Информационно-правовое агентство «Регистр»
Главная
Журналы
Деловые книги
Правовые системы
Каталог
Деловые новости
Скачать
Группа компаний Регистр
логин
пароль
напомнить пароль
регистрация

Войти через социальные сети

О нас
Адрес, реквизиты,
контактные телефоны
Руководство
СМИ о нас
Новости, пресс-релизы
Лицензии и свидетельства
Партнёры
Представители
Вакансии
 
FreeCurrencyRates.com

Законодательное регулирование планирования и проведения проверок структурными подразделениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

24.10.2018

куп 19 статья.jpg

Материал был опубликован в журнале "Кадровик. Управление персоналом" (№19/2018)


Александр ШЕВЦОВ, юрист 

Какие документы предусматривают планирование

и проведение проверок

Планирование и проведение проверок структурными подразделениями Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь регламентируются:

·         Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510);

·         Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом № 510 (далее — Положение о порядке организации и проведения проверок);

·         Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее — Указ № 376);

·         Инструкцией об осуществлении надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда государственными инспекторами труда, утвержденной приказом директора Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.12.2009 № 25 (в редакции приказа директора Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2012 № 18).

 

На основании каких критериев назначается выборочная проверка

Указом № 376 предусматривается уход от действующей системы плановых проверок. С 1 января 2018 года плановые проверки не назначались. 

В соответствии с нормами Указа № 376 предусматривается переход к системе выборочных проверок. Выборочная проверка назначается с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора). Методика формирования системы оценки риска утверждается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Комитетом государственного контроля и Генеральной прокуратурой.

          При назначении выборочной проверки контролирующим (надзорным) органом учитывается информация, в том числе:

·         представленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии);

·         полученная в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;

·         полученная от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам;

·         полученная от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица.

При этом проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

В соответствии с п. 13 Указа № 376 планы выборочных проверок на первое полугодие 2019 г. будут сформированы Комитетом государственного контроля и размещены на сайте Комитета в сети Интернет до 15 декабря 2018 г.

Кроме этого, согласно абз. 4 п. 2 Положения о порядке организации и проведения проверок контролирующие (надзорные) органы вправе производить контрольную закупку товарно-материальных ценностей, контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг.

 

По каким вопросам проводятся проверки

государственным инспектором труда

На сайте Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь содержится укрупненный перечень вопросов, подлежащих проверке государственным инспектором труда у работодателя по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда.

 

Укрупненный перечень вопросов, подлежащих проверке государственным инспектором труда у работодателя по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда

1. Наличие и содержание организационно-распорядительной документации и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда. Назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.

2. Разработка и внедрение процедур, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности.

3. Осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда, распространяющихся на деятельность организации.

4. Предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обеззараживающих средств в соответствии с установленными нормами.

5. Выделение финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, профилактике производственного травматизма, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников.

6. Обеспечение безопасности при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов, химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной защиты и применение средств индивидуальной защиты.

7. Наличие санитарно-бытовых помещений (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогрева, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и др.), оснащенных необходимыми устройствами и средствами, организация питьевого водоснабжения.

8. Соблюдение требований охраны труда при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности.

9. Осуществление подготовки (обучения), инструктажа, переподготовки, стажировки, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

10. Информирование работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующих рисках повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда.

11. Обеспечение в установленном законодательством порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, разработку и реализацию мер по их профилактике.

12. Отстранение от работы работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедших инструктаж, проверку знаний по охране труда, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающих безопасность труда, не прошедших медицинский осмотр в случаях, предусмотренных законодательством.

13. Включение в гражданско-правовой договор существенных (обязательных) условий, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».

14. Соблюдение работниками трудовой дисциплины, привлечение к ответственности работников, допустивших нарушение трудовой дисциплины.

15. Прием, перевод, перемещение работников, а также прекращение трудовых правоотношений.

16. Обеспечение исполнения нормативных правовых актов в сфере применения контрактной формы найма.

17. Ведение, хранение и выдача трудовых книжек работников.

18. Своевременность выплаты заработной платы. Выплата заработной платы не ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, а также в части порядка применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

19. Оплата за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни, компенсация за работу в выходной день, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими.

20. Предоставление работникам трудовых и социальных отпусков.

21. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий.

22. Порядок привлечения работников к материальной ответственности.

23. Выполнение требований законодательства по соблюдению трудовой дисциплины.

24. Условия трудовых договоров (контрактов).

25. Рабочее время и время отдыха.

26. Предоставление гарантий и компенсаций.

27. Предоставление дополнительных гарантий, установленных законодательством, при заключении (продлении) контрактов с отдельными категориями работников.

28. Правомерность и порядок отстранения работников от работы.

29. Регулирование трудовых отношений отдельных категорий работников (руководителей организаций, женщин, работников, имеющих семейные обязанности, молодежи, инвалидов, работников с неполным рабочим временем, временных работников, сезонных работников, работников-надомников, домашних работников, совместителей, работников отдельных отраслей экономики и отдельных профессий).

* Следует заметить, что в статье 1 Трудового кодекса Республики Беларусь содержится понятие нанимателя, а не работодателя.

 

Какие используются контрольные списки вопросов (чек-листы)

при проведении проверок

Пунктом 1 приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.12.2017 № 194 «Об установлении форм контрольных списков вопросов (чек-листов)» (далее — Приказ №194) установлены  формы контрольных списков вопросов (чек-листов):

  • в сфере надзора за соблюдением законодательства о занятости населения;
  • в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде и пенсионном обеспечении по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде;
  • в сфере надзора за соблюдением законодательства об охране труда.

        Пунктом 4 Приказа № 194 Департаменту государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь при осуществлении надзора в форме проверок за соблюдением законодательства о труде и об охране труда предписано использовать контрольные списки вопросов (чек-листов):

  • в сфере надзора за соблюдением законодательства о труде;
  • в сфере надзора за соблюдением законодательства об охране труда.

 

Какие документы ведутся в организации

Пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» утверждены:

·         форма книги учета проверок (ведется в каждой организации, на каждое торговое место на рынке, торговый объект и иной объект осуществления деятельности, расположенные вне их места нахождения);

·         форма журнала производства работ (ведется на каждом объекте строительства);

·         Правила ведения книги учета проверок;

·         Правила ведения журнала производства работ;

·         форма уведомления о проведении проверки.

 

Книга учета проверок выдается лицом, ответственным за ее хранение, проверяющему (руководителю проверки) после предъявления им:

·         служебного удостоверения;

·         предписания на проведение проверки (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, — иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты).

 продли подписку.jpg


Количество показов: 155

Возврат к списку

искать
English Обратная связь Главная Карта сайта
новости RSS
новости для бухгалтера RSS

Контактные телефоны
Телефоны приемной:
(+375 17) 286-06-08,
(+375 17) 286-06-14
e-mail: info@profmedia.by

Отдел маркетинга и рекламы
По вопросам, связанным с размещением рекламы в наших изданиях, обращайтесь по телефону:

(+375 17) 286-06-08 (доб. 409)

Редакционно-издательский отдел
(+375 17) 237-90-39 (43)

Книжная редакция
(+375 17) 286-06-08 (доб. 321)

Сбыт:
Отдел подписки на журналы
(017) 233-83-89

Отдел реализации и доставки книг
(017) 290-16-42, (017)233-42-25

Отдел сервисного обслуживания информационных систем
(017) 286-06-16


Способы оплаты на сайте:

МПС + Белкарт.png
Лого для сайтов партнеров и клиентов.png   ЕРИП.png   МТБанк.png

ГЛАВНАЯЖУРНАЛЫДЕЛОВЫЕ КНИГИ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫКАТАЛОГДЕЛОВЫЕ НОВОСТИСКАЧАТЬГРУППА КОМПАНИЙ РЕГИСТР