает необходимость оптимизировать доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, лиц, участвующих в соответствующих бизнес-процессах.

В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 133-З «О внесении изменений и дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон № 133-З) изменяется порядок представления сведений, составляющих банковскую тайну. Так, Законом № 133-З ст. 121 БК излагается в новой редакции, в которой определены ситуации, при которых представление банком сведений не будет рассматриваться как нарушение банковской тайны. К таким ситуациям относятся обращение банка в том числе к налоговым органам — в связи с выполнением банками функций налоговых агентов при обложении подоходным налогом с физических лиц доходов в виде процентов, полученных физическими лицами по банковским вкладам (депозитам), денежным средствам, находящимся на текущем (расчетном) банковском счете в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, находящихся на территории Республики Беларусь.

<...>

Стефания КОЗЛОВСКАЯ,
Мария БУРНОС


Справочная информация

С 1 ноября 2018 г. установлены новые размеры:

• бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения;

• минимальных потребительских бюджетов для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава;

• государственных пособий семьям, воспитывающим детей.

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.


Количество показов: 2022
Автор:  Андрей Дембский-Новиков

Возврат к списку