+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Потребители выиграют, а бизнес заплатит. Президент подписал новый Закон «О защите прав потребителей»

Потребители выиграют, а бизнес заплатит. Президент подписал новый Закон «О защите прав потребителей»

Потребители выиграют, а бизнес заплатит. Президент подписал новый Закон «О защите прав потребителей»

25.06.2018

Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал одобренный парламентом проект изменений в Закон от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей». Документ направлен на сверхзащиту потребителя и создание максимальной прозрачности его отношений с продавцом. А вот на представителей бизнеса он налагает достаточно много новых нормативов и требований.

У гарантийных мастерских и сервисных центров возникают новые обязательства перед покупателями некачественных сложнотехнических товаров. Они должны проводить экспертизу таких вещей и выдавать заключение на протяжении 3 дней со дня получения.

Такую норму включили в законопроект в связи с тем, что в Министерство по антимонопольной политике и торговле поступают многочисленные жалобы из торговых организаций. Последние в соответствии с действующим Законом обязаны за неделю провести проверку некачественной техники. А делающая такую проверку ремонтная организация фактически может затягивать время сколь угодно долго. И никакого влияния у продавца на сервис-центр или мастерскую нет, их нанял и платит за гарантийный ремонт, как правило, производитель.

Также закон предусматривает и новые виды «документов, подтверждающих факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги)» под которым теперь будет подразумеваться не только обычный кассовый чек. В Законе теперь пропишут и другие очевидные случаи наличных расчетов между потребителями и бизнесом.

В случае отсутствия или поломки кассового аппарата клиенту смогут выдать квитанцию к отрывному талону. Фактически суды и госорганы такой документ уже давно признают подтверждением покупки, но в Законе эта ситуация урегулирована не была.

В сфере лотерейного бизнеса, перевозок пассажиров и багажа — приобретение услуг подтвердит билет. При оплате через инфокиоски, банкоматы, POS-терминалы подтверждением станет карт-чек. При оплате через системы дистанционного банковского обслуживания (СДБО), такие как мобильный или интернет­банкинг, использовании электронных кошельков, посредничестве операторов сотовой связи клиент может получить чек в электронном виде на e-mail или в личный кабинет на сайте, мобильном приложении.

Отдельно оговорено использование единого расчетно-информационного пространства (ЕРИП). Там подтверждением платежа клиента является номер операции в системе.

Также в законе теперь указано требование к продавцам обеспечить прием платежей от клиентов в виде наличных денег или в безналичной форме, по выбору потребителя. Эта норма не распространяется на агроусадьбы и ремесленников, физических лиц, торгующих на рынках, и ситуации, когда другими правовыми актами строго оговорено, как именно надо платить в конкретном случае.

Запрещено устанавливать разную цену на один и тот же товар в зависимости от того, как его оплачивают – наличными или безналом.

Во всех случаях при возврате денег запрещено требовать предъявления потребителем паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. По умолчанию возврат денег потребителю должен производиться в той же форме, в какой был оплачен товар. Но стороны сделки могут по взаимному согласию закрыть свои расчеты иначе.

 

Если человек возвращает недоброкачественный товар, то продавец (или изготовитель, поставщик, представитель – в зависимости от ситуации) должен выплатить ему полную стоимость товара. Удержать хотя бы рубль в связи с тем, что возвращается поношенная вещь или бывшая в употреблении техника, нельзя.


Количество показов: 1098
Автор:  Андрей Дембский-Новиков

Возврат к списку