+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 21 - 27 мая

Registr.by: мониторинг аналитики за 21 - 27 мая

Registr.by: мониторинг аналитики за 21 - 27 мая

25.05.2018

Согласие Национального банка на операции с ценными бумагами: новый порядок выдачи

Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 27 апреля 2018 г. № 195 (далее —постановление № 195) утверждена Инструкция о порядке выдачи банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям согласия Национального банка Республики Беларусь на осуществление операций с ценными бумагами (далее — Инструкция № 195).

Одновременно признано утратившим силу постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 мая 2007 г. № 112, которым была утверждена Инструкция о порядке получения банками согласия Национального банка Республики Беларусь на осуществление операций с ценными бумагами» (далее — Инструкция № 112).

Инструкцией № 195 определено, в частности, что согласие Национального банка Республики Беларусь на осуществление операций с ценными бумагами (далее — согласие Национального банка) выдается при осуществлении следующих видов работ и услуг, составляющих в соответствии с законодательством Республики Беларусь профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам:

  • брокерская деятельность;

  • дилерская деятельность;

  • деятельность по доверительному управлению ценными бумагами;

  • клиринговая деятельность;

  • депозитарная деятельность;

  • деятельность по организации торговли ценными бумагами.

Напомним, что в соответствии с Инструкцией № 112 согласие Национального банка требовалось на осуществление банками операций с ценными бумагами по видам работ и услуг, составляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, на которые требуется получение специальных разрешений (лицензий).

<...>

Кирилл ПРОКОПОВИЧ,
юрист


Восстановление вычета НДС

В 2018 году налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) облагается оборот по реализации товаров на территории Беларуси. Однако нередко возникает вопрос: как быть с утраченными товарами, с сумм реализации которых был уплачен НДС?

В отношении утраченных товаров установлено ограничение на приятие к вычету сумм НДС. Это значит, что ранее принятый к вычету НДС по недостающим товарам нужно восстановить. При этом НДС не подлежит корректировке в случае утраты товаров в пределах норм, установленных законодательством. А налоговые вычеты в данной ситуации согласно подп. 19.15 п. 19 ст. 107 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) подлежат уменьшению.

Корректировка налоговых вычетов производится в том отчетном периоде, в котором составлен документ, подтверждающий недостачу.

При этом согласно ч. 3-й подп. 19.15 п. 19 ст. 107 НК, а также согласно п. 4 Инструкции по учету налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2012 г. № 41, и ч. 3-й п. 21 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 (далее — Инструкция № 50), производятся следующие бухгалтерские записи:




п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

1

СТОРНО суммы «входного» НДС, ранее принятой к вычету

68

18

2

Отнесение суммы НДС на стоимость недостающего товара

94

18

<...>

Людмила РУБЦОВА,
экономист


Отражение в учете подарков

По общему правилу организация при выплате доходов физическим лицам (как работающим на данном предприятии по месту основной работы, так и не работающим здесь) является налоговым агентом и обязана при необходимости исчислить, удержать у плательщика подоходный налог и перечислить его в бюджет (п. 1 ст. 175 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее — НК). Причем при исчислении для налоговой базы учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Стоимость подарков и праздничных мероприятий является доходом физических лиц в натуральной форме, облагаемым подоходным налогом, и организация, проводящая праздничные мероприятия, обязана исчислить со стоимости данных доходов подоходный налог. Однако при правильном документальном оформлении средства, потраченные предприятием на организацию праздника и на подарки, не будут признаны доходами.

Итак, вначале следует правильно принять к учету приобретенные материальные ценности. Поскольку подарки не являются товарно-материальными ценностями, приобретенными в качестве товаров для реализации, а также не соответствуют условиям принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств, то их следует учитывать на сч. 10 «Материалы» в соответствии с п. 16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50.

<...>

Людмила БОГДАНОВА,
экономист


Санитарно-гигиеническая экспертиза деятельности по производству пищевой продукции: порядок определен

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2018 г. № 365 (далее — постановление № 365) постановление Правительства Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 635 «О некоторых вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия населения» (далее — постановление № 635) дополнено Положением о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы деятельности субъекта хозяйствования по производству пищевой продукции (далее — Положение).

Документ принят во исполнение норм Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7), которым:

  • утвержден перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган (далее — перечень);

  • установлено, что субъект хозяйствования, намеревающийся осуществлять вид экономической деятельности, включенный в перечень, уведомляет об этом местный исполком посредством подачи письменного уведомления через службу «одно окно» или направления его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо с использованием единого портала электронных услуг.

Согласно ч. 2-й подп. 3.2 п. 3 Декрета № 7 субъект хозяйствования, направивший уведомление об осуществлении деятельности по производству пищевой продукции, обязан в течение месяца со дня направления такого уведомления обратиться в органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, за получением санитарно-гигиенического заключения, выдаваемого по результатам проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы (далее — экспертиза). Здесь же указывается, что экспертиза проводится исключительно на предмет соответствия деятельности субъекта хозяйствования требованиям Декрета № 7. Порядок и условия проведения экспертизы устанавливаются Советом Министров.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист


Комментарий к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 21 февраля 2018 г. № 6

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 21 февраля 2018 г. № 6 «О внесении изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42» (далее —постановление № 6) вносит изменения в форму налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее — декларация по налогу на доходы).

В частности, постановлением № 6 уточняется порядок отражения льгот, предоставляемых иностранным организациям —резидентам Парка высоких технологий и Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень»;

Данные изменения вступили в силу с 28 марта 2018 г.

Форма декларации по налогу на доходы содержится в приложении 18 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы» (далее —постановление № 42).

<...>

Александра ПОЛЯНСКАЯ,
эксперт по вопросам налогообложения


Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 7 мая 2018 г. № 339 «О признании в Республике Беларусь документов, выданных уполномоченными органами Европейского союза, при подтверждении соответствия транспортных средств экологического класса 6»

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 мая 2018 г. № 339 «О признании в Республике Беларусь документов, выданных уполномоченными органами Европейского союза, при подтверждении соответствия транспортных средств экологического класса 6» (далее — постановление № 339) установлено, что сертификаты соответствия требованиям регламентов и директив Европейского союза в части показателей выбросов вредных (загрязняющих) веществ уровня требований «Евро 6», выданные уполномоченными органами Европейского союза, признаются при подтверждении соответствия транспортных средств, определенных в приложении к Указу Президента Республики Беларусь от 15 февраля 2018 г. № 67 «О мерах по развитию международных автомобильных перевозок грузов» (далее — Указ № 67).

В свою очередь, в приложении к Указу № 67 перечислены следующие транспортные средства:

  • тягачи седельные 2018 года выпуска с полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн;

  • моторные транспортные средства 2018 года выпуска с полной массой транспортного средства свыше 12 тонн, но не более 20 тонн.

<...>

Николай ВОЛЧЕК,
юрист


Уплата налога на прибыль при трансфертном ценообразовании

Напомним, если налоговыми органами в ходе проверки юридического лица, являющегося плательщиком налога на прибыль, будет выявлено отклонение более чем на 20% примененных им цен от уровня рыночных цен, в результате чего в бюджет был недоплачен налог на прибыль, налоговый орган вправе вынести решение о корректировке налоговой базы по налогу на прибыль и доначислить налог на прибыль таким образом, как если бы результаты этой сделки (сделок) были отражены плательщиком исходя из рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).

Рассмотрим некоторые нюансы при исчислении налога на прибыль.

Вопрос. Юридическое лицо — резидент Республики Беларусь (далее — предприятие «А»), уплачивающее налог на прибыль по ставке 18%, является одним из учредителей другого резидента Республики Беларусь — ООО с долей в его уставном капитале, равной 60%. В свою очередь, ООО не освобождено от уплаты налога на прибыль и является одним из учредителей третьего лица — ОДО. Решением участников ООО доля ООО в уставном капитале ОДО продается предприятию «А» — учредителю ООО по стоимости, соответствующей величине фактического вклада ООО в уставный капитал ОДО, которая равна 150 000 белорусских рублей. Сделка между ООО и предприятием «А» имеет в налоговом периоде разовый характер.

Распространяется ли на эту сделку налоговое регулирование в сфере трансфертного ценообразования в соответствии со ст. 301 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК)?

Ответ. Нет, не распространяется.

Контроль, именуемый контролем трансфертного ценообразования, в соответствии с п. 1.2 ст. 301 НК осуществляется, в частности, по сделкам (если в течение налогового периода сумма цены сделок соответственно по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) с одним лицом превышает 100 000 белорусских рублей без учета косвенных налогов), совершенным с взаимозависимым лицом — налоговым резидентом Республики Беларусь (в том числе через совокупность сделок при участии (посредничестве) третьего лица (лиц), которое имеет право не исчислять и не уплачивать налог (освобождено от налога) на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка, ввиду того, что такое лицо относится к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяет особые режимы налогообложения, и (или) осуществляет деятельность на определенных законодательством территориях) (абз. 6-й п. 1.2 ст. 301 НК).

<...>

Сергей КОРОТАЕВ,
директор ЗАО «АудитКонсульт»


Акцизы и спиртосодержащие отходы

Согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 113 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) объектами обложения акцизами признаются подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь. При этом на основании подп. 2.3 п. 2 ст. 113 НК реализацией (передачей) подакцизных товаров признается также передача плательщиком произведенных им подакцизных товаров для использования на собственные нужды.

В свою очередь, в соответствии с п. 1 ст. 29 НК товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.

На основании п. 2 ст. 62 НК налоговый учет (учет объектов налогообложения) основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета для организаций предусмотрен в Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 (далее — Инструкция № 50). В частности, для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, предназначен сч. 43 «Готовая продукция» (п. 34 Инструкции № 50), по дебету которого отражается стоимость готовой продукции, изготовленной для реализации или предназначенной для собственных нужд организации. Для обобщения информации о потерях от брака в производстве предназначен сч. 28 «Брак в производстве» (п. 29 Инструкции № 50). Наличие и движение неисправимого брака учитываются на субсч. 10-6 «Прочие материалы» (п. 16 Инструкции № 50).

<...>

Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист


Кто может быть рекламодателем?

Обращаем внимание, что Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» (далее — Указ № 337) и Указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности» определены категории граждан, которые могут работать без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Это:

  • лица, оказывающие самостоятельно услуги или производящие какие-либо товары;

  • ремесленники.

Важно иметь в виду, что с точки зрения размещения рекламы своей деятельности правовые статусы таких лиц очень схожи, однако есть и различия.

Так, согласно действующему законодательству физические лица могут быть рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями. Соответственно они могут размещать свою рекламу там, где посчитают нужным, например подать рекламное объявление в газету или разместить рекламу в Интернете.

На данный момент действующее законодательство не содержит никаких ограничений относительно мест размещения рекламы: это может быть собственный сайт, где можно выкладывать фотографии своих работ, популярный ресурс, где осуществляется продажа товаров, или социальные сети. В такой рекламе разрешено указать номер телефона, по которому можно договориться о приобретении товара. Однако следует иметь в виду, что этими возможностями могут пользоваться только физические лица и ремесленники, но не Интернет-магазины.

<...>

Светлана ДОБРИЯНИК,
главный редактор журнала «Налоговый вестник»


Платные услуги в учреждениях бюджетных организаций

Организации, финансируемые из бюджета, наряду с бюджетным финансированием при осуществлении предпринимательской деятельности получают доходы от этой деятельности (внебюджетные средства). Их распорядителями являются руководители этих учреждений.

Порядок формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, а также направления и порядок использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, установлены соответствующим Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2013 г. № 641 (далее — Положение № 641, постановление № 641 соответственно).

Под внебюджетными средствами от приносящей доходы деятельности понимаются денежные средства (включая иностранную валюту), полученные от предпринимательской деятельности (изготовления товаров, выполнения работ, оказания услуг, предназначенных для реализации иным физическим и юридическим лицам) и от иной приносящей доходы деятельности (п. 3 Положения № 641).

При этом следует учитывать постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 мая 2017 г. № 371 (далее —постановление № 371), которым внесены изменения в постановление № 641.

<...>

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
главный бухгалтер комитета по здравоохранению Мингорисполкома


Справочная информация

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на июнь 2018 года

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на июнь 2018 года

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.


Количество показов: 2094
Автор:  Андрей Дембский-Новиков

Возврат к списку