+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за 11 - 17 июня

Registr.by: мониторинг аналитики за 11 - 17 июня

Registr.by: мониторинг аналитики за 11 - 17 июня

17.06.2018

Налогообложение отпускных

При исчислении подоходного налога с сумм отпускных налоговые агенты должны учитывать следующие особенности. Так, доходы за период нахождения плательщика в отпуске, начисленные в одном месяце, но приходящиеся на другие месяцы (в том числе предыдущего или следующего календарного года), включаются в доходы месяца, за который они начислены (абз. 2-й п. 12 ст. 172 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее — НК).

Ситуация 1

Сотруднику организации по месту основной работы предоставлен ежегодный трудовой отпуск с 20 июня 2018 г. по 10 июля 2018 г. Сумма начисленных отпускных составила 420 руб. (в том числе за июнь 2018 года — 230 руб. и за июль 2018 года —190 руб.). Начисленная заработная плата за июнь 2018 года составила 270 руб. Всего начисленный доход в июне 2018 года составил 690 руб.

В рассматриваемой ситуации в доход за июнь 2018 года включается заработная плата за этот месяц (270 руб.) и сумма отпускных, приходящихся на этот месяц (230 руб.), — всего 500 руб. Отдельно исчисляется подоходный налог с суммы отпускных, приходящихся на июль 2018 года (190 руб.), — она включается в доход того месяца, за который начислена, то есть в доход июля 2018 года.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации облагаемый налогом доход составит:

за июнь 2018 года — 398 руб. (500 руб. — 102 руб., где 102 руб. — размер стандартного налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК с учетом Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2018 г. № 29 «О налогообложении») (далее — Указ № 29).

<...>

Александр АЛЕКСАНДРОВ,
экономист


Налогообложение путевок

В соответствии с п. 1 ст. 156 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) при определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. При этом согласно подп. 2.1 и 2.2 п. 2 ст. 157 НК к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав, в том числе жилищно-коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика, а также полученные плательщиком товары, выполненные в его интересах работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе.

Вместе с тем в некоторых ситуациях при решении вопроса о налогообложении доходов физических лиц, полученных в виде путевок, организация вправе применить ряд предусмотренных НК льгот. Так, от подоходного налога освобождается стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (за исключением туристических), оплаченных за счет средств социального страхования, а также средств бюджета (подп. 1.10 п. 1 ст. 163 НК).

<...>

Александр АЛЕКСАНДРОВ,
экономист


Финансирование путевок на санаторно-курортное лечение и детский отдых за счет средств ФСЗН

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области санаторно-курортного лечения и оздоровления, являются:

  • Концепция санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь (далее — Концепция), утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1478;

  • Положение о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление (далее — Положение), утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 542 (далее — Указ № 542);

  • Положение о комиссии по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения (далее — Положение о комиссии), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 августа 2002 г. № 1155.

Основным организатором и координатором деятельности в сфере санаторно-курортного лечения и оздоровления населения является Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения (далее — Центр).

Санаторно-курортное лечение — это вид медицинской помощи, проводимой в санаторно-курортных организациях, основанный на применении преимущественно природных лечебных факторов.

Как следует из п. 1 Указа № 542 и п. 2 Положения, путевки в санаторно-курортные и оздоровительные организации в пределах средств, предусмотренных в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год, и средств государственного социального страхования, предусмотренных на субсидии и текущие трансферты, приобретаются Центром ежегодно.

<...>

Максим НАУМЧИК,
юрист, член ОО «Белорусский республиканский союз юристов»


Налогообложение денежной помощи при уходе в отпуск

Денежная помощь, оказываемая организациями физическим лицам, может быть освобождена от налогообложения только по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК). Так, от подоходного налога освобождается:

  • получаемое один раз в год во время отпуска военнослужащими, занимающими должности в органах межгосударственных образований и международных организаций, находящихся на территории иностранных государств, и членами их семей, а также курсантами и слушателями, проходящими обучение, не связанное со служебной командировкой за границу, в организациях иностранных государств по направлению государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, возмещение за счет средств данных государственных органов расходов на проезд железнодорожным (кроме спальных вагонов), воздушным и автомобильным транспортом к месту жительства на территории Республики Беларусь и обратно (подп. 2.32 п. 2 ст. 153 НК);

  • пособие на оздоровление, выплачиваемое из средств бюджета, а также из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 163 НК).

<...>

Александр КОВАЛЕВ,
экономист


Изменения в патентном законодательстве

Законом Республики Беларусь от 18 декабря 2017 г. № 88-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» (далее — Закон № 88-З) внесены многочисленные комплексные изменения в Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 160-З «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» (далее — Патентный закон). Несмотря на то что Патентный закон не излагается в новой редакции, объем и новизна внесенных изменений позволяют говорить о том, что он приобретает новое качество.

В качестве целей, которые преследовались при обновлении Патентного закона, можно назвать:

  • определение объектов правовой охраны с учетом современных тенденций развития патентного права;

  • оптимизацию процедур выдачи патентов с учетом требований Договора о патентном праве (2000 года) и сложившегося опыта применения правовых норм;

  • закрепление оптимального баланса интересов патентообладателей и общества через определенный законом перечень допускаемых случаев свободного использования запатентованных объектов и механизмы принудительного лицензирования;

  • совершенствование правового регулирования договорных отношений по поводу объектов патентного права;

  • создание эффективного механизма защиты прав патентообладателей.

Рассмотрим наиболее существенные изменения, которые произошли в патентном законодательстве, более подробно.

<...>

Сергей ЛОСЕВ,
кандидат юридических наук, доцент


Новый порядок подачи жалоб и возражений в патентный орган

Положение о порядке подачи жалоб, возражений, заявлений и их рассмотрения Апелляционным советом при патентном органе, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 2009 г. № 1679 (далее —Положение), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 2018 г. № 423 (далее — постановление № 423) изложено в новой редакции.

Это связано с тем, что Законом Республики Беларусь от 18 декабря 2017 г. № 88-З (далее — Закон № 88-З) вносятся масштабные изменения в Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 160-З «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», в том числе в новой редакции изложена ст. 33 этого нормативного правового акта «Признание патента недействительным».

Новой редакцией Положения установлено, в частности, что Апелляционным советом при патентном органе рассматриваются жалобы:

1) на решения по результатам предварительной экспертизы:

  • заявок на выдачу патентов на изобретения;

  • заявленных на регистрацию в качестве товарного знака и знака обслуживания обозначений;

2) на решения по результатам патентной экспертизы заявок на изобретения;

3) на решения по результатам экспертизы:

  • заявок на выдачу патентов на полезные модели;

  • заявок на выдачу патентов на промышленные образцы;

  • заявленных на регистрацию в качестве товарного знака обозначений;

4) на решения по результатам повторной экспертизы заявленных на регистрацию в качестве товарного знака обозначений.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Новшества в стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2018 г. № 208 (далее — постановление № 208) внесены изменения и дополнения в стратегию Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012 — 2020 годы, утвержденную постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 марта 2012 г. № 205 (далее — стратегия).

Стратегия является основным программным документом, определяющим формирование государственной политики в вопросах охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности на указанный период.

Стратегия дополнена перечнем первоочередных мероприятий по ее реализации в период с 2018 по 2020 годы. При этом сами мероприятия систематизированы по разделам, соответствующим разделам стратегии.

В вопросах развития законодательного регулирования в сфере интеллектуальной собственности особое внимание привлекает запланированное на 2019 год «рассмотрение вопроса о кодификации законодательства в сфере интеллектуальной собственности». Данная формулировка не означает, что Беларусь приняла окончательное решение о переходе от системы специальных законов к единому кодифицированному законодательному акту. Однако сама постановка вопроса уже предполагает обсуждение «плюсов» и «минусов» кодификации и, как следствие, выбор стратегического направления развития данной подотрасли гражданского законодательства.

В качестве постоянной задачи названа гармонизация законодательства Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности с законодательством государств — членов Евразийского экономического союза.

<...>

Сергей ЛОСЕВ,
кандидат юридических наук, доцент


Изменения в санитарных нормах и правилах для учреждений среднего образования

В Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206 (далее — Санитарные нормы и правила), постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 мая 2018 г. № 39 внесены изменения и дополнения.

В частности, из Санитарных норм и правил исключен п. 100, который устанавливал, что гимназии, лицеи, базовые школы —колледжи искусств, средние школы — колледжи искусств, гимназии — колледжи искусств, гимназии-интернаты, специализированные лицеи, суворовские училища, кадетские училища, средние школы — училища олимпийского резерва могут открываться при:

  • условии организации образовательного процесса в первую смену;

  • соответствии условий организации образовательного процесса данным Санитарным нормам и правилам, подтвержденных положительными результатами государственной санитарно-гигиенической экспертизы, проведенной уполномоченными органами и учреждениями госсаннадзора в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Об уточнении порядка и условий проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы

Подпунктом 3.2 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) предусмотрено, что субъект хозяйствования, направивший уведомление об осуществлении деятельности по производству пищевой продукции, обязан в течение месяца со дня направления такого уведомления обратиться в органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, за получением санитарно-гигиенического заключения, выдаваемого по результатам проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы. Данная экспертиза проводится исключительно на предмет соответствия деятельности субъекта хозяйствования требованиям данного Декрета № 7.

В настоящее время абз. 3-м подп. 8.32 п. 8 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 2011 г. № 1446 «О некоторых вопросах Министерства здравоохранения и мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360», определены полномочия Министерства здравоохранения по утверждению Положения о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы. Данное Положение утверждено постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 января 2013 г. № 1 и касается порядка и условий ее проведения в отношении объектов государственной санитарно-гигиенической экспертизы, определенных ст. 16 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Деятельность субъекта хозяйствования по производству пищевой продукции отдельным объектом государственной санитарно-гигиенической экспертизы в указанном Законе не предусмотрена.

<...>

Николай ЛИМОЖ,
юрист


Нормы труда и их установление, замена и пересмотр

Одним из основных факторов роста экономики республики является повышение производительности труда. Правильно разработанные нормы труда способствуют снижению трудовых затрат и обеспечению конкурентоспособности продукции.

Целью нормирования труда в организациях является обеспечение эффективного использования его производственного и трудового потенциала, конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе проведения целенаправленной работы по снижению трудовых затрат в результате внедрения достижений науки и передового опыта, своевременного их отражения в нормах.

Порядок установления норм труда, их замена и пересмотр определены гл. 8 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК).

Согласно ч. 1-й ст. 86 ТК нормы труда — нормы выработки, времени, обслуживания, численности, нормированные задания устанавливаются для работников в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда, а для отдельных категорий работников — также с учетом физиологических и половозрастных факторов.

В условиях коллективных форм организации и оплаты труда могут применяться также укрупненные и комплексные нормы.

Норма труда определяет меру труда, которую работники обязаны выполнять в установленный период рабочего времени.

Нормирование труда — это вид деятельности по управлению производством, направленный на установление необходимых затрат и результатов труда, а также необходимых соотношений между численностью работников различных групп и количеством единиц оборудования.

<...>

Алексей ШТЕЙНЕР,
юрист


Образцы записей в трудовую книжку при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя

По тем основаниям, которые перечислены в ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), может расторгаться как срочный, так и бессрочный трудовой договор.

На основании ст. 42 ТК нанимателю предоставлено право расторгнуть срочный трудовой договор до истечения его срока.

Те основания для увольнения, которые перечислены в ст. 42 ТК, являются общими и применяются ко всем категориям работников. Указанные основания могут повлечь расторжение трудового договора как при наличии вины работника (п. 457 —9 ст. 42 ТК), так и при ее отсутствии (п. 1  3 и 6 ст. 42 ТК).

При расторжении трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя в трудовую книжку вносится запись об увольнении (прекращении трудового договора (контракта) со ссылкой на соответствующий пункт ст. 42 ТК либо на иные основания расторжения трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя, предусмотренные законодательными актами (п. 40 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2014 г. № 40).

Приведем образцы записей в трудовую книжку при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя (ст. 42 ТК) с указанием документов, необходимых для увольнения по соответствующему основанию.

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


О реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 02.04.2015 № 3 «О содействии занятости населения»

Новая редакция Декрета Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О содействии занятости населения» (далее — Декрет № 3) содержит ряд поручений Правительству Республики Беларусь, направленных в том числе на регламентацию порядка организации и деятельности постоянно действующих комиссий по координации работы по содействию занятости населения (далее — комиссии), а также отнесения лиц к трудоспособным гражданам, не занятым в экономике.

В связи с этим были приняты постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2018 г. № 239 «Об утверждении Положения о порядке отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, включая взаимодействие в этих целях государственных органов и организаций» (далее — постановление № 239) и от 31 марта 2018 г. № 240 «Об утверждении Примерного положения о постоянно действующей комиссии по координации работы по содействию занятости населения» (далее — постановление № 240).

Принятые нормативные правовые акты регулируют вопросы деятельности комиссий по содействию в трудоустройстве тех, кто потенциально попадает в базу данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, а также определяют категории указанных граждан.

1. Постановлением № 239 утверждено Положение о порядке отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, формирования и ведения базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, включая взаимодействие в этих целях государственных органов и организаций (далее — Положение).

<...>

Игорь ЛИНИЧЕНКО,
юрист


Подготовка работников по вопросам пожарной безопасности: порядок определен

Инструкция о порядке подготовки работников по вопросам пожарной безопасности и проверки их знаний в данной сфере (далее — Инструкция) утверждена постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 мая 2018 г. № 36 (далее — постановление № 36). Документ устанавливает порядок подготовки работников по вопросам пожарной безопасности (далее — ПБ) и проверки их знаний в данной сфере, включая порядок проведения противопожарного инструктажа, порядок проведения подготовки по программе пожарно-технического минимума (далее — ПТМ), а также категории работников, подлежащих обязательной подготовке по этой программе.

Следует сразу отметить, что Инструкция утверждена во исполнение п. 58 общих требований пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7). Поэтому в п. 2 Инструкции установлено, что для ее целей применяются термины и их определения в значениях, установленных Декретом № 7.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Определен порядок раскрытия государственными органами информации о сделках с ценными бумагами

Министерство финансов Республики Беларусь приняло постановление от 30 мая 2018 г. № 40 «О раскрытии государственными органами информации о сделках с эмиссионными ценными бумагами» (далее — постановление № 40).

Документом установлено, что государственные органы, совершающие сделки с эмиссионными ценными бумагами в соответствии с возложенными на них функциями в пределах их компетенции, ежеквартально не позднее десяти рабочих дней после окончания отчетного квартала раскрывают путем представления в департамент по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь информацию о совершенных ими на неорганизованном рынке сделках с эмиссионными ценными бумагами в процессе обращения этих ценных бумаг, за исключением сделок с эмиссионными ценными бумагами на предъявителя. Также указано, что данное требование не распространяется на государственные органы, заключившие с Министерством финансов соглашения, предусматривающие взаимный обмен информацией, в том числе информацией о сделках, поскольку в этом случае информация о сделках будет представляться государственным органом в порядке и сроки, определенные этим соглашением.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист


Профилактические прививки: порядок обновился

Министерство здравоохранения Республики Беларусь приняло постановление от 17 мая 2018 г. № 42 «О профилактических прививках» (далее — постановление № 42). Одновременно признано утратившим силу ранее действовавшее постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18 июля 2012 г. № 106 «Об установлении Национального календаря профилактических прививок, перечня профилактических прививок по эпидемическим показаниям, порядка и сроков их проведения и признании утратившими силу постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29 сентября 2006 г. № 76 и от 8 августа 2011 г. № 78» (далее — постановление № 106).

Постановлением № 42 установлены новый Национальный календарь профилактических прививок и новый перечень профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Определено, в частности, что профилактические прививки в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок проводятся в определенные сроки жизни человека независимо от эпидемиологической ситуации для создания специфической невосприимчивости организма человека к соответствующим инфекционным заболеваниям.

<...>

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.


Количество показов: 2415
Автор:  Андрей Дембский-Новиков

Возврат к списку